Перекличка столетий


Версия для печати

Все ближе очередной съезд Белорусского союза архитекторов. Уже в декабре т. г. делегаты со всей республики обсудят достижения и проблемы отечественного зодчества, наметят пути развития БСА. О том, какие задачи ставят перед собой мастера современной архитектуры, услышать нам еще предстоит. Но уже теперь можно сказать, что многие вопросы, которые поднимали их предшественники, актуальны и сегодня. Достаточно обратиться к материалам Первого Всесоюзного съезда советских архитекторов, опубликованным в № 148 (6310) газеты "Известия" от 26 июня 1937 года…

Дешево и быстро строить хорошие, красивые и удобные дома

В работе Первого Всесоюзного съезда приняли участие с правом решающего голоса 418 делегатов, представивших около 4500 членов Союза советских архитекторов. Больше половины из них — 240 человек — работали в четырех крупных городах: Москве, Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), Киеве и Харькове. Кроме того, присутствовали делегации из Беларуси, Узбекистана, Грузии, Армении и др.

Большого внимания заслуживают выступления участников и гостей съезда. Приведем фрагменты некоторых из них.

С докладом об архитектуре жилища выступил А. Г. Мордвинов. "За последние годы, — отметил он, — мы сделали в жилищной архитектуре значительный шаг вперед. Тем не менее, архитектура большинства жилых домов не удовлетворяет потребностям трудящихся Советского Союза.

Серьезным недостатком в проектировании жилых домов является увлечение фасадом. Большинство архитекторов заботится лишь о внешности дома, совершено игнорируя интересы внутренней планировки, оборудования и отделки квартир. В результате создаются дома, подобные тому, который построил арх. Розенфельд на Кропоткинской улице в Москве. Фасад дома неплохой, но когда попадаешь внутрь, в квартиру, видишь вопиющее пренебрежение к элементарным требованиям современного жилища. В переднюю выходят шесть дверей, причем все они различной высоты. Комнаты в торцевой части дома длинные, узкие, полутемные. Окна — широкие, и чтобы открыть окно, нужно отодвигать мебель".

Докладчик приводит еще несколько разительных примеров невнимательного отношения многих архитекторов к запросам жильцов: "Архитектор часто является лишь проектировщиком и рисовальщиком, но отнюдь не строителем, умеющим построить жилой дом красиво, удобно и дешево… Архитектура квартиры должна слагаться, прежде всего, из правильной ее планировки в целом, из соответствующей планировки комнат в соответствии с их назначением (спальня, детская, столовая) и предусматривать удобную связь этих комнат между собой и с кухней, ванной и другими помещениями… Уют в квартире должен создаваться не столько богатой лепкой и колоннами, к которым имеют пристрастие некоторые наши архитекторы, сколько внимательным и любовным отношением к самым, на первый взгляд, прозаическим элементам внутреннего устройства и оборудования помещения"...

И далее: "Мы должны потребовать, чтобы промышленность как следует занялась всеми мелочами, необходимыми для оборудования квартир. Точно так же мы должны потребовать от промышленности улучшения качества краски и обоев"…

Заслуживают внимания рассуждения о снижении стоимости строительства: "Вопросы экономики строительства все еще не привлекают серьезного внимания архитектурной общественности… Сроки строительства домов невероятно растягиваются… Большую роль в удорожании строительства играют высокая стоимость и низкое качество основных строительных материалов"…

И наконец: "Съезд должен положить начало перелому в жилищном строительстве. Партия и правительство поставили перед советскими архитекторами ответственную задачу: строить быстро, экономно, удобно и красиво. Советские архитекторы обязаны эту задачу выполнить".

Архитектор должен точно знать, для каких категорий жильцов он строит

От имени делегации жен-активисток г. Москвы на съезде выступила тов. Высоцкая: "Товарищи, одним из основных лозунгов нашей жизни является сталинский лозунг: забота о человеке. Вот об этой-то заботе о живом человек мы и хотим вам сказать несколько слов.

Часто, создавая красивый фасад, вы забываете, что за этим фасадом должны жить живые люди.

