За исторической правдой — в Интернет?


Версия для печати

Историческая часть любого города всегда является его своеобразным "лицом", гордостью местных жителей. Поэтому к вопросу достоверности проектов реконструкции и реставрации горожане, как правило, относятся с пристрастием. В свою очередь, для специалистов в этой области процесс восстановления исторической справедливости — дело чести. Опытом альтернативного решения этой задачи поделился руководитель Отделения Российской Ассоциации Реставраторов по Южному федеральному округу, доцент кафедры "Градостроительство" Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета Сергей Львович Сена.

Источники информации бывают разные

В реставрации при разработке проектов охранных зон, и, особенно, при установлении границ территорий объектов культурного наследия важную роль играет совокупность имеющейся иконографической информации. Этому обычно посвящается целый блок в разделе "Комплексные научные исследования". Сам поиск исторических изображений объекта исследования — процесс длительный, трудоемкий и увлекательный. Нередки случаи, когда нужное изображение "всплывает" слишком поздно: когда процесс проектирования завершен, а еще хуже — когда реставрационные работы выполнены.

В крупных и хорошо изученных городах, ставших центрами самостоятельных реставрационных школ, таких как Санкт-Петербург, Владимир, Москва, целенаправленно, на протяжении десятилетий создавались "банки иконографической информации". К ним относятся фонды соответствующих исторических музеев, городские (муниципальные) архивы, коллекции известных местных краеведов и собирателей. Совсем иная картина наблюдается там, где методичный сбор исторической иконографии сводился лишь к изданным в разные годы (преимущественно, до революции 1917 года) открыткам, виды с которых многократно тиражировались и стали, по сути, хрестоматийными.

С годами возможности целенаправленного поиска подлинников исторической иконографии сужаются как в силу ограниченных финансовых возможностей муниципальных и государственных музеев и архивов, так и ввиду исчерпания "рынка" исторической иконографии и документов.

Свою роль сыграли и всевозможные катаклизмы XX века (главным образом, войны, революции, перевороты, стихийные бедствия), а также халатность работников музеев и архивов, которые наносили порой непоправимый урон собранным у них артефактам. "Мне известны случаи, когда работники государственного архива на протяжении многих лет переснимали имеющиеся в их распоряжении оригиналы исторических фотографий (составляя, так называемую, "негатеку" с контрольными отпечатками), не озабочиваясь тем, что на обороте оригиналов могла содержаться важная историческая информация в виде надписей, пометок, штампов и т. п., — рассказал С. Л. Сена. — Такие уникальные находки, как лежавшая более 60 лет без движения в Библиотеке Конгресса США коллекция, состоявшая из более чем тысячи комплектов стеклянных фотопластин с негативами фотографа Прокудина-Горского, скорее исключение. Равно как и история их "удивительного превращения" в цветные фотографии Российской империи начала 1910-х гг.".

Альтернативные источники

В то же время исторические иконография и документы продолжают находиться во владении простых граждан. Чаще всего они даже не задумываются о научной, практической и общественной ценности имеющихся у них артефактов, позиционируя их, в лучшем случае, как "семейные реликвии".

Отдельные исследователи и дотошные проектировщики-реставраторы, конечно, находили фотографии из семейных альбомов, разыскав в них снимки из серии "семейство на фоне исторического здания". В эпоху "советского" неспешного проектирования это еще было возможно, но практически исключено сегодня из-за быстрых темпов проведения работ.

Тем временем, в известных социальных сетях "Одноклассники", "Вконтакте", "Мой Мир", "Мой Круг" и других спонтанно стали образовываться группы, объединяющие людей по принципу землячества. В таких группах неизменно появлялись "фотоальбомы", где выкладывались фотографии с видами любимого города. Среди участников групп практически всегда находились держатели коллекций дореволюционных и довоенных (1941–1945 гг.) открыток, которые безвозмездно стали делиться своей информацией с другими участниками.

Надо отметить, что открыточная тематика породила целый сайт, на котором коллективными усилиями его участников создается глобальная коллекция открыток и видов городов. Речь идет о EtoRetro.ru. Но хотя задача его объемного наполнения будет решена не скоро, как обзорный ресурс, на котором можно быстро просмотреть исторические виды большинства городов бывшего СССР, он достаточно интересен.

Этот принцип, взятый из Интернет-форумов, развитый в Википедии — свободной энциклопедии, является одновременно и слабой, и сильной сторонами этих Интернет-ресурсов: нет никакой уверенности в достоверности текстовой информации. При этом любой, обнаруживший ошибку, может ее исправить.

Такое живое реагирование на содержащуюся информацию отличает указанные группы в социальных сетях от официальных сайтов администраций, музеев, архивов и т. п., администрирование которых, как правило, не носит систематического характера. Кроме того, емкость серверов, на которых эти сайты находятся, изначально не преду-сматривала огромный объем иконографической информации.

В ряде городов группы краеведческих Интернет-сообществ возглавили профессионалы, опытные краеведы, любители истории с системным мышлением.

Показателен пример Волгограда (Царицына-Сталинграда). Чтобы решить задачу максимально полного сбора исторической иконографической информации о Царицыне, силами нескольких энтузиастов в социальной сети "Вконтакте" 13 февраля 2010 года была создана группа архитектурного краеведения "Царицын/уголки старого Царицына". Непрофессионалами в области архитектуры двигало простое любопытство: как выглядели те или иные места города пятьдесят, сто и более лет назад.

