На протяжении трех последних лет Минстройархитектуры занимало лидирующее положение по числу зарегистрированных правоохранительными органами преступлений коррупционного характера. Однако следует при этом учесть, что значительную их долю составляли однотипные преступления, совершенные одними и теми же лицами. Фактически это одно преступление, связанное с использованием должностными лицами своего положения при оказании услуг населению, но от имени организации. Число этих услуг и отразилось на статистике.
Руководителями организаций, руководством аппарата, управлениями министерства проделана и продолжает проводиться работа, направленная на искоренение условий, способствующих коррупционным проявлениям. Ее результаты сказались уже в 4 квартале 2011 года, в котором не было зарегистрировано ни одного преступления, совершенного работниками строительной отрасли.
Но прошел 1 квартал текущего года, и Минстройархитектуры вновь претендует не на почетный пьедестал. Есть только некоторое утешение, что подавляющая часть зарегистрированных преступлений — это результат проведенной работы руководителями, которые сами вскрыли их большинство и направили материалы в правоохранительные органы. Это гарантия того, что их повторения уже не будет.
Эта проблема обсуждалась на очередном заседании комиссии по противодействию коррупционным проявлениям в системе Минстройархитектуры, состоявшемся накануне первомайских праздников. В ее заседании приняли участие три ответственных работника МВД и руководители ряда организаций.
Комиссией принято во внимание, что руководители организаций, работники которых совершили преступления коррупционной направленности, детально и принципиально рассмотрели нелицеприятные факты и приняли соответствующие меры, вплоть до увольнения виновных. Так поступили в ОАО "Гомельский ДСК", СУ № 46 ОАО "Стройтрест № 14", ОАО "Гомельтехмонтаж", ОАО "Строммашина", ОАО "Гомельпромстрой" и др.
К сожалению, методика регистрации совершенных преступлений в 1 квартале 2012 года вывела в лидеры ОАО "Строительный трест № 18", в котором из 20 преступлений в целом по отрасли на трест приходится 11. Но 10 из них — это "липовые" бюллетени, полученные в медучреждении 2 работниками за взятки, и одно — хищение стройматериалов. Мог ли это предотвратить молодой, энергичный руководитель, принципиально относящийся к любым проявлениям недисциплинированности своих подчиненных? Тем более подозрения о реальности бюллетеней у руководства треста были. Но на направленный в адрес медучреждения запрос пришел ответ о врачебной тайне.
Конечно, знакомить коллективы с антикоррупционным законодательством, объяснять возможные последствия преступных действий, заниматься воспитательной работой в коллективах надо. Но нашелся "Васька, что слушает, да ест", какие бы лекции о необходимости быть законопослушным не читались. Эта неприятная статистика теперь будет целый год сказываться на авторитете министерства.
Рассмотрев вопрос о коррупционных проявлениях в системе Минстройархитектуры, комиссия поручила представителю государства в ОАО "Доломит" внести на наблюдательный совет вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности (объявление выговора) генерального директора Бабака И. П., а Главному управлению научно-технической и инновационной политики (Павлова Г. Г.) подготовить ответ в ГУБОП (Седьмое управление) о рассмотрении информации по РУП "Институт БелНИИС".
На комиссии рассмотрен традиционный вопрос о результатах проверок, проведенных РУП "Служба ведомственного контроля при Минстройархитектуры" в 2012 году (докладчик — начальник КРУ Службы Гриб Н. О.). В результате проведенных Службой проверок выявлено вреда на 757,2 млн руб., предотвращено незаконных и необоснованных расходов на 617,9 млн руб., установлено излишков товарно-материальных ценностей на 187,3 млн руб., недостач — на 27,7 млн рублей. В результате принятых мер возмещено 33,2% от выявленного вреда, доначислено в бюджеты всех уровней 79,4 млн рублей. По материалам плановых проверок, нарушения по которым не устранены в ходе контрольных мероприятий, вынесены предписания о необходимости их устранения. Их исполнение взято на контроль.
В ходе контрольных мероприятий установлены факты нарушения некоторыми организациями порядка закупок металлопродукции. Они осуществлялись в нарушение действовавшего законодательства, предусматривающего закупку на биржевых торгах ОАО "Белорусская универсальная товарная биржа", либо в организациях-производителях или их сбытовых организациях с последующей регистрацией в ОАО "Белорусская универсальная товарная биржа".
Приказами Минстройархитектуры от 10.10.2005 № 261 "О развитии организованного оптового рынка" и от 27.12.2005 № 340 "О централизованных закупках металлопродукции" руководителям организаций — потребителям металлопродукции поручено принять к неукоснительному исполнению постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.06.2004 № 714 "О мерах по развитию биржевой торговли на товарных биржах". В целях развития организованного оптового рынка для закупки металлопродукции Министром приказано закупать металлопродукцию через ОАО "Белорусская универсальная товарная биржа" и у постоянного участника биржевых торгов УП "Стройкомплект" (в настоящее время — ОАО "Стройкомплект").
