Отсутствие жалоб от населения — главная оценка работы Госстройнадзора


Версия для печати

На заседании коллегии Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь, состоявшемся 20 января т. г. под председательством директора Департамента В. Л. Петруши, были рассмотрены итоги работы системы органов Госстройнадзора за 2011 г. и основные задачи на 2012 г. В работе коллегии приняли участие, наряду с руководством Департамента и региональных инспекций, Первый заместитель Председателя Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь В. В. Назаренко, заместитель Министра архитектуры и строительства Д. И. Семенкевич, генеральный директор РУП "Главгосстройэкспертиза" Л. М. Вишневецкий, другие приглашенные.

Работать — лучше, требовать — больше!

Работа коллегии началась с представления участникам заседания новых руководителей Департамента — первого заместителя директора Ю. В. Булахова и заместителя директора Н. Ф. Николаенко.

Директор Департамента контроля и надзора за строительством В. Л. Петруша предварил доклад по итогам 2011 г. кратким вступлением, отметив, что результативность и эффективность работы органов Госстройнадзора в прошлом году повысилась, о чем свидетельствует следующее. При сокращении по различным причинам количества строящихся поднадзорных объектов на 23 % число зафиксированных и взятых на контроль дефектов возросло на 50 %, в т. ч. значительных — на 35 %. "Каждый дефект — это потенциальная жалоба, — обратил внимание он. — Поэтому проделанная работа напрямую связана с их минимизацией". Недаром — и это нашло отражение в постановлении коллегии № 1 за 2012 г. — главной оценкой работы органов государственного строительного надзора, по убеждению руководства Департамента, следует считать отсутствие жалоб со стороны населения.

В целом возросла принципиальность Госстройнадзора — повысилось качество административных требований, причем, по словам выступающего, больше внимания стало уделяться именно "своим" статьям. Так, на 52 % увеличилось количество наказаний по ст. 21.3 "Нарушение требований технических нормативных правовых актов", на 26 % — по ст. 21.5 "Подписание документов, содержащих сведения, не соответствующие фактическим состоянию или качеству строительно-монтажных работ" и на 19 % — по ст. 21.4 "Нарушение требований проектно-сметной документации" (к 2010 г.).

Большое внимание было уделено жилищному строительству. Количество дефектов, выявленных на одном объекте жилья, в среднем возросло с 16,8 до 21,3. При росте числа выданных заключений по объектам жилья на 10 %, по сравнению с предыдущим годом, количество мотивированных отказов при приемке в эксплуатацию по этим объектам составило 54 %, что также свидетельствует о повышении принципиальности подходов Госстройнадзора.

"Я бы не хотел расценивать озвученные выше цифры в том контексте, что наши строители стали работать хуже, — подчеркнул при этом В. Л. Петруша. — Наоборот. Просто мы стали работать лучше и требовать больше.

Результаты работы органов Госстройнадзора свидетельствуют о решении ряда основных задач, которые были поставлены перед нами Главой государства и Правительством на 2011 г. Основная из них — снизить количество жалоб населения на качество возводимого жилья. По Департаменту это снижение составило 35 %, а по инспекциям — в среднем 23 %".

Повысилось качество работы инспекторов по подготовке доказательной базы в рамках административной ответственности. В сравнении с 2010 г. в прошлом году в 3 раза сократилось количество прекращенных или отклоненных дел.

В целом работа Госстройнадзора за 2011 г. оценивается как положительная, однако В. Л. Петруша предостерег от приукрашивания ситуации, отметив, что хотя общие итоги — как "средняя температура по больнице" — внушают оптимизм, по многим вопросам еще предстоит навести порядок. В частности, он выразил ряд пожеланий по работе региональных инспекций. В первую очередь, речь шла о недопущении снижения количества проверок, проведенных одним инспектором, в целом необходимости повышения эффективности работы инспекторов; продолжении деятельности по совершенствованию доказательной базы; необходимости дальнейшего сокращения жалоб со стороны населения; повышении требовательности к проведению авторского и технического надзоров; др.

Итоги–2011

Первый заместитель директора Департамента Ю. В. Булахов подробно рассказал об итогах работы за прошлый год, в течение которого осуществлялись контрольные и надзорные функции на 22 472 объектах различного назначения, зарегистрированных в органах Госстройнадзора. Из них структурно: 18,5 % — это объекты жилищного строительства, 14,5 % — соцкультбыта, 6,7 % — промышленного назначения, 4,9 % — а/дороги и 55,4 % — прочие.