В начале страница группы представляла собой своего рода "склад" всего найденного: от скан-копий дореволюционных открыток из коллекции до фотографий, найденных на свалке. Каждый снимок, загружаемый ее участником, атрибутировался в рамках его знаний о городе. Технические возможности сайта позволили вести свободный обмен мнениями, знаниями и информацией практически по каждой фотографии, а костяк из шести наиболее авторитетных участников группы получил эксклюзивное право редактировать (по результатам обсуждения) подписи к фотографиям.

Очень быстро наступил момент, когда "единый склад" фотографий с комментариями стал громоздким, и отыскать нужное изображение там было практически невозможно. Администрация группы начала создавать тематические альбомы, и к июню 2011 года таковых было 180: посвященных конкретным зданиям и их комплексам, персоналиям, событиям, общественному транспорту и т. п. В отдельный альбом были собраны обзорные панорамы и виды города.

Среди активных участников группы проявились "узкие" уникальные специалисты, например, по истории авиации, по реставрации памятников архитектуры. Проявили себя знатоки военной (отечественной и немецкой) техники, обмундирования, городского электротранспорта... Все эти знания в совокупности часто позволяли атрибутировать по месту и времени многие "бессловесные" изображения. При этом попутно выявлялись изображения, не относящиеся к Царицыну-Сталинграду-Волгограду, "зеркальные" изображения, некоторые из которых перекочевывали из издания в издание.

Вода камень точит

Активность самоорганизованного краеведческого сообщества позволила выявить в сети Интернет-сайты, напрямую связанные с городом: фотоархивы Вермахта, аэрофотосъемки Люфтваффе, сделанные за несколько часов до варварской бомбардировки города 23 августа 1942 года. Все они напрямую и ссылками были размещены в группе. На страницу группы были "загружены" видеоматериалы (документальные и художественные фильмы).

Особую ценность представляют любительские фотографии из семейного архива. Дело в том, что многие здания и уголки города никогда профессионально не фиксировались на фотопленку, однако они попадали на любительские снимки, оказавшись на втором плане. Особенно интересны фотографии физкультурников, занимающихся бегом или марширующих по стадиону "Динамо". В объектив фотокамеры начала 1930-х годов попали здания Армянской церкви со стороны, с которой ее никто никогда специально не фотографировал. Кроме того, лишний раз было документально подтверждено сосуществование во времени и спортивного сооружения, и храма.

Многие фотоматериалы "потянули за собой" исторические и биографические справки. Таким образом, в группе стала аккумулироваться и текстовая информация, а необходимость точной локации (определения местоположения утраченных объектов) привела к созданию альбома "исторические карты". Начала вестись работа над библиографическим указателем по истории города, над топографическими и именными указателями, таблицами соответствия современных топонимов историческим, историей административно-территориального деления.

На начало июля 2011 года в группе насчитывалось свыше 700 участников, из которых не менее 50 человек — активные пользователи, посещающие ее практически ежедневно, поскольку новые материалы в ней появляются постоянно в режиме он-лайн.

Материалы, размещенные в группе, постоянно применяются в реальном реставрационном проектировании профессиональными проектными организациями, имеющими лицензии на право работы на объектах культурного наследия. Изображения публикуются в средствах массовой информации, используются студентами в курсовых и дипломных проектах.

Виртуальное пространство общения стало недостаточным для самоорганизованного сообщества. Активные участники группы стали проводить совместные встречи, прогулки, а также планировать совместные акции, в том числе по защите зданий от разрушения, по исследованию сохранившихся фундаментов и подвалов царицынских зданий, по установке "параллельных" табличек с историческими наименованиями улиц.

Особый интерес представляет проект воссоздания поста городового с привлечением так называемых участников ролевых игр и "реконструкторов" событий. Налицо выход краеведческого сообщества из виртуального пространства на улицы города. Здесь четко просматривается целое направление деятельности, связанное со стимулированием как внутригородского, так и въездного туризма.

Коллективный успех группы "Царицын/уголки старого Царицына" менее чем через год со дня начала ее работы привел организаторов к необходимости создания самостоятельного ресурса. И такой сайт "Царицын-на-Волге" в русскоязычной доменной зоне был зарегистрирован, в настоящее время над ним ведется работа.

Многие исторические города России имеют свои Интернет-представительства, инициированные муниципальными администрациями, музеями, архивами, библиотечными системами, школами и, конечно, энтузиастами. Беглый просмотр с помощью поисковых систем сайтов многих исторических городов выявил общую закономерность: хорошо спроектированный ресурс умирает, если его не поддерживать в режиме реального времени, не пополнять, не проверять и не систематизировать имеющуюся информацию. Создателям группы "Царицын/уголки старого Царицына" удалось решить эти задачи уже "на поле" сайта "Вконтакте".

Однако главной заслугой краеведческого сообщества стало умение и желание делиться с окружающими найденной информацией. Именно это сделало данную группу одной из самых посещаемых и востребованных со стороны всех, кто по роду своей деятельности или просто из "краеведческого любопытства" нуждается в исторических сведениях о городе и, прежде всего, в иконографической информации.

Долгое время Россия и Беларусь были единой державой, бок о бок прошли все испытания. Так, быть может, опыт коллег из Российской Федерации будет нам полезен и при восстановлении исторического облика наших объектов?

Всего просмотров: 5 828
Опубликованно: 14.11.2011