О ЕСА — подробнее


Версия для печати

Вопросы повышения квалификации и аттестации строителей в ходе Международной конференции на тему "Продвижение строительной индустрии Беларуси на российский рынок: возникающие трудности и пути их преодоления" затронул в своем выступлении главный специалист управления профессионального образования НОСТРОЙ, кандидат экономических наук В. В. Кришталь.

Повышение квалификации

Статьей 6 Федерального Закона РФ № 315 от 1 декабря 2007 г. "О саморегулируемых организациях" установлена обязанность СРО организовывать профессиональное образование и аттестацию. В свою очередь Гражданским кодексом, глава 6.1, установлены минимальные требования для получения свидетельства о допуске, в том числе к повышению квалификации и аттестации строителей. "Это тот нормативный фундамент, на котором основаны все вопросы, связанные с повышением квалификации и аттестации строителей", — пояснил докладчик.

При прохождении курсов повышения квалификации представители строительного сообщества чаще всего сталкиваются со следующими проблемами.

В первую очередь, это оторванность информации, которую получают строители во время обучения, от реальной практики. Именно поэтому некоторые строительные компании считают, что повышение квалификации своих сотрудников — не очень важный процесс. Действительно, порой на курсах излагают стандартную вузовскую программу, причем в том виде, что и 10–20–30 лет назад. Таким образом, слушателям не даются необходимые знания о новых материалах и технологиях, которые сегодня активно используются на современных стройках.

Кроме того, некоторые недобросовестные учебные учреждения, посредственно относящиеся к процессу проведения обучения строителей, готовы выдать документ о повышении квалификации после формальных занятий.

Выступающий рассказал, как с этими и другими проблемами борется строительное сообщество России, в частности, НОСТРОЙ.

Так, в 2010 году был разработан пакет, включающий 16 модульных типовых программ повышения квалификации. В настоящее время запланирована и ведется его актуализация. Кроме того, организовано ведение реестра образовательных организаций, использующих вышеуказанные программы в учебном процессе повышения квалификации и переподготовки кадров в строительстве. В настоящее время в реестре находятся 175 образовательных учреждений. Прежде всего в него попадают государственные вузы, а также учреждения с многолетним стажем работы, опытными преподавателями и всей необходимой базой, а также налаженным взаимодействием со СРО. Сегодня попасть в реестр — цель многих учреждений образования, однако она не достижима для организаций, которые, к примеру, образованы "без году неделя", а берутся обучать "всех и всему".

В то же время предусмотрена программа поддержки НОСТРОЙ субъектов малого предпринимательства в подготовке кадров. Не секрет, что порядка 80 % строительного комплекса России — это предприятия малого бизнеса. Национальное объединение строителей традиционно старается их поддерживать как опору экономики, воплощение частной инициативы и инструмент по борьбе с безработицей на местах.

Национальным объединением строителей выделено 35 млн росс. руб. (свыше 1 млн долларов США) на софинансирование программы поддержки субъектов малого предпринимательства в подготовке кадров. На эти деньги проводится повышение квалификации для строителей во всех федеральных округах и организация образовательных семинаров по актуальным темам, например, "Наилучшие технологии и материалы в строительстве с учетом региональных особенностей" или "Энергоэффективные технологии отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха зданий и сооружений на основе стандартов Национального объединения строителей".

В настоящее время ведется большая работа по формированию концепции ресурсных центров для обеспечения учащихся теоретическими знаниями и практическими навыками работы с современными технологиями и материалами. Как правило, они организовываются на базе нескольких колледжей, профтехучилищ, оснащаются современной техникой, оборудованием и материалами (во многом благодаря государственно-частному партнерству).

Что дает пользователям создание ресурсных центров? "Согласитесь, просто прослушать курс лекций, как нужно работать, — это одно, а возможность опробовать при этом новые методы, к примеру, на компьютерных симуляторах — другое, — обратил внимание В. В. Кришталь. — Это не только поможет готовить профессиональных рабочих, но и даст возможность ознакомиться с новым оборудованием и материалами, поработать на компьютерных тренажерах и настоящей технике".