При осуществлении контрольных функций на поднадзорных объектах было выявлено 128 918 дефектов различной степени значимости. При этом количество значительных дефектов составило 42 261 (32,8 % от общего числа); критических дефектов — 27. По отношению к 2010 г. количество выявленных значительных дефектов увеличилось на 35 %, а критических снизилось на 18,5 %. Необходимо отметить, что общее количество выявленных дефектов по сравнению с 2010 г. возросло на 49,8 % по всем инспекциям.

Инспекции были вынуждены приостанавливать выполнение строительно-монтажных работ на 94 объектах. За нарушения законодательства об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности применены штрафные административные санкции на сумму 703,89 млн руб. (4029 дел).

В 2011 г. в соответствии с поручениями Президента и Правительства Республики Беларусь органами Госстройнадзора была ужесточена работа по наведению порядка на стройплощадках. Количество проверок увеличилось на 7,5 %. Привлечено к административной ответственности должностных лиц в 1,08 раза больше чем за аналогичный период прошлого года.

В связи с систематическим нарушением требований законодательства в строительстве инспекциями Госстройнадзора в установленном порядке были направлены представления в адрес РУП "Белстройцентр" о приостановке действия квалификационных аттестатов должностным лицам. В течение 2011 г. данной организацией по представлению инспекций было приостановлено действие 28 квалификационных аттестатов и три аттестата были аннулированы (инспекция по г. Минску). Больше всего представлений на приостановление действия квалификационных аттестатов направили инспекции по г. Минску — 15 и 10 — Брестской области. Далее идут: по Минской области — 2 и Специнспекция — 1. Остальные инспекции не представляли ничего. "В настоящее время с отменой лицензирования данную работу необходимо активизировать", — подчеркнул выступающий.

Как проинформировал Ю. В. Булахов, по инициативе Департамента в "Республиканской строительной газете" открыта рубрика "Качество строительства", в которой еженедельно публикуются фотоматериалы с положительными и отрицательными примерами содержания строительных площадок. В 2011 г. данная рубрика расширена с включением в нее также вопросов нарушения технических нормативных правовых актов, качества и технологии процессов при выполнении строительно-монтажных работ на объектах.

В течение 2011 г. органами Госстройнадзора большое внимание уделялось осуществлению надзорных функций на объектах жилья (новое строительство). Количество выявленных дефектов и нарушений на объектах жилья по отношению к 2010 г. возросло на 53 %, количество проведенных проверок также увеличилось на 18 %, выданных предписаний — на 13 %. Также возросло количество выданных заключений на 30 % и мотивированных отказов на 54 %.

Важная роль была отведена осуществлению надзорных функций на объектах дорожно-мостового строительства, а также придорожного сервиса.

За 2011 г. Департаментом были рассмотрены проекты 83 нормативных правовых актов и других нормативных документов, а также 29 проектов ТНПА.

Органами Госстройнадзора в прошедшем году велась работа по проведению плановых проверок субъектов хозяйствования в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь".

В соответствии с координационными планами контрольной (надзорной) деятельности проведено 10 плановых проверок. 19–20 мая 2011 г. в г. Бресте в ходе выездной коллегии Департамента контроля и надзора за строительством с участием руководителей инспекций Департамента, начальников отделов и юрисконсультов инспекций были рассмотрены вопросы выполнения Департаментом и его территориальными инспекциями установленных законодательством функций контроля и надзора за строительством, соблюдения законодательства при ведении административного процесса и законности постановлений по делам об административных правонарушениях.

Большое внимание уделялось вопросам повышения квалификации. В ноябре 2011 г. в УО "Белорусский государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров по стандартизации, метрологии и управлению качеством" было проведено обучение государственных строительных инспекторов по вопросам порядка осуществления контрольной (надзорной) деятельности, назначения и проведения проверок, иных форм контроля (надзора), документального оформления контрольной (надзорной) деятельности, ведения административного процесса, требований законодательства о единой государственной системе регистрации и учета правонарушений. Обучение в группе "Государственный контроль и надзор за строительством" прошли 20 сотрудников инспекций Госстройнадзора.

