Строительство во здравие (размышления профессионала)


Версия для печати

Из более 200 объектов, реализованных за последние 30 лет по проектам руководителя персональной творческой мастерской Геннадия Антоновича Дулевича, немалую часть составляют постройки в области здравоохранения. Среди них — реабилитационный центр в Аксаковщине, кардиохирургический центр 4-й клинической больницы г. Минска, Республиканский детский кардиоцентр, Республиканский центр неврологии и нейрохирургии, др. Начиная с 1992 года Г. А. Дулевич как делегированный архитектор ЮНЕСКО исполнял функции заказчика и проектировщика, сопровождая строительство центров психологической реабилитации в Беларуси и России. Сегодня он делится с читателями "РСГ" своими размышлениями о проблемах проектирования и строительства объектов здравоохранения, начиная от выбора площадки и заканчивая рядом нюансов, связанных с их эксплуатацией…

"Введение в дисциплину"

"За последние годы в нашей республике достигнуто и продолжает делаться очень многое по развитию отечественной системы здравоохранения, — подчеркивает Г. А. Дулевич. — Фактически программно-целевое управление в отечественном здравоохранении начало складываться в 2000-е годы в процессе разработки и реализации ряда профильных государственных программ. 2010 год явился определенным рубежом, завершающим выполнение основных госпрограмм в области охраны здоровья, и точкой отсчета для текущей пятилетки. Основная задача на сегодняшний день — обеспечение для населения республики должного уровня оказания медицинской помощи".

По словам нашего собеседника, как положительную тенденцию необходимо отметить сложившийся комплексный подход к проблемам здравоохранения. Большое значение этому вопросу в настоящее время придается не только в Минске, но и областных городах и районных центрах. При этом, что отрадно, приостановилась "гонка за количеством койко-мест", а больше внимания и времени стало уделяться скорой и неотложной помощи, проведению операций на современном уровне и прежде всего диагностике.

Несмотря на это остается немало объектов здравоохранения, которые, что называется, "не пошли". "И хоть среди проектировщиков порой бытует мнение, что "лучший объект — не построенный", я уверен, что главное счастье для профессионала состоит в том, чтобы наблюдать реализацию проекта, видеть конечный результат своей работы, причем не только в архитектуре, но и в любой другой области", — отмечает Г. А. Дулевич. Так, он запроектировал в Беларуси три санатория, ни один из которых по разным причинам не был построен…

"Диагноз" и "рецепт"

Причины, почему не строится (либо реализуется не в полном объеме) тот или иной объект, разные. Нередко это недостаток финансирования. И все же в качестве главной причины Г. А. Дулевич называет "нехорошую привычку три раза сделать и только один — подумать".

К примеру, комплекс в Аксаковщине первоначально был запроектирован как санаторий лечкомиссии, а потом трансформировался в центр реабилитационной медицины. Причем если архитектор принципиально отрицает пресловутую гонку за коечностью, то в данном случае прослеживается противоположная крайность: из запроектированного, в дополнение к существующим постройкам, возведен только 9-этажный палатный корпус. В то же время второй клинический блок "Б" не реализован, равно как диагностический центр и отделение радиотерапии. Перед тем, как их запроектировать, Г. А. Дулевич ездил стажироваться в Эссенский университет и другие клиники Германии. И специалисты-врачи, знакомые с этими и другими зарубежными примерами, признали, что объект получился бы "на уровне"…

Безусловно, автору обидно видеть не до конца реализованным этот проект, тем более что, по его мнению, "расширять клиники в черте города — просто безалаберность: там уместны скорая и неотложная помощь, диагностика и операции. А вот коечность должна быть минимальной — восстановительное лечение и реабилитацию необходимо проводить в таких местах, как Аксаковщина. Тем более что там есть все необходимое для этого: живописная природа, прекрасное оснащение и, главное, сильный состав медиков, для которых, к слову, построены два жилых дома и общежитие для малосемейных". В то же время, если бы проект был реализован полностью, то этот положительный пример стал бы "еще более положительным"…

…Подобная ситуация сложилась с детским кардиоцентром на территории 1-й клинической больницы. "Там мною было предложено сделать только операционный блок — пристройку к ДХЦ. Минздрав это решение одобрил, после чего был разработан проект. То, что в данном случае не погнались за "коечностью" в загазованном, шумном центре Минска, я считаю положительным примером. А детишки теперь проходят реабилитацию все в той же Аксаковщине", — рассказывает Г. А. Дулевич.

