Пьедестал, но не почетный


Версия для печати

На протяжении трех последних лет Минстройархитектуры занимало лидирующее положение по числу зарегистрированных правоохранительными органами преступлений коррупционного характера. Однако следует при этом учесть, что значительную их долю составляли однотипные преступления, совершенные одними и теми же лицами. Фактически это одно преступление, связанное с использованием должностными лицами своего положения при оказании услуг населению, но от имени организации. Число этих услуг и отразилось на статистике.

Руководителями организаций, руководством аппарата, управлениями министерства проделана и продолжает проводиться работа, направленная на искоренение условий, способствующих коррупционным проявлениям. Ее результаты сказались уже в 4 квартале 2011 года, в котором не было зарегистрировано ни одного преступления, совершенного работниками строительной отрасли.

Но прошел 1 квартал текущего года, и Минстройархитектуры вновь претендует не на почетный пьедестал. Есть только некоторое утешение, что подавляющая часть зарегистрированных преступлений — это результат проведенной работы руководителями, которые сами вскрыли их большинство и направили материалы в правоохранительные органы. Это гарантия того, что их повторения уже не будет.

Эта проблема обсуждалась на очередном заседании комиссии по противодействию коррупционным проявлениям в системе Минстройархитектуры, состоявшемся накануне первомайских праздников. В ее заседании приняли участие три ответственных работника МВД и руководители ряда организаций.

Комиссией принято во внимание, что руководители организаций, работники которых совершили преступления коррупционной направленности, детально и принципиально рассмотрели нелицеприятные факты и приняли соответствующие меры, вплоть до увольнения виновных. Так поступили в ОАО "Гомельский ДСК", СУ № 46 ОАО "Стройтрест № 14", ОАО "Гомельтехмонтаж", ОАО "Строммашина", ОАО "Гомельпромстрой" и др.

К сожалению, методика регистрации совершенных преступлений в 1 квартале 2012 года вывела в лидеры ОАО "Строительный трест № 18", в котором из 20 преступлений в целом по отрасли на трест приходится 11. Но 10 из них — это "липовые" бюллетени, полученные в медучреждении 2 работниками за взятки, и одно — хищение стройматериалов. Мог ли это предотвратить молодой, энергичный руководитель, принципиально относящийся к любым проявлениям недисциплинированности своих подчиненных? Тем более подозрения о реальности бюллетеней у руководства треста были. Но на направленный в адрес медучреждения запрос пришел ответ о врачебной тайне.

Конечно, знакомить коллективы с антикоррупционным законодательством, объяснять возможные последствия преступных действий, заниматься воспитательной работой в коллективах надо. Но нашелся "Васька, что слушает, да ест", какие бы лекции о необходимости быть законопослушным не читались. Эта неприятная статистика теперь будет целый год сказываться на авторитете министерства.

Рассмотрев вопрос о коррупционных проявлениях в системе Минстройархитектуры, комиссия поручила представителю государства в ОАО "Доломит" внести на наблюдательный совет вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности (объявление выговора) генерального директора Бабака И. П., а Главному управлению научно-технической и инновационной политики (Павлова Г. Г.) подготовить ответ в ГУБОП (Седьмое управление) о рассмотрении информации по РУП "Институт БелНИИС".

На комиссии рассмотрен традиционный вопрос о результатах проверок, проведенных РУП "Служба ведомственного контроля при Минстройархитектуры" в 2012 году (докладчик — начальник КРУ Службы Гриб Н. О.). В результате проведенных Службой проверок выявлено вреда на 757,2 млн руб., предотвращено незаконных и необоснованных расходов на 617,9 млн руб., установлено излишков товарно-материальных ценностей на 187,3 млн руб., недостач — на 27,7 млн рублей. В результате принятых мер возмещено 33,2% от выявленного вреда, доначислено в бюджеты всех уровней 79,4 млн рублей. По материалам плановых проверок, нарушения по которым не устранены в ходе контрольных мероприятий, вынесены предписания о необходимости их устранения. Их исполнение взято на контроль.

В ходе контрольных мероприятий установлены факты нарушения некоторыми организациями порядка закупок металлопродукции. Они осуществлялись в нарушение действовавшего законодательства, предусматривающего закупку на биржевых торгах ОАО "Белорусская универсальная товарная биржа", либо в организациях-производителях или их сбытовых организациях с последующей регистрацией в ОАО "Белорусская универсальная товарная биржа".

Приказами Минстройархитектуры от 10.10.2005 № 261 "О развитии организованного оптового рынка" и от 27.12.2005 № 340 "О централизованных закупках металлопродукции" руководителям организаций — потребителям металлопродукции поручено принять к неукоснительному исполнению постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.06.2004 № 714 "О мерах по развитию биржевой торговли на товарных биржах". В целях развития организованного оптового рынка для закупки металлопродукции Министром приказано закупать металлопродукцию через ОАО "Белорусская универсальная товарная биржа" и у постоянного участника биржевых торгов УП "Стройкомплект" (в настоящее время — ОАО "Стройкомплект").

