Высокий темп работы подтвержден достойными результатами


Версия для печати

На положительной ноте прошла первая конференция А. И. Ничкасова на посту Министра архитектуры и строительства Республики Беларусь в преддверии профессионального праздника Дня строителя, на которой он подвел итоги работы строительной отрасли за первое полугодие т. г. Данной теме было посвящено и заседание коллегии Минстройархитектуры, состоявшееся 11 августа т. г. 
В работе коллегии также приняли участие Первый заместитель Министра И. В. Архипова, заместители председателей облисполкомов, курирующих строительство, руководители подведомственных предприятий и организаций.

Характеризуя деятельность предприятий строительной отрасли за рассматриваемый период, А. И. Ничкасов отметил, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, многие организации стройкомплекса сработали с достаточно высокими результатами. Так, рост объема строительно-монтажных работ по республике составил 124,1 %, по организациям Минстройархитектуры экспорт товаров увеличился на 19 %, а экспорт услуг — на 13 %.

"В этом году одна из приоритетных — внешнеэкономическая деятельность, — обратил внимание руководитель отрасли. — Подведомственным организациям необходимо активнее развивать экспорт работ и услуг, и возможности для этого у них есть. За последние годы при поддержке государства и за счет отчислений в инновационный фонд промышленные и строительные организации значительно обновили материально-техническую базу, часть из них, в первую очередь ДСК, находятся в стадии активной реконструкции". В целом модернизация производств позволила снизить импорт дорогостоящих материалов, решить ряд вопросов в области энергоэффективного строительства и наладить экспорт в широком ассортименте конкурентоспособных изделий белорусского производства.

Продолжая тему внешнеэкономической деятельности предприятий отрасли, министр отметил, что, несмотря на положительную динамику, активная работа в этом направлении должна быть продолжена. "Задача каждого крупного треста подтягивать к экспортно-ориентированной деятельности районные строительные организации", — подчеркнул он.

Также А. И. Ничкасов обратил внимание на стратегические объекты промышленности, которые существенно влияют на дальнейшее развитие всего строительства в республике. В частности, создание новых мощностей на трех цементных заводах, реализация проектов на двух из которых должна завершиться в этом году. В результате к концу 2012 г. в республике будет производиться порядка 9,5–10 млн т цемента. На данный момент выпускается порядка 4,5 млн т, при этом ежегодная потребность в этом материале составляет 5,5 млн т. Таким образом, уже сегодня необходимо работать над расширением экспорта белорусского цемента.

В то же время в республике продолжается возведение уникальных по архитектурной задумке и сложности строительства объектов. Так, ежедневно все более четкими становятся очертания Музея Великой Отечественной войны, который расположился в центре Минска, аквапарка на выезде из города, ведется работа по созданию инфраструктуры для проведения Чемпионата мира по хоккею 2014 г. С нетерпением все ждут появления новых объектов на территории аэропорта Минск-2. В целом реализация этих и других проектов предоставит немало поводов для гордости строителям.

Однако, несмотря на разнообразие возводимых объектов, акцент в республике сделан на жилье. Затрагивая тему стоимости квадратного метра, А. И. Ничкасов отметил, что Минстройархитектуры намерено не допустить в текущем году существенного изменения стоимости жилья, строящегося с господдержкой. "Строительным организациям в нынешнем году пришлось принять на себя достаточно сложную миссию в стабилизации стоимости жилья и за счет снижения своей плановой рентабельности и прибыли обеспечить планы сдерживания цен в данном секторе", — сказал руководитель отрасли. В результате, по его словам, стоимость льготного квадратного метра снизилась на 15–20 % в долларовом эквиваленте, хотя еще в конце минувшего года была на уровне 600 долларов.

Как отметил министр, это делалось потому, что кредитный ресурс для жилищного строительства, прежде всего дотируемых групп населения, достаточно ограничен. Таким образом, Минстройархитектуры, несмотря на значительное подорожание импортных материалов, проводит политику сдерживания роста индексов стоимости строительно-монтажных работ, что позволило в первом полугодии обеспечить нуждающихся в улучшении жилищных условий практически неизменившимся по стоимости метра квадратного жильем.

"До конца года планируется практически всех, кто в текущем году намеревался получить свое жилье, строящееся с господдержкой, обеспечить им, не допустив существенного изменения стоимости квадратного метра", — отметил А. И. Ничкасов. Напомним, что в нынешнем году для этой категории нуждающихся прогнозируется построить более 3 млн м2 жилья.

