Во что обходится "халява"…


Версия для печати
Органы внутренних дел в ходе выполнения задач по обеспечению экономической безопасности нашего государства среди прочих отраслей экономики пристальное внимание уделяют отслеживанию криминогенных процессов в строительстве.
Внимание к этой отрасли экономики является не случайным выбором, а следствием анализа большого массива информации, поступающего из различных источников — обращений граждан, материалов проверок контролирующих органов, статей СМИ, оперативной информации.

Изучая поступающую информацию, подразделения по борьбе с экономическими преступлениями органов внутренних дел основной упор делают на изучении расходования бюджетных денежных средств и банковских кредитов, выдаваемых с поддержкой государства, а также собственных средств предприятий государственной формы собственности.

Проделанная в 2010 г. работа позволила выявить 381 преступление экономической направленности в сфере строительства, в том числе 113 фактов хищений с использованием служебных полномочий, 13 фактов взяточничества, 32 — злоупотреблений и превышений власти. Сумма установленного ущерба превысила 20 млрд рублей.

Свой "вклад" в эту статистику внесли руководители и работники предприятий и организаций, входящих в структуру Министерства архитектуры и строительства. В минувшем году ими совершено 108 преступлений экономической направленности, из которых 57 фактов хищений с использованием служебных полномочий, 8 фактов злоупотреблений, 9 фактов служебных подлогов.

Анализ возбужденных уголовных дел показывает, что львиная доля преступлений совершена руководящим составом указанных предприятий либо их структурных подразделений. Наибольшую распространенность получили факты хищений и злоупотреблений служебными полномочиями, совершенные должностными лицами организаций, выполняющих строительно-монтажные работы.

Так, прошедший год отмечен многочисленными фактами злоупотреблений при выполнении строительных работ на объектах заказчиков. Некоторые руководители "путали" вверенные им объекты с личными домовладениями либо домами своих родственников, давали указания подчиненным работникам выполнять строительные работы в рабочее время и с использованием подотчетных материалов. При этом заработная плата начислялась якобы за выполнение работ на легальном объекте, на него же списывались и использованные материалы.

Так, за вышеописанные злоупотребления привлечен к уголовной ответственности начальник СУ-211 ОАО "Гроднопромстрой" В. П. Шкута, по аналогичным фактам расследуются уголовные дела в отношении бывших директоров одного из управлений ОАО "Гомельтехмонтаж", руководителей РУП "Будтэх", производителя работ ОАО "Строительно-монтажный трест № 30". Только истечение сроков давности помогло избежать ответственности бывшему директору СУ-184 ОАО "Стройтрест № 2".

Изучая материалы уголовных дел, можно подметить одну общую деталь. Сумма извлеченной таким образом "выгоды" во всех случаях относительно невелика (не превышает 20 млн рублей в каждом случае). Хочется задаться вопросом: стоило ли столько лет добросовестно трудиться, карабкаться вверх по служебной лестнице, чтобы потом погореть на мелочах, желании "сэкономить на спичках". Конечная оплата таких "халявных работ" обходится очень дорого: судебными слушаниями, штрафами, возмещением причиненного вреда, увольнением с работы и т. д.

Завершая эту тему, хочется также напомнить руководителям, испытывающим подобный соблазн, что в наше время — новых технологий, современных коммуникаций — сохранить что-либо в тайне весьма затруднительно, тем более темное "неблаговидное" дело. Поэтому расчет "строители поработают, будут молчать, никто ничего не узнает" сродни ставки в казино: может повезти, а может и подвести...

Второй проблемой, имеющей значительный размах по всей республике, является хищение денежных средств предприятий и организаций с использованием карт-счетов. Схема хищений имеет несколько вариаций, подробно их описывать не стоит.

Общий смысл сводится к обязательному участию в хищениях работников бухгалтерии, которыми изготавливаются фиктивные документы, на основании которых обслуживающим банком производится незаконное зачисление на карты-счета денежных средств и их последующее обналичивание через банкоматы вместе с законно начисленной заработной платой.

Эта проблема была выявлена милицией несколько лет назад, и теперь уже сложно найти отрасль экономики, где не было установлено таких фактов. Не обошла она стороной и предприятия строительного комплекса республики.

