Общие правила, общие стандарты…


Версия для печати

Мир становится все теснее. Интеграционные процессы происходят как на межгосударственном уровне, так и в отдельных сферах жизни и деятельности общества. И как международный язык необходим для установления дипломатических связей и переговоров, так и общие нормы, правила и стандарты нужны для плодотворного сотрудничества в строительной сфере и улучшения качества строительства. Именно эти цели стали ключевыми на 40-м заседании Межгосударственной научно-технической комиссии по стандартизации, техническому нормированию и оценке соответствия в строительстве (МНТКС), которое прошло в белорусской столице на минувшей неделе в преддверии XXXIII заседания Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ.

Мероприятие проходило на базе РУП "Стройтехнорм". В этот раз в заседании комиссии участвовали делегации из 10 стран СНГ. Присутствовали представители Азербайджана, Армении, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Украины. Не было Туркмении, которая является наблюдателем Межправсовета СНГ. Белорусскую сторону на переговорах представил директор РУП "Стройтехнорм" И. Л. Лишай. Он же единогласно был избран председателем комиссии.

В ходе заседания обсуждались наиболее важные вопросы и проблемы в деятельности комиссии. Подводя итоги работы МНТКС, руководитель секретариата комиссии, директор ФГУ "Федеральный центр технической оценки продукции в строительстве" Министерства регионального развития Российской Федерации Тофик Имидович Мамедов сообщил, что за первое полугодие 2012 года было разослано для введения в действие в государства-участники СНГ шесть ГОСТов, зарегистрировано в МГС пять ГОСТов.

Наибольшие дискуссии на заседании комиссии возникли вокруг трех пунктов повестки дня — проекта Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в строительстве в государствах-участниках СНГ; проекта МСН 10-01 "Система межгосударственных нормативных документов в строительстве. Основные положения" и проекта Технического регламента Таможенного союза "О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий".

Говоря о важности создания проекта Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в строительстве в государствах-участниках СНГ, заместитель Министра регионального развития Российской Федерации Илья Владимирович Пономарев отметил, что на сегодняшний день существует несколько интеграционных межгосударственных площадок. Это Таможенный союз, ЕврАзЭС и Содружество Независимых Государств.

— На уровне СНГ и отдельных государств региона в разной степени готовности присутствуют документы по гармонизации систем технического регулирования в строительстве, — сказал замминистра. — При разработке нового соглашения сначала была сделана ставка на документ ЕврАзЭС. Затем форсированными темпами готовили технические регламенты Таможенного союза. Но поскольку самым старым интеграционным объединением среди вышеупомянутых является СНГ и Межправительственный совет, то наиболее логичной стала разработка в его рамках некоего общего системного документа, определяющего основные положения в части технического регулирования в строительстве.

По словам И. В. Пономарева, главная идеология в присутствующем документе — наличие технического регламента как наиболее важного стратегического документа, обязательных для исполнения строительных норм. Определенный набор базовых подходов обозначен не только в регламенте, но и в перечне обязательных МСН (Международных строительных норм).

— Здесь имеются в виду возникновение и реализация МСН 10-01 "Система межгосударственных нормативных документов в строительстве. Основные положения", который описывает систему нормативов, их взаимосвязь и порядок их применения, — резюмировал замминистра.

Необходимость создания документа, который бы регулировал и определял строительные нормы на межгосударственном уровне, возникла еще в середине 1990-х годов. С принятием в ряде стран СНГ нового законодательства о техническом регулировании в каждой из стран были разработаны и введены в действие национальные технические регламенты в области строительства. Однако различия в государственных стандартах и нормах усложняли процедуры согласования строительства объектов, экспорта строительных материалов и конструкций. В декабре 2009 года на Межпарламентской ассамблее государств-участников СНГ была принята концепция технического регулирования в странах-участницах Содружества. Согласно ей поставлена задача создать в ближайшие пять лет систему технического регулирования на территории региона, включая разработку и введение в действие межгосударственных технических регламентов. Так зародился проект МСН 1.01-01-2009, впоследствии — МСН 10-01 "Система межгосударственных нормативных документов в строительстве. Основные положения". На данном этапе создания проекта ведется последовательная работа по гармонизации и сближению требований межгосударственных нормативных документов в области строительства с требованиями международных и европейских стандартов, при этом не упуская из виду условия строительства и эксплуатации объектов на территории государств-участниц СНГ.

Руководитель секретариата МНТКС Т. И. Мамедов высказал надежду, что в скором времени документ будет представлен в Межправительственный совет по сотрудничеству в строительной деятельности в государствах-участниках СНГ, после чего утвержден и введен в действие на территории Содружества.

Говоря о проекте технического регламента Таможенного союза "О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий", директор РУП "Стройтехнорм" И. Л. Лишай упомянул предысторию создания документа.

— Технический регламент Таможенного союза начинал разрабатываться как соответствующий документ ЕврАзЭС, поэтому все положительные результаты, которые были достигнуты в процессе его создания, стали основой для технического регламента ТС.

Разрабатывая регламент, учитывали опыт европейских государств. Поэтому он содержит все необходимые положения, которые содержатся в основополагающих европейских документах. В дополнение в регламенте Таможенного союза более четко предпринята попытка обрисовать объекты технического регулирования — здания, сооружения, процессы и т. д.

— В некотором смысле технический регламент ТС совершеннее аналогичных европейских документов, — добавил И. Л. Лишай. — Сегодня он находится на завершающей стадии разработки. Документ был направлен на внутригосударственное согласование и успешно прошел эту процедуру в каждой стране. Введение его в действие планируется в 2015 году.

Перечень нормативных документов, применением которых обеспечивается соблюдение требований технического регламента, по словам директора Стройтехнорма, должен быть мобильным документом.

— Его нужно принять раз и навсегда, возвращаться к нему только в случае глобальных изменений, но при этом не делать его закрытым. В перечень можно будет включать новые документы. Не исключено, что с принятием документа в странах Таможенного союза будут существовать на равных условиях и собственные ТНПА.

На современном этапе развития строительной отрасли стран СНГ, учитывая темпы интеграции, важно искать и находить общие принципы и правила сотрудничества. Установление межгосударственных норм и технических регламентов — необходимые процессы. Это делает международный строительный бизнес более безопасным, комфортным и надежным.

Рубрика: Международное сотрудничество
Всего просмотров: 6 519
Опубликованно: 18.06.2012