Сакральная архитектура пограничья: традиции и современность


Версия для печати

На счету известного польского архитектора, доктора архитектуры Ежи Устиновича (Белостоцкий политехнический университет) — десятки православных храмов во многих странах Европы. И вот сегодня по его проекту возводится церковь Рождества Христова на Девятовке в белорусском городе Гродно.

При первом же взгляде на эскиз создается впечатление нового слова в сакральной архитектуре. В то же время, приглядевшись внимательнее, понимаешь, что святыня вполне соответствует всем православным канонам.

Гродненская церковь является непосредственным воплощением классической для православия модели крестово-купольного храма, основанной на плане "греческого креста". Внешний вид постройки связан с характерной для Великого княжества Литовского и Беларуси архитектурой церквей оборонного типа. Непосредственным образцом для проектируемого храма является перестроенный в 1494–1505 годах Софийский собор в Полоцке. Кроме того, общая композиция нового храма соответствует архитектуре церквей в Сынковичах и Мурованке.

Запроектированный храм является двухэтажным и состоит из главного корпуса с четырьмя башнями по углам и связанной с ним звонницей. Церковь призвана стать высотной и композиционной доминантой микрорайона: ее высота вместе с куполами будет составлять 47 м (до креста). На несколько метров приподнимет храм и искусственно созданная возвышенность, на которой он будет построен.

Кроме храма, на первом этапе предусмотрено возведение хозяйственного блока, а в перспективе предполагается строительство воскресной школы с двумя учебными классами, административными помещениями и залом для приема прихожан.

Примечательно, что по тому же проекту построена церковь Св. Великомученника Георгия Победоносца по другую сторону польско-белорусской границы — в Белостоке.

В обоих случаях храмы располагаются на меже современных многоэтажных жилых районов и старой деревянной застройки.

В архитектуре обеих церквей при определенной геометрической дисциплине структурного построения использована современная модернистическая концепция компоновки пространства. Оба храма включают в себя полную литургическую программу: алтарную часть, наос и полуоткрытый нартекс с главным входом.

В то же время имеют небольшие функциональные отличия.

Так, в белоcтокском храме в колокольне размещена открытая на четыре стороны каплица с источником для освящения воды. Под ней на общей горизонтальной оси расположен восьмигранный баптистерий с крестильной купелью. Под зданием главного храма находится нижняя церковь Покрова Пресвятой Богородицы, вокруг которой устроены обход, а также два боковых зала (трапезная и погребальная часовня).

В гродненской церкви колокольня служит для сообщения между этажами. В нижней церкви находится бассейн для крещения. В связи с тем, что в этом обряде участвуют и взрослые, купель имеет соответствующие размеры.

Кроме того, как уточнил главный архитектор УП "Институт Гродногражданпроект" Александр Тараненко, по сравнению с белостокским, гродненский храм уменьшен примерно на 10 %.

Подытоживая, отметим, что в целом церкви в Гродно и Белостоке, выполненные в современных и одновременно тесно увязанных с православной традицией формах, сегодня органично развивают православное культовое строительство на территории белорусско-польского пограничья.

Конструктивную часть проекта и план благоустройства территории церкви на Девятовке разрабатывает УП "Институт Гродногражданпроект". В эскизном проектировании принимал участие минский архитектор Станислав Федченко.

Как сообщил Александр Тараненко, в настоящее время идет строительство нулевого цикла — возводится фундамент храма.

Просмотров: 5 049