Профессия архитектор-реставратор: дефицит или невостребованность?


Версия для печати

В нашей стране сохранилось множество объектов, представляющих историческую и культурную ценность не только для белорусского народа, но и всего мирового сообщества. Большинство из них требуют проведения реставрационных и реконструкционных работ. И здесь основным является не столько цена, сколько качество, которое зависит от профессионализма специалистов. На тематической конференции кандидат искусствоведения, доцент кафедры "Теория и история архитектуры" БНТУ, лауреат специальной премии Президента Республики Беларусь в области архитектуры Геннадий Александрович Лаврецкий рассказал о подготовке архитекторов-реставраторов на архитектурном факультете университета. В частности, он обратил внимание на проблему невостребованности выпускников-реставраторов и нехватку квалифицированных специалистов в области реставрации.

Прежде чем начать подготовку архитекторов-реставраторов по специальности "Реставрация памятников архитектуры" в БНТУ, был проведен опрос профильных организаций на предмет востребованности таких специалистов. В результате была разработана учебная программа "Реставрационное проектирование", включавшая разделы по комплексному научному исследованию, инженерным особенностям реставрации памятников, архитектурному анализу, и набрана группа, которая с 4 курса занималась вопросами реставрации. Предполагалось, что в итоге университет вырастит специалиста, имеющего не просто общее представление о проблемах возрождения национального наследия, но и обладающего навыками проектировщика-реставратора. За период 2008–2011 гг. состоялось два выпуска (25 человек) по данной специальности.

"Но в процессе распределения всех ожидал шок: из 25 человек трудоустроились только двое. Естественно, идея специализации сама собой умерла, — констатировал Г. А. Лаврецкий. — Таким образом, на данный момент в БНТУ ведется подготовка архитекторов широкого профиля, которые могут заниматься в т. ч. и реставрацией. А подготовку по узкой специализации пока отложили до лучших времен.

Несмотря на это сегодня очень важно создать условия, при которых молодые люди на раннем этапе профессиональной подготовки могли бы выбрать свой путь. Зачастую к моменту, когда читается курс по реставрации (9 семестр), подавляющее число студентов уже практикуют в разных проектных организациях и готовят дипломный проект "под крылом" работодателя. Поэтому увлечь реставрацией можно только романтиков. Однако есть и такие, кто с первого курса вникает в этот процесс и к концу учебы отдает предпочтение реставрационным работам".

Этому, к слову, способствует программа обучения. Например, уже более 15 лет факультетом проводится такое важное мероприятие, как "летники". Студенты (1–5 курс) в период летней практики ездят на объекты реставрации и реконструкции и в качестве волонтеров участвуют в деле возрождения наследия. На их счету замки в Любче, Мурованке, Сынковичах, Музей народной архитектуры и др. "Именно благодаря усилиям студентов можно решить вопросы, которые иногда трудно проработать со специалистами-строителями, — отметил Г. А. Лаврецкий. — Так, при отсутствии финансирования реставрации храма-крепости Архистратига Михаила в Сынковичах силами студентов удалось выполнить масштабные работы, в частности, по расчистке башен и кладки стен церкви, причем вручную, при помощи скребка. На храме Рождества Богородицы в Мурованке были проведены натурные исследования и обнаружены элементы сооружения оборонного характера, а также расчищен орнамент на фасаде. В целом вклад студентов в дело возрождения памятников национальной архитектуры довольно значителен.

Как показывает практика, процесс реставрации привлекает молодых людей, можно сказать, затягивает. С большой любовью и теплом будущие архитекторы возрождают объекты, красоту ушедшей эпохи и с нетерпением ждут очередного летнего выезда. По мнению выступающего, "именно на практике, "живых" объектах вырастают будущие специалисты, которые вопреки всем тенденциям идут в реставрацию".

Следует отметить, что в процессе обучения студенты выполняют несколько проектов, сложность которых зависит от курса. На 1-м курсе они занимаются реставрацией фасада памятника архитектуры, в ходе которой овладевают методами научного анализа и составления картограммы объекта, изучают стилистические особенности памятника, др. На 2-м ведут реставрацию небольшого по объему памятника архитектуры по аналогиям, овладевая методами творческого поиска выразительных и аргументированных решений реставрации объекта архитектуры, изучают стилистические особенности эпохи его создания и использование элементов, характерных для данного стилистического этапа. На 3-м курсе студентам "поручают" реставрацию и приспособление памятника архитектуры, где они ведут творческий поиск выразительных и оригинальных композиционных решений организации функционирования объекта в условиях сохранения его подлинности. 4-й курс запоминается реставрацией памятника археологии в существующей градостроительной или ландшафтной среде. В процессе работы студенты изучают методы оценки состояния объекта, разрабатывают меры по укреплению и консервации аутентичных элементов, овладевают разработкой архитектурного проекта по экспозиции и эксплуатации памятника археологии с учетом социально-экономических условий и природно-климатических факторов. На 5-м курсе будущие архитекторы приобретают навыки всесторонней оценки объекта реставрации, градостроительной ситуации и разработки целостной системы связей реставрируемого объекта и всех соответствующих функций в процессе реставрации и приспособления архитектурного комплекса.

В ходе своего выступления Г. А. Лаврецкий рассказал о спецкурсах, разработанных для специализации "Реставрация памятников архитектуры". Так, учебная программа "Архивные исследования и архитектурный анализ памятника" дает знания о проведении архитектурно-археологических обмеров и зондажных исследований. "История и методика реставрации" рассказывает о специфике реставрационного производства и особенностях его организации, функциях архитектора-реставратора на стадии осуществления проекта, формирует у студентов систему взглядов на архитектурное наследие и его реставрацию, соответствующей мировоззрению современного общества. В результате освоения курса студент должен уметь характеризовать произведение с точки зрения ценности историко-стилистических этапов, которые претерпел памятник, проводить анализ проведенных реставрационных мероприятий и может предложить концепцию реставрации памятника архитектуры.

По окончании курса "Технология и организация реставрационных работ" будущий специалист способен обосновывать принятые проектные решения, проводить авторский надзор, согласовывать архитектурные задачи со специалистами-смежниками.

Доцент кафедры отметил, что благодаря комплексному подходу обучения в процессе общей подготовки на факультете некоторые студенты выражают желание готовить дипломные работы по реставрации. За период преддипломной или дипломной практики им необходимо понять этот процесс и освоить пласт знаний. Примечательно, что при выполнении задания по реставрации объекта студенты не останавливаются только на стенах объекта, а проводят комплекс работ, в т. ч. по благоустройству и освещению, а также ведут архитектурный анализ, поиск аналогий, предоставляют научное обоснование. В результате получаются хорошие эффектные работы. "Даже самый слабый проект, который подавался в специализации "реставрация", намного глубже и мощнее любого другого, подготовленного в процессе общего обучения на факультете", — отметил Геннадий Александрович.

Г. А. Лаврецкий обратил внимание, что зачастую реставрация понимается как одна из прикладных тем в архитектуре. И, как в былые времена, сегодня можно услышать от зодчих такую фразу: "Мол, мы будем делать шедевры, а вы (т. е. реставраторы) — потом их ремонтировать". "Первое, что нужно, это четко дать понять студентам, что реставрация — не раздел архитектуры, а тип мышления, направленный на "врачевание" предметов истории, а профессия реставратора — это удел страстных и темпераментных людей", — отметил кандидат искусствоведения.

Всего просмотров: 11 249
Опубликованно: 30.06.2012