Вот вам примеры. На строительстве домов завода им. Сталина построены небольшие квартиры в 2 и 3 комнаты. Как только туда въезжают люди, они ставят перегородки, потому что одна комната 38 метров, а другая — в 8 метров, и получаются какие-то крольчатники. Возьмем строительный комбинат на Ярославском шоссе. Архитектор забыл о детях, нет детского сада, а ведь там больше 1000 рабочих мест. Сейчас там создается детский сад, но для этого нужно ломать две капитальные стены. Получается перерасход средств и порча здания. В Тушинском городке — новые дома: на кухнях там буквально маленькие закутки для домашних работниц, и здесь же рядом газовые плиты.

…У нас часто вентиляция имеет только "моральное" значение, а практического — никакого: в каналах вентиляторов заводится моль и пыль — и больше ничего. Подумайте и о звукопроводности, ведь пока получается так, что лучше любого телефона все слышно с верхнего этажа до нижнего".

Тов. Высоцкая выразила пожелания жен-активисток, в т. ч.: "Обсуждать проекты будущих домов с общественностью… Архитектор должен точно знать, для каких категорий жильцов он строит…

…Мы просим вас, товарищи архитекторы, когда вы вернетесь со съезда, привлечь у себя на местах советы жен инженеров, жен рабочих и стахановцев для выявления жизненных и бытовых потребностей будущих жителей домов"...

…плюс индустриализация всей страны

На том же заседании с докладом об индустриализации жилищного строительства выступил проф. М. Я. Гинзбург. "Роль архитектора в переходе на новые методы чрезвычайно велика, — подчеркнул он. — Боязнь некоторых архитекторов, что, мол, индустриализация строительства ущемит их "свободное творчество", ни на чем не основана. Наоборот, создание и наилучшее использование строительной индустрии открывают перед архитектором широкое поле деятельности. Новый образ советского жилья не может быть найден вне решения задачи индустриализации строительства".

Проф. Гинзбург привел интересные данные из американского опыта: "Самое существенное в этом опыте — темпы строительства. Известный нью-йоркский небоскреб Эмпайр Стэтс Билдинг строился 14 месяцев, причем в течение одного рабочего дня производилась сборка каркасов полутора этажей. Дом Радио-Сити в 36 этажей был собран за 43 дня. Одноэтажные и двухэтажные дома собираются за 36–48–50 часов.

Большой интерес представляет организация строительных работ в США". К примеру, на стройплощадке имеется лишь то, что необходимо строителям в течение 1–2 ближайшие часа: "Заказы на материалы даются на определенный день и даже на определенный час. Все заранее просчитано и продумано. На подготовку и проектирование американцы тратят примерно две трети времени и лишь одну треть — на само строительство".

Заканчивая доклад, М. Я. Гин-збург сказал: "Активное включение всех советских архитекторов в работу по созданию и реконструкции строительной индустрии явится новым этапом в развитии советской архитектуры и будет означать новый ее подъем на пути достижений социалистического реализма".

Небоскреб — победа инженерии и поражение архитектуры

На съезде выступил зарубежный гость — известный американский архитектор Франк Ллойд Райт, который, в частности, отметил: "Быстрый рост науки и техники, направленный к эксплуатации громадных естественных ресурсов, дал нам неожиданно большое богатство. Все это значительно повысило наше знание тех принципов, которые лежат в основе практики искусства. Но, нуждаясь в архитектуре, мы в США пошли наихудшим путем — путем подражания упадочным или мертвым культурам. Наше хваленое достижение в культуре — небоскреб, что оно собой представляет? Не больше, не меньше, как победу инженерии и поражение архитектуры".

Молодых архитекторов Советского Союза г. Райт призвал "постепенно подниматься к тем высоким областям строительства, которые мы называем архитектурой. Изучайте конструкцию,

изучайте углубленно принципы, лежащие в основе техники и органической архитектуры, после чего с вашим советским мировоззрением создайте подлинную архитектуру, такую же созвучную советской жизни, как Кремль был созвучен в свое время той почве, которая его взрастила".

И в заключение: "Я уношу с собой домой яркое впечатление от ваших громадных достижений и величайшую надежду, которую я когда-либо имел, о будущей замечательной жизни на земле" (Бурные аплодисменты).

Всего просмотров: 6 716
Опубликованно: 30.06.2011