Умерить аппетиты, по мнению министра, должны и негосударственные застройщики. "Это закон рынка, — подчеркнул он. — Можем продавать дорого, но мало, или продавать по разумным ценам — и максимально увеличить объемы строительства жилья".

В рамках пресс-конференции руководитель отрасли прокомментировал, чем было продиктовано введение новых критериев нуждаемости в жилье для постановки на очередь на жилье и насколько удастся дифференцировать остро нуждающихся и тех, кто может еще подождать в результате принятого шага, поднял вопрос строительства арендного жилья. Журналистов интересовали и вопросы повышения качества жилья, по работе с обращениями граждан, реализации ряда крупных инвестпроектов.

Более детально выполнение основных показателей по предприятиям отрасли было рассмотрено на коллегии, посвященной итогам работы за первое полугодие. В частности, в своем докладе А. И. Ничкасов отметил, что в первом полугодии 2011 г. в целом по строительной отрасли республики и организациям Минстройархитектуры обеспечена положительная динамика выполнения основных целевых показателей прогноза, установленных на т. г. Введены в эксплуатацию важные объекты.

"Мы уверенно вышли на установленные годовые параметры по таким показателям, как рост объемов производства в строительном комплексе, удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции, производительность труда в строительстве, освоение инвестиций в основной капитал, снижение уровня энергосбережения, рентабельность продаж в организациях промышленности, сокращение запасов готовой продукции", — отметил руководитель отрасли. По его мнению, достижение таких результатов стало возможным благодаря совместным усилиям Главы государства, членов Правительства, руководителей и специалистов предприятий и организаций строительного комплекса.

Более подробно министр остановился на причинах ухудшения работы отдельных организаций и оценил действия соответствующих руководителей. "Те руководители организаций, которые, как и в предыдущие годы, делают ставку на расширение внутреннего спроса, эмиссионные кредиты и бюджетные ссуды, льготы и государственный протекционизм, глубоко и опасно ошибаются, — подчеркнул А. И. Ничкасов. — Время, когда мы работали, по сути, в тепличных условиях, прошло. Надо всем отчетливо понять и осознать, что прежних объемов государственных дотаций больше не будет. Слишком "болезненной платой" приходится расплачиваться за их чрезмерное использование". В то же время необходимо более "критично" подходить к реализации проектов, которые должны быть эффективными и экономичными при строительстве.

На коллегии также были рассмотрены следующие немаловажные проблемы развития всего строительного комплекса: повышение качества возводимых зданий и сооружений до уровня, аналогичного мировым и европейским стандартам; развитие реального сектора экономики республики в области активизации притока прямых иностранных инвестиций на чистой основе. В настоящее время это наиболее привлекательная форма получения капитала, который вкладывается в реальные производственные активы, что эффективно как для субъектов хозяйствования, так и экономики в целом.

В условиях сокращения объемов кредитных ресурсов особенно актуальным стал поиск других механизмов финансирования жилья. На это направлен проект Закона Республики Беларусь "О системе жилищных строительных сбережений", который подготовлен министерством и внесен на рассмотрение в Национальное собрание республики. Также подготовлен проект Указа Президента Республики Беларусь "Об утверждении основных направлений жилищной политики Республики Беларусь", который определяет критерии новых подходов в этой сфере. В первом полугодии подготовлен и принят еще целый ряд нормативных правовых актов в сфере жилищного строительства, направленных на его регулирование.

Анализируя задачи, стоящие перед стройкомплексом на пятилетку, руководитель отраслевого ведомства отметил, что строителям предстоит решить целый комплекс вопросов, в т. ч. по переходу к массовому строительству энергоэффективного жилья, сокращению продолжительности инвестиционно-строительного цикла. "Главное, надо строить качественно, быстро и иметь в виду, что стоимость квадратного метра небезгранична. А поэтому принимать меры, чтобы жилье в первую очередь, да и гражданские сооружения были доступны для наших людей", — констатировал министр в своем выступлении.

В то же время большое внимание на коллегии было уделено проблемам. Причем проблемные вопросы поднимали непосредственные участники строительного процесса — руководители отраслевых предприятий и организаций.

В частности, генеральным директором ОАО "Гомельстройматериалы" О. В. Сейбелем была озвучена тема транспортирования сырья железнодорожным транспортом. А именно, вместо полувагонов Белорусская железная дорога предоставляет платформы, на которых перевозится в два раза меньше сырья, при этом стоимость услуги одинакова. Также негативно на себестоимости продукции отражается повышение цен на энергоносители и сырье.

