Непревзойденный Августовский канал


Версия для печати

После поражения наполеоновской Франции на Венском конгрессе в 1815 году было создано Королевство Польское в составе Российской Империи. Устья Вислы и Немана с портами находились под контролем Пруссии. Та, стремясь к дальнейшей территориальной экспансии, ввела таможенные санкции против России и Королевства Польского, что препятствовало вывозу товаров из центральной Польши в поры Балтийского моря дешевым водным транспортом.

В 1822 году Министр финансов Королевства Польского Ксаверий Друцкий-Любецкий внес на рассмотрение Александра I план постройки водного пути из Вислы в Балтику в обход Пруссии. Он должен был пройти от Вислы до морского порта Виндава (Вендспилс, Латвия), в том числе по Августовскому каналу.

Царское правительство по экономическим и политическим соображениям поддержало идею водного пути, и 15 февраля 1825 года император утвердил проект.

Из общей концепции грандиозного водного пути был построен его центральный участок — Августовский канал от р. Бебжа до р. Неман. Работы от Немана до Виндавы завершены не были.

Первоначально рассматривались три варианта прокладки водного пути от Вислы до Немана: Висла, Буг, Нарев, Супрасль, Свислочь, Неман; Нарев, Бебжа, Татарка, Лососянка, Неман и Нарев; Нарев, Бебжа, Нетта, Августовские озера, Черная Ганьча, Неман. К реализации был принят последний.

Работы начались в июле 1824 года на участке реки Бебжа под руководством военных инженеров Игнатия Прондзинского и Кароля Ризе. После ареста первого работами руководил Генрих Россман.

К 1831 году строительство Августовского канала в основном было завершено. Дальнейшие работы на объекте возглавил гражданский инженер Теодор Урбыньски. После 1830 г. в проект канала был внесен ряд изменений. Двухкамерный шлюз Немново превратился в трехкамерный, был прокопан прямой участок от Чертка до Немново.

В конечном итоге на участке канала длиной 101,2 км было построено 18 судоходных шлюзов, 29 шлюзов-регуляторов, 14 мостов, участки дорог вдоль водного пути для буксировки барж конной тяги.

При сооружении Августовского канала был использован самый передовой опыт гидротехнического строительства. Но почти сразу после завершения работ по объекту в его судьбе возник неожиданный политический поворот. В 1825 году между Россией и Пруссией было заключено соглашение, которое положило конец таможенной войне. Экономический смысл канала терялся. По нему сплавляли лес и различные товары, но со временем все сплавы ограничились, потому что их стоимость была в 2–3 раза выше, чем доставка товаров сухопутным способом. Во второй половине XIX века началось активное железнодорожное строительство, была проложена железная дорога Санкт-Петербург — Варшава, начали развиваться местные железнодорожные пути. В итоге к 1939 году всякие строительные работы по водному пути прекратились.

Но строительство Августовского канала было не напрасно — оно заставило Пруссию подписать необходимый Королевству Польскому экономический договор. Достаточно продолжительное время по каналу не только сплавляли лес: по искусственной водной артерии ходили суда — знаменитые "берлинки" (небольшие деревянные парусные суда, перевозившие различные товары).

Из-за физического износа конструкций при эксплуатации канала, влияния климата, ущерба, нанесенного в период военных конфликтов, прежде всего, в Первую и Вторую мировые войны, гидротехнические сооружения канала неоднократно ремонтировались, укреплялись с заменой разрушенных материалов. Ремонтные работы проводились в 50-е, 70–80-е годы XIX века, в начале ХХ и в межвоенный период (20–30-е годы ХХ века).

После Второй Мировой войны канал был разделен на Польский и Белорусский участки. На долгие годы Августовский канал был у нас практически забыт.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 17 февраля 2004 года в период 2004–2006 годов была выполнена реконструкция белорусского участка канала.

По материалам доклада научного руководителя работ на Августовском канале А. С. Пархуты на выездном заседании Архитектурно-градостроительного совета Минстройархитектуры

Всего просмотров: 5 453
Опубликованно: 12.09.2012