Особенности налогообложения целевых отчислений


Версия для печати

Согласно подпунктам 2.5, 2.7 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 05.09.1999 № 581 «Об упорядочении структуры органов государственного строительного надзора» (с изменениями и дополнениями, далее — Указ № 581) cпециализированная инспекция Департамента контроля и надзора за строительством, инспекции Департамента по областям и г. Минску являются юридическими лицами, созданными в форме учреждений и финансируются за счет целевых отчислений, производимых заказчиками, застройщиками — юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями от стоимости строительно-монтажных работ по объектам строительства, в соответствии с порядком, определяемым Советом Министров Республики Беларусь, а также за счет средств из иных источников — по решению Президента Республики Беларусь.

Целевые отчисления, перечисляемые заказчиками, застройщиками — юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на расчетные счета специализированной инспекции Департамента, инспекций Департамента по областям и г. Минску (далее — целевые отчисления), находятся в распоряжении этих инспекций и после налогообложения используются в соответствии с законодательством.

Пунктом 3 Положения о порядке финансирования инспекций Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.08.2013 № 704, установлено, что перечисление целевых отчислений производится заказчиками, застройщиками на расчетный счет соответствующей инспекции Госстройнадзора (далее — инспекция) в размере, определенном по сводному сметному расчету стоимости строительства объекта в текущих ценах на дату обращения в инспекцию Госстройнадзора для регистрации объектов и получения разрешений на производство СМР.

Согласно статье 126 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) объектом налогообложения налогом на прибыль признается валовая прибыль, определяемая как сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 128 НК внереализационными доходами признаются доходы, полученные плательщиком при осуществлении своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Подпунктом 4.2.3 пункта 4 статьи 128 НК установлено, что в состав внереализационных доходов не включается стоимость безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), имущественных прав, суммы безвозмездно полученных денежных средств при условии использования этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, денежных средств по целевому назначению, а в случае, если целевое назначение передающей стороной не определено, — на выполнение задач, определенных уставами и (или) учредительными договорами бюджетных организаций, общественных и религиозных организаций (объединений), республиканских государственно-общественных объединений, иных некоммерческих организаций, созданных в соответствии с законодательством.

С учетом изложенного, а также положений пункта 3 статьи 46, статьи 120 Гражданского кодекса Республики Беларусь суммы целевых отчислений, полученные инспекцией в рамках Указа № 581 не на безвозмездной основе, включаются в состав внереализационных доходов и подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Поскольку целевые отчисления не связаны с оплатой товаров (работ, услуг), то согласно пункту 5 статьи 97 НК они не учитываются у инспекций при исчислении налога на добавленную стоимость.

О текущих платежах по налогу на прибыль в 2013 году

Указом Президента Республики Беларусь от 27.09.2013 № 445 «О некоторых вопросах налогообложения» (зарегистрировано в Национальном правовом интернет-портале Республики Беларусь 01.10.2013, № 1/14549; далее — Указ) установлено, что плательщики, которые исчислили суммы налога на прибыль, подлежащие уплате текущими платежами в 2013 году, исходя из метода исчисления суммы налога на прибыль в соответствии с подпунктом 3.1 пункта 3 статьи 143 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК), не вправе до 1 января 2014 г. перейти на исчисление сумм налога на прибыль, подлежащих уплате текущими платежами, в соответствии с положениями подпункта 3.2 пункта 3 статьи 143 НК.

На основании Указа до 01.01.2014 фактически приостанавливается действие норм пунктов 32 и части первой пункта 5 статьи 143 НК, предоставляющих плательщикам право и определяющих условия перехода в налоговом периоде с исчисления сумм налога на прибыль, подлежащих уплате текущими платежами, исходя из метода исчисления суммы налога на прибыль в соответствии с подпунктом 3.1 пункта 3 указанной статьи на исчисление сумм налога на прибыль, подлежащих уплате текущими платежами, в соответствии с положениями подпункта 3.2 пункта 3 этой же статьи (далее — изменение метода исчисления сумм налога на прибыль, подлежащих уплате текущими платежами).

Указ вступает в силу после его официального опубликования. Принимая во внимание размещение этого акта на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь 01.10.2013, он вступает в силу с 02.10.2013.

Действие Указа не распространяется на отношения, возникшие до его вступления в силу. То есть решения плательщиков по изменению метода исчисления сумм налога на прибыль, подлежащих уплате текущими платежами, принятые до 02.10.2013, и по которым налоговые декларации (расчеты) по налогу на прибыль, оформленные с соблюдением требований частей второй и третьей пункта 32 статьи 143 НК, приняты налоговыми органами не позднее 01.10.2013, не подпадают под правовое регулирование Указа.

Информация предоставлена Инспекцией по налогам и сборам по Московскому району г. Минска

Всего просмотров: 7 849
Опубликованно: 04.11.2013