Отдельные виды продукции предприятия носят сезонный характер, в связи с чем организация усиливает экспортную деятельность. Однако с каждым годом все сложнее работать на зарубежных рынках, т. к. та же страна-соседка Россия многое делает в модернизации организаций строительной отрасли, что создает высокую конкуренцию.

Факт, что в сложившихся экономических условиях экспорт строительных услуг и возведение коммерческого жилья стали значительным подспорьем в обеспечении прибыльной работы организации, подтвердил и генеральный директор ОАО "Гомельский ДСК" В. В. Горбачев. В частности, предприятием проработаны контракты как на поставку стройматериалов, так и возведение объектов за пределами Беларуси. Среди проблемных вопросов он отметил несвоевременные расчеты отечественных заказчиков за выполненные работы, что приводит к дефициту оборотных средств предприятия, проблемам с выплатой заработной платы, налогов и расчетом с поставщиками, а также закупкой материалов. И как итог, — напряженный ввод домов второго квартала т. г.

Комментируя выступления руководителей строительных организаций, А. И. Ничкасов отметил, что действительно в республике не хватает 1,5–2 тысяч единиц подвижного железнодорожного состава для всех отраслей экономики. Перспективы обеспечения народного хозяйства подвижным составом собственного производства находятся на контроле у Главы государства.

Также он подчеркнул, что сегодня каждое предприятие отрасли самостоятельно решает вопросы логистики, импорта и экспорта. Однако в мае т. г. при рассмотрении Президентом Республики Беларусь вопроса строительства жилья прозвучала тема создания если не холдингов, то соответствующих организаций для ведения активной внешнеэкономической деятельности по отдельным направлениям. Глава государства поддержал данную идею. Таким образом, следующий шаг должны сделать Минстройархитектуры совместно с предприятиями отрасли. В частности, первоначально разработать подходы по созданию профессиональной отдельной структуры для реализации общих целей в крупных размерах.

В выступлениях заместителя председателя Мингорисполкома С. Н. Радомана и заместителя председателя Гомельского облисполкома В. Г. Надточаева был поднят вопрос нехватки цемента. Отвечая на него, министр отметил, что отраслевое ведомство выделяет утвержденный объем цемента, а его распределение в регионах — прерогатива местной власти. "Цементные заводы работают в усиленном режиме и вместо 425 тыс. т в месяц производят 450 тыс. т. При возникновении сложной ситуации необходимо объединяться и решать вопросы совместно", — подчеркнул он.

Предложения по снижению цены квадратного метра жилья были озвучены генеральным директором ОАО "Стройтрест № 8" М. В. Водчицем. В своем выступлении он отметил, что в настоящее время сдерживание стоимости 1 м2 в основном ложится на генподрядные организации. Однако в значительной степени решение данного вопроса зависит от задания на проектирование, выдаваемого заказчиком, и принятых проектных решений. При этом предлагаемые подрядчиком различные изменения, способствующие удешевлению цены квадратного метра жилья, проходят с большими трудностями.

Итак, по мнению М. В. Водчица, для достижения желаемого результата необходимо:

— исключить проектирование подвалов, а преду-

сматривать техническое подполье;

— в жилых домах высотой до 9 этажей вместо устройства мусоропроводов проектировать площадки для контейнеров на улице. Тем более что нормы СанПиНа поощряют такой вариант, а члены жилищных кооперативов Бреста массово отказываются от мусоропровода;

— исключить установку противодымных дверей на лестничных площадках, а также излишества на фасадах домов, которые находятся во дворах;

— учитывая имеющееся эффективное утепление на кровле, уйти от устройства чердачных перекрытий;

— обязать проектные организации изучать стоимость закладываемых в проекты материалов и изделий для строительства жилых домов.

Также, обращаясь к руководителю отрасли, выступающий отметил, что проработка программы строительства на будущий год позволит сегодня руководителям организаций ясно представить цели и предпринять меры по загрузке коллективов на перспективу.

Понимая сложность ситуации, А. И. Ничкасов отметил, что в Минстройархитектуры уже разрабатывается программа жилищного строительства на 2012 г., определяются объемы финансирования.

Таким образом, результаты деятельности строительного комплекса Беларуси за первое полугодие т. г. свидетельствуют о сохранении им ведущих позиций в структуре национальной экономики, обеспечении ее устойчивости и социальной направленности. А своевременное поднятие и совместное решение проблемных вопросов будут и в дальнейшем способствовать реализации важнейших социальных и экономических проектов.

Просмотров: 4 220