Жизнь на творческой высоте: Георгий Васильевич Сысоев


Версия для печати

Архитектурная общественность столицы нынешним маем собралась на вечере памяти, посвященном Заслуженному архитектору Беларуси, лауреату Государственной премии, академику Белорусской академии архитектуры, члену-корреспонденту Петровской академии наук и искусств (Россия) Георгию Васильевичу Сысоеву. В Республиканском доме архитекторов была устроена выставка графических и архитектурных работ мастера, звучали воспоминания его сына-архитектора, друзей и коллег. Не хватало, пожалуй, одного — молодежи. А ведь именно тем, кому предстоит приумножать славу отечественного зодчества, было, по словам первого заместителя председателя БСА М. Л. Гаухфельда, на что посмотреть и что послушать…

"Время имеет свойство неумолимо идти вперед, и то, что мы имеем сегодня, завтра станет историей, — отметил Александр Георгиевич Сысоев. — Прошло немногим больше года со смерти Георгия Васильевича, и это повод оглянуться назад и посмотреть, что этот человек оставил после себя в архитектуре".

На картонах, которые Г. В. Сысоев сам когда-то оформлял к своему 60-летию, были представлены материалы, концентрированно отражающие практически все его творчество: от детской графики этого художественно одаренного человека до зрелых проектов, формирующих застройку Минска и других городов. В том, насколько хорошо сохранились эти работы, заслуга самого зодчего. Как вспоминает его коллега И. С. Журавлев, "в отличие от большинства архитекторов его рабочий стол служил образцом системы: бумаги в стопочках на краю стола, карандаши в стакане и пенале, ластик в коробочке, рулоны чертежей, подвешенные на стене в специальных приспособлениях. Когда сослуживцы удивлялись отсутствию творческого беспорядка, он цитировал Пифагора: "Порядок очищает мысли".

"В студенческие годы и на старте профессионального пути я поклонялся творчеству Ле Корбюзье, который не монтировал архитектуру из плоскостей, а лепил ее как скульптор, используя пластические возможности материала, — продолжил он. — Пластика шедевров Корбюзье оказалась созвучной потребностям начинающего проектировщика в моем лице, и его почерку хотелось подражать. Тогда это было невозможно (что уберегло от слепого копирования), поскольку все пластические образы великого швейцарского француза строились на возможностях монолитного бетона и игры светотени, в то время как отечественные строители первый не приветствовали, а со второй было туговато в нашей климатической зоне. Тем не менее, несмотря на ориентацию конструктивной системы на сборные колонны, ригели, плиты, панели и минимум кирпича, легкие отголоски эха архитектуры Ле Корбюзье при желании можно обнаружить в передних планах застройки микрорайона Восток-1 в Минске.

…Случилось это спустя четыре года после защиты диплома. Организатором и вдохновителем творчества в коллективе был Георгий Васильевич Сысоев — известный в профессиональной и руководящей среде опытный боец архитектурного фронта, удостоенный почетных званий и наград, который за предшествующий период совместной работы, видимо, пришел к заключению о возможности доверить молодому архитектору выработки концепции архитектурного образа застройки головной части Востока-1.

Работу необходимо было форсировать, поскольку планы строительства на предстоящий год были сверстаны. Но наступала пора отпусков, и когда я пришел к шефу с соответствующим заявлением, услышал: "Ухожу в отпуск, буду работать на даче. Когда эскиз будет готов, передайте его мне вместе с заявлением. Если идея окажется приемлемой, подпишу отпуск немедленно". Георгий Васильевич отбыл на дачу в понедельник, в четверг той же недели ему был доставлен эскиз, а в пятницу я получил согласованное заявление на отпуск. Прав был Ле Корбюзье, когда говорил: "Архитектура — это не профессия, это определенное состояние духа"…

Дальнейшим проектированием застройки занимался внушительный коллектив специалистов всех родственных профессий и бригады архитекторов И. Журавлева и И. Поповой во главе с Г. В. Сысоевым. Вместе с ними работала группа художников-монументалистов под руководством А. Кищенко (мозаичные панно, керамика на фасадах и в интерьерах). Предложения по отдельным фрагментам благоустройства внес В. Аникин.

