В условиях глобальных вызовов без рабочего — никуда


Версия для печати

Вопросы профессионального образования и воспроизводства качественных трудовых ресурсов в условиях глобальных вызовов являются актуальными не только для Беларуси, но и для большинства стран. Представители более 30 государств, среди которых руководители различных предприятий и организаций, ученые и эксперты из стран СНГ, Германии, Австрии, Бельгии, Литвы, Китая, посетили Минск в рамках Международной научно-практической конференции «Профессиональное образование в условиях глобальных вызовов», которая проходила 3-4 апреля в Национальной библиотеке. Цель мероприятия — поиск способов обеспечения устойчивого развития и высокой эффективности профессионального образования в ситуации всеобщего экономического кризиса, истощения природных ресурсов, депопуляции и старения населения во многих странах. Организаторами мероприятия выступили Министерство образования Беларуси и Республиканский институт профессионального образования.

Президент Беларуси Александр Лукашенко направил приветствие участникам международной конференции. «Современные, прекрасно подготовленные, влюбленные в свою профессию кадры являются одним из важнейших слагаемых успешной модернизации производства и выхода на новые рубежи в социально-экономическом развитии страны. Поэтому в Беларуси подготовка квалифицированных рабочих и специалистов всегда была и остается предметом приоритетной государственной заботы. Мы гордимся тем, что сумели сохранить и укрепить национальную систему профессионального образования, обеспечить ее совершенствование с учетом потребностей суверенной Беларуси», — отмечалось в послании.

Национальное достояние

Созданная еще во времена СССР и модернизированная в наше время система подготовки рабочих кадров в Беларуси является национальным достоянием. Такое мнение высказал первый заместитель главы Администрации Президента Александр Радьков. «Мы собрались вместе с экспертами из 30 стран, чтобы обсудить вопросы обеспечения экономик различных государств прежде всего рабочими кадрами. Здесь нужен коллективный подход, надо работать вместе — этого требуют глобальные вызовы, — считает он. — Время показало: сегодня рабочий это не тот, кто окончил профтех. Этого явно мало, ведь некоторым современным предприятиям уже требуются не просто сотрудники, а специалисты с высшим образованием».

Александр Радьков напомнил, что во времена Советского Союза в Беларуси, Украине, странах Балтии появилось много крупных производств, но когда многие государства стали суверенными, пришлось решать: оставить их или нет. Задача была непростая, ведь относительно небольшая Беларусь получила в «подарок» тракторный, металлургический, автомобильные, телевизионные заводы и др., на которых должны работать обученные специалисты. «К счастью, нам удалось сохранить также доставшуюся в наследство развитую сеть учреждений профессионально технического образования, что позволяло и позволяет готовить для всех производств рабочие кадры, — подчеркнул Александр Радьков. — На данный момент назрела необходимость решить другой вопрос: как обучать современного рабочего. Ведь все те пять лет, что студент сидит на лекциях, технологии не стоят на месте, поэтому необходимо к образовательному процессу активнее подключать предприятия».

Эту мысль поддержал Министр образования Сергей Маскевич, который высказал признательность работодателям, осознающим необходимость инвестирования в развитие человеческого капитала и создание условий для проведения занятий с учащимися, студентами прямо на производстве. «Необходимо готовить кадры при непосредственном участии производств, ведь там модернизация проходит быстрее. В современных условиях учреждения образования обязаны быть готовыми к совместной работе с компаниями, предприятиями — заказчиками кадров», — акцентировал внимание Министр.

Он подчеркнул необходимость анализа числа самих учебных заведений и качество подготовки их выпускников. Есть предложения объединить профтехучилища и колледжи. Эта тема, на его взгляд, также нуждается в глубоком анализе, поскольку подготовка рабочих отличается от подготовки специалистов-управленцев среднего звена — бригадира, мастера, технолога. Основная задача, которую нужно обсуждать, — как сделать так, чтобы подготовка кадров профессионально-технической сферы была экономически выгодной, шла в русле современного развития и была готова к интеграции в современное производство.

Профессиональное образование: международный контекст

По словам Первого заместителя Министра образования Александра Жука, для Беларуси, имеющей экспортно ориентированную экономику, важнейшее значение приобретает профессиональная подготовка кадров мирового класса. «Для нас это принципиально важно по целому ряду причин. Во-первых, в настоящее время свыше 70 % произведенной в стране продукции отправляется на экспорт. Во-вторых, сегодня ни в одной стране система профессионального образования не может успешно развиваться, быть конкурентоспособной без обеспечения международной сопоставимости профессиональных и образовательных стандартов, а также без оценки качества образования с использованием международных критериев. И в-третьих, сфера образования становится одним из крупнейших секторов мировой экономики, — сказал Александр Жук. — Современному человеку образование высокого качества необходимо не только для достойного заработка или карьерного роста, но и для качества жизни. Все больше внимания человек обращает на характер своего труда, его значимость, востребованность, престижность».

