Здание-символ профсоюзного движения


Версия для печати

Минск с каждым годом становится краше, прирастая новыми современными объектами. Но есть в нем места, которые особенно дороги жителям и гостям столицы. Одно из них — ансамбль застройки головной части проспекта Победителей. Безусловно, многие здания, построенные здесь в разные годы, нуждаются в реновации. В то же время все вместе и каждое в отдельности они являются памятниками эпохи расцвета белорусского советского зодчества. Среди них — Дом профессиональных союзов.

Неудивительно, что идея размещения на фасаде Дома профсоюзов по пр. Победителей, 21 в г. Минске монументально-художественного панно не оставила равнодушными ни архитектурно-художественную общественность, ни сообщество профессионалов-экспертов, призванных сохранять и приумножать неповторимый облик наших городов. Белорусскими скульпторами было предложено сразу несколько заслуживающих внимания концепций будущего панно. Их работы были рассмотрены сразу на нескольких, в том числе совместных, заседаниях Архитектурно-градостроительного совета Минстройархитектуры (АГС) и Минского городского художественно-экспертного совета по монументальному и монументально-декоративному искусству.

"Архитекторам, художникам и скульпторам-монументалистам надо чаще встречаться, — подчеркнул председатель АГС — заместитель Министра архитектуры и строительства Д. И. Семенкевич. — Наши города сегодня страдают отсутствием как монументальных, так и камерных произведений искусства. Городскую среду надо насыщать не только жанровыми, но и серьезными композициями, для размещения которых в городе есть немало мест. К примеру, это такой значимый для республики объект, как Дом профсоюзов".

Как в свою очередь прокомментировал председатель Комитета архитектуры и градостроительства Минстройархитектуры — главный архитектор г. Минска А. Н. Петров, внушительный кворум, объединивший сразу два совета, объясняется рассмотрением произведения искусства, размещенного на архитектурном объекте.

Напомним, что первоначально для реализации над входной группой Дома профессиональных союзов была предложена работа известного белорусского скульптора А. Дранца. Однако впоследствии был проведен блиц-конкурс, по итогам которого были отобраны еще два предложения — автора К. Селиханова и авторского коллектива в составе С. Логвина и К. Костюченко.

По версии А. В. Дранца, будущее панно представляет собой многофигурную композицию, изображающую людей труда разных профессий и возрастов.

К. Селиханов предложил "декоративное неактивное решение" — скульптурное воплощение "сути Беларуси", заключающейся в образе земли, пашни в различных вариантах (к примеру, дополненное изображениями солнца или птиц).

Композиция "Праздник труда", созданная С. Логвиным и К. Костюченко методом синтеза скульптуры и монументально-декоративного искусства, представляет сочетание декоративных мозаичных элементов фольклора и фигуративной реалистичной пластики, воплощающей передовые достижения Беларуси: наука, скульптура, геотехнологии, машиностроение, строительство, агропромышленный комплекс…

Участниками совместного заседания был единодушно признан высокий уровень каждой из представленных на суд коллег концепций будущего художественного произведения. В то же время каждое из них получило ряд замечаний.

В. П. Ивличев обратил внимание на несомненную значимость рассматриваемой части проспекта Победителей, к комплексному решению которого в настоящее время приступили архитекторы и градостроители. "Зданиям, созданным в разные годы от ул. Немиги до пр. Машерова, предстоит придать современное звучание, — отметил он. — Поэтому в недалеком будущем Дом профсоюзов окажется в обновленной интересной среде".

Со своей стороны С. И. Борисович дополнила, что еще одним важным преимуществом прилегающей к зданию территории является наличие свободного, полного воздуха и зелени "плаца". "Это современное художественное пространство решать нужно современным художественным языком", — подчеркнула она.

Г. В. Полянская, Л. В. Москалевич, В. П. Ивличев, другие участники заседания в один голос приводили примеры архитектурно-художественных шедевров, которыми славится Минск: обелиск Победы на одноименной площади, памятник В. И. Ленину перед Домом Правительства, панно в зале парламента и мн. др. Все они включают многофигурные композиции, что свидетельствует о беспроигрышности самой идеи изображения людей. В то же время было отмечено, что работе А. В. Дранца, чтобы встать с ними в один ряд, не хватает масштабности и современности звучания — пока представленный художественный образ "родом из 1960–1970-х ".

Как прозвучало в ходе дискуссии, композиция С. Логвина и К. Костюченко очевидно "спорит" с эмблемой, размещенной вверху фасада и имеющей тот же силуэт. Что касается работы К. Селиханова, то, по мнению А. С. Сардарова, "идея с пашней и жаворонками очень красива, но случайна по отношению к архитектуре". Впрочем, тот же упрек предъявлялся участниками заседания и упомянутой выше работе авторского коллектива…

"Тематика человека мирного труда во всем многообразии — начиная от сельского хозяйства и заканчивая космическими технологиями, мне кажется, очень важна, — поделился мнением В. В. Крамаренко. — Хотелось бы подойти к панно и бесконечно разглядывать изображенных на нем людей". И. С. Журавлев предложил в многофигурной композиции сделать акцент на трудовых достижениях нашего народа — продукции МАЗа и БелАЗа, запущенном спутнике и спортивных победах. Несколько неожиданную, на первый взгляд, идею предложил А. С. Сардаров: попытаться объединить в одной работе образ земли и стоящих на ней тружеников — наших современников.

Как резюмировал председатель АГС Д. И. Семенкевич, скульптурная композиция "Праздник труда", предназначенная для установки на Доме профсоюзов, должна быть фигуративной, с изображением современных образов. А так как ни одна из рассмотренных работ не отвечала полностью этим требованиям, был объявлен блиц-конкурс, в результате которого к реализации было рекомендовано предложение К. Селиханова. Молодому, но уже достаточно известному скульптору удалось органично сочетать образы родной земли и человека труда, созвучные профсоюзному движению.

Всего просмотров: 4 714
Опубликованно: 28.08.2012