Повезло, что бывает не часто: проект, его изображения на демонстрационных материалах и реальность воплощения взаимно соответствуют. Исключения составили "сады на крышах", которые жители не восприняли, и их благоустройство пришлось демонтировать. К слову, в их проектировании участвовал тогда еще молодой специалист А. Сысоев — сын известного зодчего. И еще один интересный факт: в Марселе Ле Корбюзье построил дом с благоустроенной крышей, и жильцы эту функцию активно используют…

Дважды на заседаниях Республиканской научно-методической Рады по вопросам историко-культурного наследия обсуждались предложения по приданию статуса объекта наследия (памятника архитектуры) ансамблю микрорайона Восток-1, которые не нашли официальной поддержки, т. к. не прошло полувека с момента окончания его строительства".

"Шедевральной" назвал застройку микрорайона Восток-1 Заслуженный архитектор Беларуси В. Н. Аладов. Именно по этому пути, по его мнению, следовало развиваться крупнопанельному домостроению. Однако этого не произошло, более того, с фасадами ансамбля обошлись достаточно вольно…

Тема нашла продолжение в дискуссии о месте и роли архитектора в современном мире, об авторском праве и необходимости увековечения для потомков имен зодчих — авторов знаковых объектов. Действительно, при публикации, скажем, стихотворения обязательно указывается, кто его написал. Так почему бы на фасадах зданий, украшающих города и веси Беларуси, не помещать таблички с именами их создателей?

Своими воспоминаниями о Г. В. Сысоеве — Архитекторе и Человеке — поделились Л. Д. Усова, Л. А. Нордштейн, С. И. Федченко и другие.

В 1938 г. после окончания вологодской средней школы Г. В. Сысоев поступил в Ленинградский институт инженеров коммунального строительства на архитектурный факультет. Накануне войны 3-курсников направили на практику в Подмосковье, где их застало известие о нападении на страну фашистской Германии. У студента Сысоева было слабое зрение, и он выучил наизусть таблицу, по которой его проверяли. Будущий архитектор вместе с бойцами военно-строительного отряда и управления оборонительного строительства Резерва Главного Командования Красной Армии был на многих фронтах: Западном, Центральном, Воронежском, I и II Белорусских. Принимал участие в обороне Москвы, освобождал Минск, Варшаву и другие города. И решил, что если останется в живых, вернется возрождать столицу Беларуси. После мобилизации Г. В. Сысоев завершил архитектурное образование в Академии художеств СССР г. Ленинграда (Санкт-Петербург), с отличием защитив диплом "Музей обороны Сталинграда". Его учителями были известные зодчие И. Г. Лангбард, И. И. Фомин, Л. В. Руднев и др. В 1952 г. по рекомендации архитектора С. Б. Сперанского Г. В. Сысоева пригласили на работу в институт "Белгоспроект". И уже в августе он создал проект кинотеатра "Радуга" в парке им. Челюскинцев, отмеченный грамотой на Всесоюзном смотре творческих работ молодых архитекторов. В 1953 г. Георгия Васильевича назначили руководителем коллектива по созданию 2-й очереди главного проспекта столицы (от пл. Я. Коласа до выезда на Московское шоссе). Проектировались и строились жилые дома, общежития БПИ (БНТУ), в соавторстве с Л. Каджаром и С. Мусинским — вход Ботанического сада. В 1960-е совместно с последним Г. В. Сысоев запроектировал здание горисполкома на пл. Ленина (Независимости), новый корпус г-цы "Минск", жилье на бул. Луначарского, пл. Юбилейной, пр. Партизанском. Особое место в его творчестве занимает мемориальный комплекс "Брестская крепость-герой". В 1966 г. был создан творческий коллектив под руководством Народного художника СССР А. Кибальникова по проектированию и строительству мемориала, а Г. В. Сысоев долгое время был главным архитектором проекта (1-я очередь). В "Минскпроекте" Георгий Васильевич возглавлял мастерскую индивидуального домостроения, где градостроительные ансамбли создавались на базе блок-секций из кирпича и монолитного железобетона. Высокопрофессиональным творческим коллективом архитекторов и инженеров был создан ансамбль Восток-1, в 1978 г. отмеченный Премией Совета Министров СССР. Будучи на пенсии, Г. В. Сысоев организовал персональную мастерскую, где выполнялись работы по переоформлению зала заседаний Верховного Совета Республики Беларусь, корректировке интерьеров здания Минского исполнительного секретариата СНГ и др. Среди многочисленных наград Г. В. Сысоева есть одна, которой он особенно гордился: за ратные подвиги в годы Великой Отечественной войны мастер архитектуры награжден орденом стран-участниц антигитлеровской коалиции: США, Англии, Франции и России. Г. И. Шостак, ведущий специалист БГАНТД

Всего просмотров: 7 273
Опубликованно: 30.06.2011