В этих проектах активно участвуют многие компании с мировым именем, выделяя свои оборудование и материалы для обучения. Ведь это не только реклама их продукции, но и залог качественной работы с нею в дальнейшем.

И, наконец, ведется работа по разработке профессиональных стандартов для инженерно-технических работников и рабочих. Показательное совпадение: в момент проведения данной конференции в Минске, в Москве проходило совещание с участием представителей ведущих вузов, которые совместно с Национальным объединением строителей ищут оптимальные подходы к созданию стандартов.

Аттестация

А какие же проблемы возникают при аттестации специалистов в области строительства? Самая популярная из них — это правовая неинформированность строительных компаний, которые зачастую просто не знают, что такое аттестация, как она проходит и зачем, в общем-то, нужна…

В настоящее время наблюдается также отсутствие полноценной нормативной технической базы для аттестации специалистов. Часть строительных работ опирается на устаревшие нормы, а часть — наи-более инновационная — и вовсе не имеет под собой соответствующей базы.

Кроме того, существует некоторая неопределенность у СРО, по какой модели аттестации им работать. "В настоящее время, — напомнил докладчик, — есть несколько моделей: единая система аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса (ЕСА); аттестация по итогам повышения квалификации; квалификационно-должностная аттестация".

Частично разрешить эти проблемы может разъяснительная работа со стороны НОСТРОЙ и, конечно, самих СРО, т. к. именно с саморегулируемыми организациями строители имеют дело в первую очередь. Информирование может, к примеру, осуществляться через сайты СРО. К слову, их уровень во многом может рассказать о саморегулируемых организациях. Кроме того, это можно делать путем организации научно-технических конференций, семинаров, круглых столов и пр. Для этого в самих СРО должны быть грамотные специалисты, способные на высоком уровне консультировать своих членов, что в свою очередь помогает обеспечивать НОСТРОЙ, проводя обучение (подготовку) экспертов в области саморегулирования в строительстве.

Национальным объединением строителей России разрабатываются стандарты НОСТРОЙ. В настоящее время их перечень включает 84 документа. Еще 50 стандартов в виде проектов находятся на общественном обсуждении и готовятся к принятию, ведется большая работа по актуализации СНиПов.

Что касается единой системы аттестации, то она осуществляется в привязке к видам работ из 624 приказа Министерства регионального развития Российской Федерации. Ее положительным качеством является то, что с нею можно работать через Интернет, через систему центров по тестированию, которая охватывает 103 города и пгт. На сайте www.nostroyatt.ru можно ознакомиться с перечнем лиц, имеющих аттестаты, получить информацию о работе центров по тестированию и результатах работы аттестационных комиссий саморегулируемых организаций. Ряд СРО открывают собственные центры по тестированию, что экономит для пользователей время и средства на транспортные расходы. В Беларуси также есть два центра по тестированию в целях аттестации для работы в России: РУП "Стройтехнорм" и РУП "Белстройцентр".

В настоящее время база Единой системы аттестации включает 65 тестов, для них разработано 15 тыс. вопросов-ответов. С ними можно ознакомиться в режиме учебного тестирования, оставить замечания, которые будут направлены разработчикам (это 25 ведущих вузов и научных центров). Таким образом обеспечивается обратная связь с пользователями, способствующая совершенствованию конечного продукта. Надо также отметить, что вопросы-ответы постоянно актуализируются и пополняются.

В целом бесспорными преимуществами единой системы аттестации, по убеждению В. В. Кришталя, являются: безвозмездность (НОСТРОЙ бесплатно предоставляет тесты и программное обеспечение); объективность оценки (благодаря масштабной базе вопросов-ответов); стандартизация и унификация (все СРО, присоединившиеся к системе, признают результаты тестирования); транспортная доступность (более 300 центров по тестированию по всей России); стабильность (в системе работает 113 СРО).

Просмотров: 4 311