Отдельно выступающий остановился на основных задачах органов Госстройнадзора, а также вопросах, требующих решения в 2012 г.: "Так, в связи с уменьшением количества строящихся объектов, считаем необходимым сконцентрировать внимание на надзоре за строительством объектов жилья и на особо сложных объектах".

По-прежнему, основной целью осуществления надзора на объектах будут являться предупреждение, выявление и пресечение возможных допускаемых застройщиком (заказчиком) и подрядчиками фактов нарушений требований ТНПА и организационно-правового порядка в строительстве на ранней стадии.

Инспекциям Госстройнадзора необходимо продолжить работу по обеспечению действенного контроля за неукоснительным исполнением выданных предписаний в адрес заказчиков, подрядчиков по имеющимся замечаниям граждан по объектам жилья, введенным в эксплуатацию в предыдущие годы.

Остается актуальным проведение проверок, посвященных целевым направлениям строительной деятельности (проверки качества поступающих на объекты строительных материалов, качества выполнения строительно-монтажных работ, контроль за деятельностью авторского и технического надзора, состоянием строительных площадок и др.). Специализированной инспекции при осуществлении надзорных функций особое внимание необходимо уделить строительству дорог в соответствии с Госпрограммой "Дороги Беларуси на 2006–2015 годы", а также объектов придорожного сервиса.

На строительной орбите

Со своей стороны руководители региональных инспекций дали оценку работе областных структурных подразделений Госстройнадзора, высказали ряд выводов и пожеланий по ее дальнейшему совершенствованию.

Так, в Брестской области существенно снизили документооборот, что позволило инспекторам больше внимания уделять непосредственно строящимся объектам. В частности, здесь сократились сроки выдачи разрешений на производство строительно-монтажных работ. Также на Брестчине ввели практику профилактических объездов строек совместно с руководством подрядных организаций и продолжили практику перекрестных проверок, в первую очередь, по цепочке "Брест — Барановичи — Пинск", где зарегистрировано наибольшее количество объектов жилья. Начальник инспекции В. И. Ольшевский рассказал о технической учебе инспекторов, организованной совместно с РУП "Белстройцентр", а также о плодотворном сотрудничестве с этой организацией по приостановке или аннулированию квалификационных аттестатов.

Заместитель начальника Инспекции по Витебской области В. Б. Ратникова, подытожив работу за последние пять лет, отметила повышение эффективности и осознанности деятельности специалистов при том, что инспекция эти годы по числу выявленных дефектов находится на стабильном уровне. В то же время она отметила некоторую "забюрократизированность" ряда процедур, что, по ее мнению, в определенной степени "тормозит" работу инспектора. К примеру, если раньше он мог, завершив проверку, перейти на соседний объект, то сегодня для этого требуется предварительное оформление определенных бумаг. Выступающая также отметила положительную, на ее взгляд, тенденцию по укрупнению дефектов в предписаниях. "Важно не столько их количество, сколько постановка на контроль и последующее устранение. Выявляются не "дефекты ради дефектов": надо, чтобы строители понимали, что ни одно — крупное или мелкое — нарушение не уйдет от внимания инспектора Госстройнадзора, — ответил на это В. Л. Петруша. — Обеспечить это позволяет новый "Классификатор дефектов и нарушений в строительстве", недавно внедренный в практику".

Начальник инспекции Госстройнадзора по Гомельской области Е. М. Войтович сообщил, что количество выявленных дефектов и выданных предписаний в 2011-м по сравнению с 2010 г. возросло примерно на 30 %. Почти 510 дел подпало под административные санкции, что также прогрессивно в сравнении с аналогичным прошедшим периодом. Есть и другие подвижки. В то же время выступающий признал обоснованными критические замечания, прозвучавшие в адрес инспекции на заседании коллегии, по поводу недостаточной работы по приостановке и аннулированию квалификационных аттестатов. В текущем году эти упущения, безусловно, планируется наверстать.