ОАО "Стройкомплект" с августа 2005 года аккредитовано в качестве биржевого брокера на ОАО "Белорусская универсальная товарная биржа" и должно оказывать услуги по купле-продаже любой продукции, представленной на биржевых торгах как для предприятий резидентов, так и нерезидентов Республики Беларусь.

Однако, ОАО "Реммех" (директор — Янушкевич В. В.), ПРУП "Завод "Кранмаш" (директор — Богачук В. Н.), ОАО "Спецремонт" (директор — Федосенко В. М.), филиалом "Завод сборного железобетона" ОАО "Строительный трест № 2" (директор — Липчук В. Я.) в 2011 году осуществлена закупка металлопродукции у посреднических структур вне биржевых торгов на общую сумму 4879 млн рублей, чем проигнорировано исполнение законодательных актов Республики Беларусь и приказов Минстройархитектуры, в результате чего к ним могут быть применены меры административной ответственности в виде штрафа на сумму до 14637 млн рублей. Главному управлению промышленности строительных материалов и конструкций (Рафеенкова Л. В.), Главному управлению строительства (Мозго О. П.), управлению информации и внешнеэкономической деятельности (Кошлов В. Г.) в целях обеспечения защиты права руководителей организаций на деловой риск в срок до 01.07.2012 поручено рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений в законодательные акты, предусматривающие увеличение пороговой цены закупки металлопродукции вне биржевых торгов (до 5000 тыс. евро ежемесячно). Кроме этого, Главному управлению экономики Министерства (Кутырло В. В.) совместно с юридическим отделом (Петрушина A. M.) при обращении к ним организаций Минстройархитектуры необходимо обеспечить оказание методологической помощи по вопросам применения законодательства о закупках товаров (работ, услуг). Приняты решения и о необходимости применения мер дисциплинарного воздействия на руководителей, не обеспечивших должный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью и допустивших нарушения действующего законодательства, регулирующего порядок закупки металлопродукции.

О результатах мониторинга декларирования государственными служащими министерства и приравненных к ним лиц подведомственных организаций сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (во исполнение пункта 3.1. Системы мер, направленных на предупреждение правонарушений в Минстройархитектуры и в подведомственных организациях на 2011–2015 годы) доложил начальник отдела кадров Минстройархитектуры Матыленок Л. Н. Неполные или недостоверные сведения в представленных декларациях не установлены. Однако данная работа будет продолжена. А Службе (Соц С. П.) и отделу кадров министерства (Матыленок Л. Н.) поручено 14 июня 2012 года провести семинар-совещание с руководителями и председателями комиссий по противодействию коррупции организаций системы Минстройархитектуры с ознакомлением их участников с порядком заполнения и представления деклараций.

Об эффективности использования государственного имущества, принятии мер Минстройархитектуры и подведомственными организациями по вовлечению в хозяйственную деятельность неиспользуемого имущества (во исполнение пункта 2.7. Системы мер, направленных на предупреждение правонарушений в Минстройархитектуры и в подведомственных организациях на 2011–2015 годы) сообщил начальник Главного управления экономики Кутырло В. В.

Отмечено, что наибольшее количество незарегистрированных объектов по состоянию на 1 января 2012 г. находится на балансе РУПП "Гранит" (147 объектов), РУП "Могилевский ДСК" (71 объект), ОАО "Кричевцементношифер" (60 объектов), РУП "Строительно-монтажный трест № 22" (28 объектов), ОАО "Строительно-монтажный трест № 30" (25 объектов).

Минстройархитектуры обязало руководителей организаций провести в полном объеме инвентаризацию имущества и обеспечить постановку на учет выявленных неучтенных объектов в соответствии с действующим законодательством, а также разработать графики регистрации и паспортизации объектов недвижимости с определением сроков завершения всех работ, ответственных лиц и источников финансирования. Работу необходимо завершить до конца 2014 года.

Имеются проблемы с выполнением мероприятий, предусмотренных календарным графиком вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества на 2012 год по следующим организациям: СРУП "Могилевский ДСК", ОАО "Красносельскстройматериалы" (2 объекта), ОАО "Стройтрест № 3 ордена Октябрьской Революции" (5 объектов).

Руководителям названных организаций необходимо принять все меры и обеспечить безусловное выполнение предусмотренных графиком мероприятий на 2012 год. Ими не используются в полной мере возможности вовлечения в хозяйственный оборот госимущества в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 27.02.2007 № 108 "О некоторых мерах по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества".

Главному управлению экономики поручено в мае 2012 года провести совещание с представителями организаций, не обеспечивших вовлечение в хозяйственный оборот недвижимого имущества, а в июле 2012 года доложить на комиссии о принятых мерах, с вызовом руководителей, не обеспечивших выполнение поручения и допустивших злоупотребления при передаче государственного имущества в собственность коммерческим структурам.

Всего просмотров: 6 249
Опубликованно: 04.06.2012