К сожалению, до сих пор встречаются случаи, когда участников проекта "заносит". Как это было, к примеру, с 4-й клинической больницей. "На сегодняшний день на "пятачке" между четырьмя улицами с оживленным движением общественного транспорта скопилось немыслимое число объектов: непосредственно 4-я клиника, Республиканский центр кардиологии, 15-я поликлиника, общежитие мединститута и т. д. В дополнение были предложения о размещении еще нескольких корпусов, в т. ч. клинических. Сегодня РНТЦ кардиологии буквально "пасынок" на этой стесненной территории. Медперсоналу негде припарковать свои машины, а больным — подышать свежим воздухом,— обращает внимание Геннадий Антонович, — хотя уже давно следовало бы решить вопрос о выделении для этого центра свободной площадки".

Что же делать, чтобы подобного не повторялось?

"В своем выступлении на ХХ съезде Белорусского союза архитекторов я говорил о том, что в каждой области проектирования необходимо создать консультативные советы (или группы), которые, не подменяя органы власти, давали бы рекомендации и независимые экспертные заключения по объектам, — предлагает свой вариант решения проблемы Г. А. Дулевич. — Уверен, что это необходимо. Каждый из нас знает немало примеров — не только в медицине, но и других областях, — когда деньги тратятся бездумно. Притом как государственные средства, так и частный капитал. У инвестора порой мелькнет мысль — мол, сделаю "Нью-Васюки". А просчитать свои возможности он забывает…"

Открытие года

Сегодня главной гордостью архитектора является такой значимый объект, как Республиканский центр неврологии и нейрохирургии, ввод которого в эксплуатацию запланирован в этом году. При его проектировании Г. А. Дулевич призвал на помощь весь свой уже немалый опыт, а также столкнулся с некоторыми проблемами, о которых говорилось выше…

Строго говоря, центр трудно назвать новым объектом. Он построен на уже освоенной территории и включает три основных объема. Первый — реконструируемый клинический корпус на 220 коек. К нему пристроен новый операционно-реанимационный блок (на 6 операционных и 32 реанимационных койко-места соответственно). И, наконец, это существующий лабораторно-административный корпус.

"Старый-новый" медицинский центр расположен на ул. Ф. Скорины в Минске. При этом клинический корпус находится в 200 м от МКАД и 400 м от железной дороги. Экраном, заграждающим окна палат от шума, стал новый операционно-реанимационный блок, который автор проекта образно называет летающей тарелкой. Его окна выходят на юг. Чтобы оберечь операционные и реанимационные от попадания прямых солнечных лучей и соблюсти все требования, предъявляемые к чистым помещениям, архитектор "одел" корпус в "металлическую рубашку" — вентилируемый фасад.

Всего в блоке запроектировано шесть операционных, а также детское и взрослое реанимационные отделения. Здесь предусмотрено новейшее медицинское оборудование. К примеру, гамма-нож — второй на территории бывшего Союза после Москвы — и мн. др.

Можно сказать, что в целом запроектирован и практически построен современный медицинский центр, который на финишной прямой будет доведен до совершенства. В то же время реализация такого важного для республики проекта могла быть более гладкой…

Рассказывая о медцентре, Г. А. Дулевич вновь обращает внимание, что, принимая решение о "подселении" того или иного объекта, надо "три раза подумать и один — сделать": "В отношении Республиканского центра неврологии и нейрохирургии кто-то когда-то, наверное, решил, что его реализацию облегчат большая площадка и существующие корпуса бывшего института медицинской экспертизы. Но не задумался о близости ж/д и МКАД, необходимости обеспечения 100-метровой санитарной зоны, да и о противоречии между старыми постройками и новыми нормами".

Так, несмотря на сохранение функции клинический корпус подвергся большим изменениям. А как иначе, ведь, когда он строился в 1960-х гг., достаточно было обеспечить, условно, один санузел на коридор. Сегодня же архитектор предусмотрел удобства если не на каждую палату, то на блок. Существенно отличается и набор помещений, диктуемых современной медициной. К примеру, там необходимы комнаты дневного пребывания для больших и маленьких пациентов, которые Г. А. Дулевич исхитрился разместить над лестнично-лифтовым узлом, соединяющим новый корпус с реконструируемым.

Кроме того, по результатам обследования стены и перекрытия здания потребовали усиления: раствор из существующей кирпичной кладки буквально высыпался как песок. Требуется возведение шумозащитных экранов, высота которых будет достигать 10 метров, загораживая от горожан эффектную архитектуру операционно-реанимационного блока.

В общем, по мнению Г. А. Дулевича, целесообразнее сносить устаревшие постройки и на их месте возводить современные объекты. Либо, перепрофилировав старые здания под иные функции, выносить новые объекты на свободную территорию: "К выбору площадки строительства нужно подходить тщательно и комплексно, с привлечением специалистов всех отраслей — так, как, к примеру, определялось место для размещения Белорусской АЭС".

В целом же, по убеждению Г. А. Дулевича, объект состоялся, и уже совсем скоро Беларусь получит прекрасно оборудованный Республиканский центр неврологии и нейрохирургии.

Всего просмотров: 6 685
Опубликованно: 27.03.2012