В. Г. Корольчук, начальник инспекции Госстройнадзора по Гродненской области, также в своем выступлении затронул тему квалификационных аттестатов. Инспекторы порой "щадят" нарушителей, за которыми стоят их семьи. В то же время в мировой практике персональная ответственность — общеевропейская реалия, к которой нам также предстоит прийти. Кроме того, руководитель региональной инспекции поднял вопрос о необходимости повышения престижа инспектора Госстройнадзора, в т. ч. обеспечения достойной заработной платы, для решения назревающего кадрового вопроса. Действительно, сегодня оплата труда инспекторов-проверяющих в разы ниже, чем строителей-проверяемых…

С. В. Шалатонин, возглавляющий инспекцию Госстройнадзора по Минской области, отметил определенный рост показателей работы по всем позициям. Это подтвердил и В. Л. Петруша, сказав, что инспекция в 2011 г. сработала лучше, чем в 2010-м. Однако если на тот период нагрузка на инспектора в Минской области была самая высокая по республике, то сегодня она средняя, в т. ч. за счет передачи коллегам части объектов. Поэтому ряду вопросов есть возможность уделить больше внимания — например, авторскому надзору. С. В. Шалатонин также поддержал предыдущее выступление, отметив определенные трудности с привлечением на работу в инспекцию квалифицированных кадров.

Начальник инспекции Госстройнадзора по Могилевской области В. И. Шикунец сообщил, что в текущем году в связи со снижением объемов строительства нагрузка на одного инспектора — менее ста объектов. В то же время предстоит большая работа в связи с проведением в Горках праздника урожая "Дожинки–2012". Что касается авторского и технического надзоров, то их уровень в области повышается пусть несколько "медленно, но верно". Существенный прорыв сделан в области повышения квалификации. И это очень своевременно, ведь до настоящего времени, к примеру, в Стройтресте № 17 не было ни одного аттестованного специалиста…

Е. В. Жижель, начальник инспекции Госстройнадзора по г. Минску, отметил, что в столице не снижает темпы жилищное строительство, кроме того, большого внимания требуют объекты, строящиеся к Чемпионату мира по хоккею–2014, и ряд других. В связи с этим он обратил внимание на необходимость контроля за наличием проектно-сметной документации и заключений госэкспертизы. Роль инспекции выступающий видит в первую очередь не в "выполнении плана по наказаниям", а в содействии и техническом обеспечении задач, которые решает город. "Мы стараемся взаимодействовать со строителями, указывая им на "узкие места", — подчеркнул выступающий. — Поэтому достигнутое — это результат деятельности всего строительного комплекса столицы, который очень напряженно работает".

Заместитель начальника Специализированной инспекции Госстройнадзора А. Н. Новик отметил в целом положительную динамику работы. Возвращаясь к теме приостановки/аннулирования квалификационных аттестатов, он пояснил, что здесь пока не преодолен определенный психологический барьер: порой легче было приостановить действие лицензии предприятия, чем аттестата конкретного человека. В то же время это необходимо. Тем более что в этом году, при определенном снижении объемов строительства, начинается возведение такого серьезного объекта, как Белорусская АЭС.

Компетентно

Генеральный директор РУП "Главгосстройэкспертиза" Л. М. Вишневецкий обратил внимание на проблему повышения качества ведения авторского надзора. В связи с этим он предложил, с учетом наличия в органах госэкспертизы высококвалифицированных специалистов, проводить совместные регулярные — к примеру, раз в квартал — проверки проектных организаций с целью совершенствования данной работы. Л. М. Вишневецкий также проинформировал, что в соответствии с новым техрегламентом по безопасности разработаны и новые формуляры экспертных заключений.

Словами благодарности в адрес Департамента и инспекций за совместную плодотворную работу в области технической учебы и аттестации специалистов начал свое выступление заместитель директора РУП "Белстройцентр" — начальник Республиканского центра управления качеством в строительстве А. В. Черников. Он напомнил, что после отмены лицензирования в строительстве остались механизмы, регулирующие работу на этом рынке. Так, в соответствии с Указом № 450 для заключения договоров строительного подряда необходимо наличие аттестованных специалистов и системы производственного контроля. Таким образом, приостановка этих документов должна являться серьезным наказанием для нарушителей. Другое дело, что эти инструменты пока действуют недостаточно эффективно. В заключение он пригласил специалистов Госстройнадзора на безвозмездной основе участвовать в семинарах, проводимых РУП "Белстройцентр".