Повышение международной конкурентоспособности отечественной профессиональной школы, ее успешное интегрирование в мировую образовательную систему стало для Беларуси национальной задачей. При этом система профессионального образования призвана обеспечивать квалифицированными кадрами в первую очередь прорывные высокотехнологичные направления развития экономики, базирующиеся на современных технологиях. Планируется, что к 2016 году в Республике Беларусь получат развитие такие направления, как атомная энергетика, информационные, авиакосмические, нано-, биотехнологии.

Александр Жук акцентировал внимание на том, что в республике приводится в соответствие с запросами социально ориентированной рыночной экономики и структура профессионального образования, уже модернизирована законодательная база. В результате проделанной работы отраслевые министерства и частные организации привлечены к прогнозированию потребности в трудовых ресурсах. При этом Министерство труда и социальной защиты регулярно предоставляет информацию о безработных выпускниках всех учреждений профессионального образования регионов, обратившихся за содействием в трудоустройстве в центры занятости, и вакансиях на рынках труда. Это дает основания для расширения подготовки за государственные средства кадров по востребованным профессиям и сокращения — по избыточным специальностям. Также функционирует Национальный совет по трудовым и социальным вопросам, что дает возможность привлечь представителей отраслей экономики, частного бизнеса к определению профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров в учреждениях профессионального образования.

Обмен опытом

Опытом развития образования в Евросоюзе поделился заместитель директора департамента профессионального образования Федерального министерства образования и исследований ФРГ Питер Тиле. Как оказалось, в сфере профтехобразования и обучения страны ЕС сталкиваются с теми же острыми вопросами, что и Беларусь. Самая большая проблема, по мнению гостя, это недостаточная привлекательность профессионального образования в глазах выпускников школ. «Жизнь показала: ни одна страна не может решить свои проблемы единолично, и мы должны объединить свои усилия, для того чтобы поддерживать друг друга, обмениваться опытом и вырабатывать общие решения, — подчеркнул выступающий. — В 27 странах Евросоюза очень разные системы образования, но, к сожалению, единого органа, который смог бы определить направления развития профессионального образования, нет. На протяжении долгих лет профобразование в Европе считалось, образно говоря, «золушкой», ему не придавали особого значения. В результате более 80 млн граждан ЕС имеют низкую квалификацию либо вообще не получили профессию, около 6 млн молодых людей не трудоустроены, а молодежная безработица в таких странах, как Греция и Испания, составляет больше 23 %. Это одно из самых ужасающих последствий кризиса, которые показывают, что наши искусственно подогнанные результаты по высшему образованию ни к чему хорошему не приведут, если в стране не будет рабочих. Поэтому основной наш стратегический путь на ближайшие годы — реформы».

О направлениях модернизации системы подготовки рабочих кадров и технических специалистов в России рассказала начальник департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки России Наталья Золотарева. Она сообщила, что на данный момент в системе профессионального технического образования россиян повышенное внимание уделяется инновационному развитию. «Президент Российской Федерации неоднократно говорил о необходимости построения системы непрерывного образования, ведь это позволит создать ресурсную базу современных рабочих мест, — рассказала она. — Безусловно, обязательным условием должно быть тесное взаимодействие между работодателями, инвесторами, учреждениями профобразования. Инвестиции в человека становятся важнейшим источником человеческого роста».

В настоящий момент система профессионального технического образования России представляет собой разветвленную сеть, включающую более 4,5 тыс. государственных образовательных учреждений начального и среднего уровней. По словам Натальи Золотаревой, начиная с 1990-х гг. под воздействием различных факторов в обществе сформировался устойчивый стереотип, в соответствии с которым исключительно высшее образование воспринимается как качественный показатель личной успешности. «Эта тенденция усугублялась в сознании людей еще крайне низкими входными баллами для абитуриентов в большинстве вузов, — дополнила она. — Необходимость в реформировании назрела в связи с задачами модернизации экономики, а также с решением проблем, связанных с резким дисбалансом между уровнями профессионального образования».

Модернизация начального и среднего образования в России стартовала в 2007 г. в рамках реализации приоритетного национального проекта об образовании. В период с 2007 года по 2009 год 341 учреждение получило финансовую государственную поддержку. В 2011 проект был возобновлен. Также гостья сообщила, что в связи с постепенной интеграцией начального профессионального образования в среднее стали активно развиваться многоуровневые и многофункциональные учебные заведения.

Участники мероприятия сошлись на мысли, что такие глобальные тенденции, как рост уровня безработицы среди молодежи, социально-демографические изменения, темпы развития современных технологий, требуют поиска новых походов к образованию в целом. Перспективным направлением, по мнению экспертов, является установление связей между учреждениями образования разных стран.

Просмотров: 3 303