Стратегия и тактика градостроительного развития Беларуси


Версия для печати

30 августа т. г. Указом Главы государства № 385 утверждены "Основные направления государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2011–2015 годы". В документе конкретизированы и систематизированы подходы к новой градостроительной политике, отмечены положительные моменты реализации ряда государственных и отраслевых программ возрождения села, развития малых городов, обеспечения граждан доступным и комфортным жильем, а также очерчен ряд нерешенных проблем в данной области и предложены пути их преодоления. Подробнее о градостроительных перспективах нашей республики рассказал руководитель разработки, заместитель Министра архитектуры и строительства Республики Беларусь Дмитрий Игоревич Семенкевич.

Три источника…

Как пояснил Д. И. Семенкевич, документ разработан группой специалистов УП "БЕЛНИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА" по заданию Минстройархитектуры на основании Закона Республики Беларусь "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности". В нем учтены как существующие достижения, так и пока нерешенные вопросы в рассматриваемой области, а также материалы 4-го Всебелорусского народного собрания и Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы.

Напомним, что подобный документ в нашей стране разработан не впервые. Ему предшествовали "Основные направления градостроительной политики Республики Беларусь на 2007–2010 годы", также утвержденные Указом Президента. Кратко резюмируя, следует отметить, что их осуществление позволило успешно реализовать целый ряд государственных и отраслевых программ по возрождению села, развитию малых городов, обеспечению граждан страны доступным и комфортным жильем, строительству спортивных многофункциональных комплексов, учреждений здравоохранения и других общественных зданий и сооружений, реконструкции и реставрации историко-культурных ансамблей.

Для подтверждения обратимся к языку цифр. На начало этого года в Республике Беларусь среду жизнедеятельности формировали 205 городов и поселков городского типа, а также 23 467 населенных пунктов. За последние пять лет создана сеть из 1481 агрогородка — сельских поселений качественно нового типа, в которых создана производственная и социальная инфраструктура для обеспечения государственных стандартов по обслуживанию проживающего в них населения и жителей прилегающих территорий. Достигнуты значительные параметры жилищного строительства: за пятилетку ввод жилья увеличен в 1,6 раза к предыдущему периоду, а жилищная обеспеченность населения достигла 24,1 м2 общей площади на человека. Кроме того, в указанный период ежегодно реализовывалось более 500 инвестиционных проектов.

Наряду с достигнутыми позитивными результатами, существует ряд градостроительных проблем. Так, недостаточно эффективно решается вопрос неравномерного городского и сельского расселения. Доля городских жителей в нашей республике составляет 75 %, что делает ее одной из наиболее урбанизированных стран СНГ. Процесс урбанизации нарастает в основном за счет Минска и крупных городов, в то время как малые городские и сельские поселения продолжают терять население. Особо остро стоит вопрос с территориальным расширением белорусской столицы и областных центров. Так, за последние пять лет Минск ежегодно прирастает в среднем на 12 тысяч человек. А повышение этажности в столице, крупных и больших городах повлекло за собой серьезные проблемы, связанные с озеленением, недостатком парковок и объектов социального облуживания. Намечается неоправданная с градостроительной точки зрения тенденция к размещению многоэтажных жилых домов в застройке малых городов.

Комментируя материалы 4-го Всебелорусского народного собрания, Д. И. Семенкевич подробно остановился на докладе Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко "Наш исторический выбор — независимая, сильная и процветающая Беларусь". В нем, как отметил наш собеседник, обозначены основные направления развития общества в целом и экономики нашей страны по инновационному пути. Не менее важен человеческий капитал, основой развития которого, как известно, является среда жизнедеятельности. "Высокий жизненный уровень белорусских граждан — это не просто цель, это смысл проводимой государственной политики. Что же определяет уровень и качество жизни человека? Укрупненно я бы выделил пять важнейших составляющих — это, во-первых, полноценная семья, во-вторых, здоровье, в-третьих, образование, в-четвертых, реальные доходы, в-пятых, комфортность жизни", — говорилось в докладе.

…и пять направлений

Целью градостроительной политики на 2011–2015 годы является дальнейшее совершенствование среды жизнедеятельности на основе внедрения инновационных подходов и поэтапной реализации планов социально-экономического развития страны, ее регионов и населенных пунктов в области градостроительства.

В качестве приоритетных определены пять направлений, связанных с развитием регионов и поселений, транспортной инфраструктуры и улучшением архитектурного облика застройки, в которых отражены основные моменты градостроительной деятельности в сложившихся экономических условиях, и на которые необходимо обращать внимание при разработке проектной документации.

