В Минске покажут только цифровое кино


Версия для печати

Каждое новое поколение вместе со сменой эпохи предсказывает гибель или угасание того или иного вида искусства. Пророчеств много. Но с течением лет и даже столетий искусство не исчезает, оно видоизменяется, трансформируется. И только один его вид — кино — остается себе верным. Стили, ракурсы, приемы и чувства — те же, что и сто лет назад. Меняются лишь средства создания и воспроизведения кинолент. Сегодня вы узнаете о том, какие технические изменения происходят в белорусском киновидеопрокате, как в связи с этим преображается внешний облик наших кинотеатров.

"Пугающие темпы прогресса"

Хотелось бы дать логическое объяснение тому, почему сейчас активно ведется модернизация минских кинотеатров. В середине 60–80-ых годов прошлого века в Беларуси наблюдался самый настоящий "киностроительный бум". Можно сказать, почти все минские кинотеатры появились в этот период времени. Тогда в кинозалах устанавливалось оборудование, которое призвано было прослужить 30–40 лет. И оно выдерживало такие сроки и нагрузки.

"В последнее десятилетие техническое развитие киноиндустрии ускорилось в десятки раз, — рассказывает генеральный директор унитарного предприятия "Киновидеопрокат" Мингорисполкома Василий Петрович Коктыш. — Сейчас срок службы новейшего оборудования исчисляется всего 10 годами. Хотя это и правомерно. Ведь пока так называемый "срок годности" приборов выйдет, в мире будут популярными и востребованными совсем другие технологии, более совершенные".

"Посудите сами, — продолжает Василий Петрович, — пять лет назад мы построили кинотеатр "Беларусь". На тот момент он был самым современным в столице. Когда здание еще проектировали, у нас были идеи внедрить в один из его залов цифровое оборудование. Если бы мы это сделали в то время, кинотеатр бы простаивал, и ни о какой окупаемости не шло бы и речи. Спустя три года, как "Беларусь" принял своих первых посетителей, мы открыли 3D-кинотеатр "Киев". И в первые дни после того, как он обновленным распахнул свои двери, около кинотеатра выстраивались очереди желающих взять билеты. Вот такие превратности технического прогресса".

Стремительные темпы технического развития имеют свои причины. Скорость выхода в свет ноу-хау зависит от международных корпораций. И многие из этих компаний, стремясь к выгоде, продвигают технологии семимильными шагами вперед. В кино это происходит еще быстрее. Ближайшая перспектива — почти полное погружение зрителя вовнутрь визуальных ощущений, которые сегодня частично мы уже видим с помощью стереоочков (формат 3D).

Почему сегодня в дни премьер во многие минские кинотеатры невозможно купить билет? Ответ чисто психологический. Главным критерием выбора фильма становится качество его создания, а затем — показа.

"Современные технологии сейчас позволяют осуществить наши детские мечты — перенестись в мир кино, почувствовать себя частью процесса, происходящего на экране, — отметил Василий Петрович Коктыш. — И чтобы это было возможным, необходимо следить за последними новинками индустрии, быть в курсе всех возможных перемен".

Сколько стоит зал обустроить?

Сегодня цифровое оборудование для оснастки залов кинотеатров стоит довольно дорого. Возможно, со временем, когда оно обретет такую же популярность, как компьютеры, цена уменьшится. Но в наши дни полную модернизацию себе могут позволить не все организации и компании, которые занимаются киновидеопрокатом.

"В среднем на переоборудование и ремонт одного зала кинотеатра уходит порядка 3 млрд белорусских рублей, — сообщил В. П. Коктыш. — Эта сумма включает в себя полное переоснащение видео- и звукового оборудования, а также благоустройство здания: модернизация кинозала, ремонт холла, санузлов, коридоров и др.".

В 2012 году специалисты унитарного предприятия "Киновидеопрокат" Мингорисполкома планируют переоборудовать 8–9 кинозалов. "Если посещаемость минских кинотеатров сохранится на уровне двух предыдущих месяцев, то в октябре мы откроем и девятый зал", — заверил Василий Петрович.

По результатам тендера цифровое оборудование для переоснастки белорусских кинотеатров поставляет известная немецкая компания Kinoton.

"Они хорошо себя зарекомендовали в предыдущих четырех залах. Не было ни одного дня простоя по техническим причинам за счет качественного и своевременного сервисного обслуживания. Эту марку еще отличает массивное основание, более устойчивое к вибрации (многие минские кинотеатры расположены по линиям метро). При модернизации кинозалов иногда мы сталкиваемся с определенными "проблемами прошлого", — сказал В. П. Коктыш. — Некоторые белорусские кинозалы были спроектированы и построены по старым ГОСТам. В таких кинотеатрах, как "Мир", "Берестье", "Пионер", по строительным нормам был предусмотрен невысокий подъем пола. Такие конструктивные особенности не позволяют достоверно приблизить их к современным нормам".