Так, в апреле 2008 г. милицией была выявлена преступная группа, состоявшая из числа работников ОАО "Гродненский стеклозавод", которые на протяжении пяти лет похитили свыше 240 млн рублей.

В июле того же года изобличена преступная деятельность одного из бухгалтеров ДП "Новогрудская МПМК-156", похитившего свыше 50 млн рублей.

В 2011 г. эта проблема вновь проявилась в полную силу — к уголовной ответственности привлечена главный бухгалтер ОАО "Рогачевжелезобетон" Т. С. Акулова, присвоившая свыше 50 млн рублей, и бухгалтеры УМ-75 ОАО "Стройтрест №14", похитившие свыше 88 млн рублей. Расследуются уголовные дела в отношении бухгалтеров СУ-74 ОАО "Стройтрест № 9", экономиста ОАО "Стеклозавод "Неман", по которым окончательные размеры ущерба еще предстоит выяснить.

Выявление такого количества преступлений стало возможно в том числе благодаря активной позиции РУП "Служба ведомственного контроля при Министерстве архитектуры и строительства", специалистами которого сделано немало для разъяснения актуальности данного вопроса и пресечения подобных проявлений.

В то же время думается, что руководители предприятий, зная об остроте данной проблемы, должны самостоятельно уделять повышенное внимание вопросам начисления и выплаты заработной платы возглавляемых предприятий. При всем обилии и многообразии фактов хищений денежных средств с использованием карт-счетов во всех сферах их роднит одно: они все совершены либо в госбюджетных организациях, либо на предприятиях, где государство осуществляет владельческий надзор. Хищения у "частников" носят единичный характер и не имеют того размаха и масштабности в части сумм причиненного вреда.

Эта тенденция является неслучайной и объясняется не только меньшей штатной численностью предприятий частной формы собственности. Напрашивается очевидный вывод, что система контроля за денежными средствами, направляемыми на зарплату, в частных организациях налажена лучше, а их руководители создали надежный заслон для подобных криминальных проявлений.

На многих предприятиях государственной формы собственности внедрение прогрессивных современных форм выплаты зарплаты (через банкоматы) на деле обернулось полной бесконтрольностью за работой бухгалтерии. Многие руководители оказались попросту не готовы к внедрению новых технологий использования безналичных денежных средств, предпочитая думать по старинке.

Это настораживает с учетом того, что Интернет-технологии активно стучатся в нашу жизнь, в том числе в бухгалтерский учет субъектов хозяйствования.

Новинкой криминальных схем 2010 г. стало систематическое хищение денежных средств, совершенное бухгалтером одного из филиалов треста "Белсантехмонтаж-2" с использованием системы электронных платежей на общую сумму свыше 130 млн рублей. Одним из условий, этому поспособствовавшему, явилось самоустранение руководителя филиала от контроля за списанием денежных средств с расчетного счета, перепоручение этих функций в полном объеме главному бухгалтеру.

Остается надеяться, что руководители предприятий и организаций впредь возьмут это вопрос на заметку, смогут разобраться на месте и пресечь любые попытки поживиться за счет предприятий таким образом.

Работников же бухгалтерий хочется предостеречь от необдуманных поступков при работе с картами-счетами. За последние годы милицией накоплен достаточный опыт выявления такого рода хищений, поэтому мысль о том, что "никто не узнает, а на предприятии документов не остается", является опасным заблуждением. Элементарная встречная проверка с обслуживающим предприятие банком (где документы хранятся длительный срок) позволяет установить реальную картину.

Практика расследованных уголовных дел также показывает, что многие бухгалтеры совершали преступления на протяжении многих лет (иногда пять и более), уверенность в собственной безнаказанности и исключительности росла и крепла с каждым годом преступной деятельности.

"Воронка легких денег", таким образом, очень быстро затягивает человека, иногда и коллег по работе. При установлении сотрудниками милиции полных сумм похищенного, их масштабы поражают воображение, ведь нередко речь идет о сотнях миллионов рублей.

Печальным итогом такой деятельности становятся длительные сроки реального лишения свободы, крушение надежд и планов на будущее.