Заместитель Министра архитектуры и строительства Д. И. Семенкевич обратил внимание на тот факт, что вопросы качества сегодня являются в строительстве ключевыми. В связи с этим он также подчеркнул важность обязательной аттестации специалистов, что повысит их персональную ответственность за выполняемую работу. "За каждым дефектом стоит конкретный работник", — подчеркнул заместитель Министра. По его мнению, Госстройнадзор, в рядах которого работают настоящие профессионалы своего дела, призван не только фиксировать проблемы, но и предлагать пути их преодоления. Кроме того, следует повышать "культуру стройки", начиная от спецодежды, содержания стройплощадки, оформления информационных баннеров на ее ограждении и т. п. Д. И. Семенкевич также отметил плодотворную работу, проводимую совместно с Департаментом по совершенствованию базы ТНПА.

В своем выступлении Первый заместитель Председателя Госстандарта В. В. Назаренко выразил благодарность руководству и специалистам Госстройнадзора, проделавшим в течение пяти лет масштабную работу по созданию стройной системы государственного надзора в строительстве. Благодаря этому он сегодня является действительно независимым. Его основная и очень важная задача — обеспечение эксплуатационной надежности и безопасности объектов. Поэтому следует пресекать попытки возложить на Госстройнадзор несвойственные ему функции.

Обращаясь к предстоящему итоговому заседанию коллегии Госстандарта, он отметил, что в его ходе надо поднять системные проблемы, которые существуют в строительстве в целом по стране. В первую очередь, необходимо четко определить причины возникновения дефектов.

В. В. Назаренко также поднял тему обязательности аттестации специалистов, которая, по его убеждению, пока не до конца заняла свое место в системе обеспечения качества строительства. Ее значимость необходимо закрепить на законодательном уровне, уверен он. То же касается оценки соответствия.

Важно, чтобы система менеджмента качества на предприятиях была не фиктивной, а реальной. К сожалению, ряд зарубежных организаций поставили выдачу соответствующих сертификатов на коммерческие рельсы. Однако сегодня нет гонки за показателем "оснащенности" системами: они должны оставаться лишь там, где действительно работают.

Что касается энергоэффективности, то Правительством перед Госстандартом поставлена задача по безусловному ее обеспечению на промпредприятиях. В строительстве эта тема, по словам В. В. Назаренко, пока только набирает обороты. Отдельные примеры возведения энергоэффективных домов должны стать повседневной практикой. Для того чтобы инспекторы Госстройнадзора могли контролировать соблюдение соответствующих параметров, они будут вооружены всем необходимым оборудованием.

Подводя итог заседания, председатель коллегии Госстройнадзора В. Л. Петруша отметил, что, несмотря на трудности, в 2011 г. удалось многого достичь. В первую очередь, это старт новой версии Единой Электронной Системы Госстройнадзора и Классификатора дефектов и нарушений в строительстве, разработанного ГП "Институт жилища — НИПТИС им. Атаева С. С.". В новом году эту работу предстоит продолжить. Более того, зафиксированные данные должны стать основой для укрупненного анализа проблем и принятия необходимых соответствующих решений для их устранения.

Совместно с РУП "Главгосстройэкспертиза" планируется реализовать техническую возможность доступа инспекций Госстройнадзора к базам данных экспертных заключений. В новом году также следует начать работу по созданию "одного окна" для выдачи разрешений на строительство. Причем предполагается, что соответствующие документы будут направляться в технические отделы инспекций по электронной почте. Кроме того, поставлена задача по сокращению срока выдачи разрешений.

По-прежнему главной на 2012 г. остается задача по сокращению жалоб от населения, в первую очередь по жилью. Это вполне реально, учитывая, что в 2011 г. их число уже было уменьшено на треть. Важным инструментом ее решения является количество выявленных дефектов (в первую очередь, значительных) и нарушений, а также примененных санкций. Для этого предстоит поднимать престиж и совершенствовать работу инспекторов, в т. ч. ввести еженедельное планирование, регулярные перекрестные проверки и т. п. Возможно, по примеру Главгосстройэкспертизы, следует принять кодекс профессиональной этики специалистов Госстройнадзора.

В рамках активизации сотрудничества с заинтересованными организациями намечено усиление совместной работы с РУП "Белстройцентр". Кроме того, планируется продолжить информационно-разъяснительную деятельность, в т. ч. на страницах "Республиканской строительной газеты".

Всего просмотров: 10 243
Опубликованно: 31.01.2012