ОАО "Стройкомплект" с августа 2005 года аккредитовано в качестве биржевого брокера на ОАО "Белорусская универсальная товарная биржа" и должно оказывать услуги по купле-продаже любой продукции, представленной на биржевых торгах как для предприятий резидентов, так и нерезидентов Республики Беларусь.
Однако, ОАО "Реммех" (директор — Янушкевич В. В.), ПРУП "Завод "Кранмаш" (директор — Богачук В. Н.), ОАО "Спецремонт" (директор — Федосенко В. М.), филиалом "Завод сборного железобетона" ОАО "Строительный трест № 2" (директор — Липчук В. Я.) в 2011 году осуществлена закупка металлопродукции у посреднических структур вне биржевых торгов на общую сумму 4879 млн рублей, чем проигнорировано исполнение законодательных актов Республики Беларусь и приказов Минстройархитектуры, в результате чего к ним могут быть применены меры административной ответственности в виде штрафа на сумму до 14637 млн рублей. Главному управлению промышленности строительных материалов и конструкций (Рафеенкова Л. В.), Главному управлению строительства (Мозго О. П.), управлению информации и внешнеэкономической деятельности (Кошлов В. Г.) в целях обеспечения защиты права руководителей организаций на деловой риск в срок до 01.07.2012 поручено рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений в законодательные акты, предусматривающие увеличение пороговой цены закупки металлопродукции вне биржевых торгов (до 5000 тыс. евро ежемесячно). Кроме этого, Главному управлению экономики Министерства (Кутырло В. В.) совместно с юридическим отделом (Петрушина A. M.) при обращении к ним организаций Минстройархитектуры необходимо обеспечить оказание методологической помощи по вопросам применения законодательства о закупках товаров (работ, услуг). Приняты решения и о необходимости применения мер дисциплинарного воздействия на руководителей, не обеспечивших должный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью и допустивших нарушения действующего законодательства, регулирующего порядок закупки металлопродукции.
О результатах мониторинга декларирования государственными служащими министерства и приравненных к ним лиц подведомственных организаций сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (во исполнение пункта 3.1. Системы мер, направленных на предупреждение правонарушений в Минстройархитектуры и в подведомственных организациях на 2011–2015 годы) доложил начальник отдела кадров Минстройархитектуры Матыленок Л. Н. Неполные или недостоверные сведения в представленных декларациях не установлены. Однако данная работа будет продолжена. А Службе (Соц С. П.) и отделу кадров министерства (Матыленок Л. Н.) поручено 14 июня 2012 года провести семинар-совещание с руководителями и председателями комиссий по противодействию коррупции организаций системы Минстройархитектуры с ознакомлением их участников с порядком заполнения и представления деклараций.
Об эффективности использования государственного имущества, принятии мер Минстройархитектуры и подведомственными организациями по вовлечению в хозяйственную деятельность неиспользуемого имущества (во исполнение пункта 2.7. Системы мер, направленных на предупреждение правонарушений в Минстройархитектуры и в подведомственных организациях на 2011–2015 годы) сообщил начальник Главного управления экономики Кутырло В. В.
Отмечено, что наибольшее количество незарегистрированных объектов по состоянию на 1 января 2012 г. находится на балансе РУПП "Гранит" (147 объектов), РУП "Могилевский ДСК" (71 объект), ОАО "Кричевцементношифер" (60 объектов), РУП "Строительно-монтажный трест № 22" (28 объектов), ОАО "Строительно-монтажный трест № 30" (25 объектов).
Минстройархитектуры обязало руководителей организаций провести в полном объеме инвентаризацию имущества и обеспечить постановку на учет выявленных неучтенных объектов в соответствии с действующим законодательством, а также разработать графики регистрации и паспортизации объектов недвижимости с определением сроков завершения всех работ, ответственных лиц и источников финансирования. Работу необходимо завершить до конца 2014 года.
Имеются проблемы с выполнением мероприятий, предусмотренных календарным графиком вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества на 2012 год по следующим организациям: СРУП "Могилевский ДСК", ОАО "Красносельскстройматериалы" (2 объекта), ОАО "Стройтрест № 3 ордена Октябрьской Революции" (5 объектов).
Руководителям названных организаций необходимо принять все меры и обеспечить безусловное выполнение предусмотренных графиком мероприятий на 2012 год. Ими не используются в полной мере возможности вовлечения в хозяйственный оборот госимущества в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 27.02.2007 № 108 "О некоторых мерах по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества".
Главному управлению экономики поручено в мае 2012 года провести совещание с представителями организаций, не обеспечивших вовлечение в хозяйственный оборот недвижимого имущества, а в июле 2012 года доложить на комиссии о принятых мерах, с вызовом руководителей, не обеспечивших выполнение поручения и допустивших злоупотребления при передаче государственного имущества в собственность коммерческим структурам.