Подводя итог сказанному, необходимо признать, что к угрозам экономической безопасности строительной отрасли наряду с износом строительного оборудования и механизмов, низкой рентабельностью, слабой конкурентоспособностью на внешнем рынке следует отнести и рост экономической преступности.

В то же время объективной причиной такого роста является процесс модернизации белорусской экономики и перехода к рыночным механизмам управления строительной отраслью.

Целью настоящей статьи является не запугивание работников строительной отрасли, а стремление предостеречь их от необдуманных поступков и соблазнов. И только наши совместные усилия в преду-преждении и пресечении негативных факторов, напрямую влияющих на развитие экономических отношений в сфере строительства, не позволит криминогенным проявлениям выйти из-под контроля.

вопрос–ответ

В связи с неоднократным возникновением вопросов по включению стоимости индивидуальных тепловых пунктов (ИТП), водомерных узлов, топочных (встроенных, крышных) котельных в стоимость основных проектных работ, просим Вас дать разъяснения:

— верно ли, что стоимость ИТП и водомерных узлов учтена в стоимости основных проектных работ?

— к какому пункту — 1.5 или 1.6 — СБЦ 20-2008 "Сборник базовых цен на проектирование общестроительных работ" следует отнести вышеуказанные проектные работы?

Основным методологическим принципом формирования базовых цен при определении стоимости проектных работ по Сборникам базовых цен принято, что стоимость определена для работ, имеющих постоянный характер для объекта проектирования.

В соответствии с этим принципом в стоимость основных проектных работ включена стоимость проектирования одного водомерного узла, обеспечивающего учет потребления воды для объекта в целом. В случае необходимости дополнительных водомерных узлов их стоимость определяется дополнительно.

Стоимость проектирования индивидуального теплового пункта в стоимость основных проектных работ объекта не включена, поскольку он является конечным сооружением инженерной системы теплоснабжения территории, определяемой решениями конкретной площадки размещения объекта и наличие которого и требования к которому определяются конкретной схемой теплоснабжения участка строительства и техническими условиями энергоснабжающей организации.

Стоимость проектирования индивидуальных топочных котельных также не учтена в стоимости основных проектных работ и определяется дополнительно.

Согласно пункту 1.6 раздела "Общие положения" Сборника базовых цен на проектирование общестроительных работ (СБЦ 20-2008), стоимость дополнительных работ, если они имели место в требованиях задания на проектирование объекта или необходимость их выполнения была выявлена заказчиком или проектной организацией по согласованию с заказчиком в процессе разработки проектной документации, определяется на основе базовых цен (стоимости) разделов 2 и 3 в соответствии с приложением В СБЦ 20-2008 и согласно рекомендациям по определению стоимости дополнительных работ и услуг, приведенным в разделе 6, или по соответствующим Сборникам базовых цен, разработанным для этих видов работ и услуг, по трудозатратам, и дополнительно учитывается в составе договорной цены.

Н. С. Домашкевич, начальник отдела проектных работ;

Л. Н. Андреева, главный специалист отдела проектных работ Минстройархтектуры

 

В связи с поступающими запросами относительно представления на рассмотрение государственной экспертизы документации по объектам, финансирование строительства которых осуществляется за счет средств иностранных инвесторов, государственное предприятие "Главгосстройэкспертиза" сообщает следующее.

В соответствии с установленным порядком государственную экспертизу проектной документации, разработанной на основе технических нормативных правовых актов, действующих на территории Республики Беларусь (в том числе норм проектирования и стандартов Европейского Союза в области строительства, принятых на территории Республики Беларусь), при расчетной стоимости строительства до 10 млн рублей в ценах 1991 года или до 15 млрд рублей в ценах 2006 года могут осуществлять дочерние республиканские унитарные предприятия "Госстройэкспертиза" по области, г. Минску в соответствии с территориальным расположением объекта.

Проектная документация на строительство объектов, разработанная на основе зарубежных норм и стандартов, а также проектная документация на строительство объектов, превышающих указанные в части 2 настоящего письма стоимостные показатели, подлежит государственной экспертизе в республиканском унитарном предприятии "Главгосстройэкспертиза".

Всего просмотров: 9 906
Опубликованно: 15.04.2011