"Было бы проще снести эти здания, а на их месте построить новые. Только это будет слишком дорого и необдуманно, — продолжил В. П. Коктыш, — поэтому мы по возможности делаем все, чтобы устранить неудобства, которые могут возникнуть у зрителей при просмотре фильмов".

В широкоформатных кинотеатрах ("Октябрь", "Москва", "Дом кино", "Салют", "Киев") подъем пола несколько выше, поэтому кресла размещаются на большей высоте от предыдущего ряда. Там проще устанавливать современное цифровое оборудование.

Сегодня зритель в Минске в хорошем смысле слова избалован. И если по качественному состоянию репертуара мы не отстаем от Берлина и Лондона, опережаем другие столицы европейских государств, то над улучшением комфортабельности наших кинотеатров необходимо еще много работать. И для этого нужно иметь немалые деньги, что очень сильно зависит от посещаемости: больше зрителей — больше возможностей.

Что касается экранов, их замена обязательна несмотря на срок эксплуатации. Причиной тому тот факт, что для цифрового показа экраны должны обладать другими, совершенными, характеристиками.

"Также мы устанавливаем более широкие экраны там, где есть для этого возможность. Например, в кинотеатре "Москва" раньше его ширина составляла 18 м, сегодня — 22 м, — рассказал В. П. Коктыш. — А с 5 июля жители белорусской столицы получили возможность смотреть кино на самом большом в стране экране, который установили в кинотеатре "Октябрь". Правда, примерно тех же размеров экран и в кинотеатре "Москва", но сегодня в нем еще не произведен капитальный ремонт, запланированный на 2014 год".

Реальные планы

В ведении предприятия "Киновидеопрокат" Мингорисполкома 15 кинотеатров, в которых порядка 25 кинозалов. В планах сделать цифровыми 24 кинозала.

"Кинотеатр "Дружба", который находится в микрорайоне Чижовка, мы продаем с аукциона. Наши специалисты не видят целесообразным переоснащать его зал, так как площадь сооружения довольно велика (5 тысяч м2), а посещаемость диаметрально противоположна, — отметил В. П. Коктыш. — Мы поняли, что в спальных микрорайонах активно развивать кинотеатры не стоит. Зритель сегодня мобильный и предпочитает смотреть кино в центре".

Сосем немного времени осталось, как кинотеатр "Мир" полностью перейдет на "цифру". В "Авроре" и "Берестье" будет по одному цифровому и пленочному залу. Следует отметить, что вся модернизация проводится в очень короткие сроки, кинотеатры закрываются на непродолжительное время.

В скором времени пятизальный кинотеатр "Авангард" появится в районе станции метро "Грушевка" — в белорусской столице отдается предпочтение выбору места для кинотеатров ближе к выходам из метро. Около зданий для удобства посетителей преду-сматриваются комфортные стоянки автотранспорта.

В планах также строительство небольших современных двухзальных кинотеатров в Колодищах и городах-спутниках.

Не позднее первого полугодия 2013 года унитарное предприятие "Киновидеопрокат" Мингорисполкома планирует завершить установку цифрового оборудования во всех кинозалах Минска. Если это не произойдет в срок, по мнению экспертов, залам кинотеатров, которые останутся "на пленке", показывать будет попросту нечего.

"Почему люди ходят в кинотеатры, ведь есть возможность посмотреть фильм по телевизору? Дело в том, что в этих местах аура особенная. Именно она заставляет приходить сюда снова и снова, дает возможность людям общаться, обмениваться мыслями и настроением посредством кино. А современное оборудование и технологии проектирования внутреннего пространства позволяют усилить эффект необыкновенного впечатления от показов. И мы к этому стремимся", — резюмировал Василий Петрович Коктыш.

Минск — единственный город в стране, который принят в систему мировых премьер. Нам доступны абсолютно все мировые премьеры одновременно с ведущими странами планеты. В США, Канаде (Западное полушарие) премьеры стартуют по пятницам; в Беларуси и России — по четвергам (из-за разницы во времени получается фора в день). Если бы не начались процессы по модернизации кинозалов и переходу их на "цифру", Минск потерял бы привилегию участвовать в системе, и столичные кинолюбители не смогли бы видеть мировые премьеры в соответствующем качестве.

"Для создания фильма "Аватар" разработки новейших на тот момент 3D-технологий велись 10 лет. Сегодня идет работа над созданием продолжения фильма. Для этого понадобятся еще более совершенные методы. И чтобы зритель мог увидеть все эффекты в должном качестве, наши кинотеатры с каждым годом будут совершенствовать технологии показа", — отметил Василий Петрович Коктыш.

Всего просмотров: 5 774
Опубликованно: 23.07.2012