Направление 1 — это совершенствование территориальной организации Республики Беларусь. Задачей Направления 2 является развитие пространственной организации городских и сельских поселений с учетом новых принципов градостроительного планирования, обеспечивающих безопасность, комфортность и эффективность развития поселения. Направление 3 подразумевает комплексное формирование жилой среды, обеспечивающей удовлетворение потребностей человека в жилье, получении социальных услуг в пределах пешеходной нормативной доступности от жилого дома и достижение высокого уровня благоустройства территорий. Направление 4 ориентировано на совершенствование системы региональных и транспортных коммуникаций, обеспечивающих снижение затрат времени на ежедневные передвижения и повышение доступности объектов различного назначения. И, наконец, Направление 5 — это создание современного архитектурного облика страны на основе использования достижений мировой архитектуры и развития национальных традиций, архитектурной и градостроительной культуры.

Таким образом, в документе идет речь о создании комфортной среды жизнедеятельности, в т. ч. строительстве современного жилья путем внедрения разнотипных жилых комплексов, максимальной доступности социальных объектов, упорядочении доминант и высоток, совершенствовании транспортной системы, формировании зеленых массивов, преобразовании садовых товариществ и дачных кооперативов в районы комплексной усадебной застройки. Улучшение эстетических качеств массового жилищного строительства предполагается за счет декорирования фасадов, замены плоских крыш на скатные, обогащения фасадов сочетанием балконов, лоджий и эркеров, использования оригинальных малых архитектурных форм при оформлении входов в здания. Предусматривается также модернизация крупных домостроительных комбинатов с применением новых технологий в индустриальном домостроении и пр.

Как уточнил Д. И. Семенкевич, "Основные направления государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2011–2015 годы" — это не директивный документ, а, скорее, концепция, "маяк", задающий стратегическое направление в рассматриваемой области на текущую пятилетку. Так, в нем говорится, что благоустройство малых и больших городов по своему уровню должно соответствовать друг другу — положение, как видно, строго нерегламентированное, оставляющее свободное поле для инициативы и творчества.

В то же время, в документе содержится ряд обязательных для исполнения положений. К примеру, максимальный временной показатель, в течение которого жители различных населенных пунктов должны добираться от жилья к месту работы. Кроме того, категорическое требование по застройке малых городов мало- и среднеэтажными домами.

Указ позволит в значительной мере расширить правовую базу в сфере градостроительства, определить приоритетные направления работы в области градостроительства и территориального планирования на ближайшие годы, а также активизировать деятельность органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в решении стратегических и практических вопросов комплексного развития населенных пунктов и административно-территориальных единиц. Планы мероприятий по реализации "Основных направлений государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2011–2015 годы" будут разработаны Минстройархитектуры как контролирующим и координирующим органом и на местах. Более того, как подчеркнул Д. И. Семенкевич, планируется, что местные органы управления станут играть здесь "первую скрипку". И планы, разработанные на местах, будут не обезличенно-типовыми, а включат уникальные мероприятия, направленные на развитие регионального своеобразия той или иной местности.

Нововведением документа станет внесение ряда изменений в действующие нормативные правовые акты, в т. ч. в области финансирования. Так, теперь основная работа по развитию территорий будет основана на частно-государственном партнерстве.

Кроме того, предполагается включение населения в процесс активного преобразования собственной среды обитания. Это подразумевает не только традиционные формы работы, как, например, субботники, но и другие мероприятия по благоустройству собственных дворов и т. д. "Необходимо преодолевать иждивенческое отношение, когда люди пассивно ждут, когда кто-то для них что-то сделает, — выразил убежденность наш собеседник. — С другой стороны, нельзя запрещать населению проявлять инициативу, прикрываясь нормативными и другими документами, как это порой бывает. Согласитесь, не редкость, когда жители из-за недостаточной информированности высаживают деревья, к примеру, по кабельным линиям"… И здесь свое веское слово предстоит сказать средствам массовой информации, в т. ч. "Республиканской строительной газете". К слову, недавно заинтересованное обсуждение градостроительного вопроса состоялось в ходе программы "Сфера интересов" (БТ).

Новый документ адресован, в первую очередь, органам государственного республиканского и местного управления, проектным институтам, высшим учебным и научно-исследовательским учреждениям, общественным организациям, а также, изданный с комментариями, — широкому кругу читателей. И это неудивительно, ведь он затрагивает интересы практически всего общества.

Всего просмотров: 7 116
Опубликованно: 16.09.2011