Национальная политика энергосбережения


Версия для печати

В рамках XVI Белорусского энергетического и экологического конгресса ENERGY EXPO 13 октября т. г. состоялась II Международная конференция "Стимулирование и практический опыт привлечения инвестиций в мероприятия по повышению энергоэффективности". Специалисты ряда стран ознакомились с национальной политикой энергосбережения Беларуси и обсудили пути применения наилучшей зарубежной практики, а также привлечения инвестиций в данную сферу.

Стратегия развития энергоотрасли

В Беларуси уделяется повышенное внимание вопросам энергетики, в частности, развитию топливно-энергетического комплекса (далее — ТЭК), который представляет собой мощный сектор национальной экономики. Несмотря на достигнутые результаты в этой области, по мнению Председателя Постоянной комиссии по промышленности, ТЭК, транспорту, связи и предпринимательству Палаты Представителей Национального собрания Республики Беларусь С. А. Семашко, в ближайшей перспективе предстоит определиться со стратегией развития энергетической отрасли. Среди ее приоритетных направлений — полное и надежное обеспечение населения и экономики республики энергоресурсами и, как следствие, повышение уровня энергетической безопасности страны; снижение удельных затрат на производство и потребление энергоресурсов; максимальное и эффективное использование местных возобновляемых энергоресурсов и в целом обеспечение доступного и экологически безопасного энергоснабжения.

"Важной целью деятельности в области энергоснабжения должно стать значительное снижение энергоемкости ВВП, — отметил С. А. Семашко. — Однако трудно достигать запланированных результатов без надежного правового "фундамента". Поэтому стратегические направления развития энергетики нашли отражение в ряде нормативных документов (Директива № 3 "Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства", Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг., Стратегия развития экономического потенциала Республики Беларусь, Национальная программа развития местных и возобновляемых энергоисточников 2011–2015 гг., Республиканская программа энергосбережения, Закон Республики Беларусь "О возобновляемых источниках энергии" и др.)".

Вместе с тем, по мнению выступающего, пришло время корректировки Закона Республики Беларусь "Об энергоснабжении", который сыграл в свое время положительную роль в воплощении задач в данной области, однако не отвечает требованиям "нового дня". В частности, сегодня необходимо создавать механизмы, стимулирующие бережное отношение к энергетическим ресурсам как производителей продукции, так и населения. К слову, в настоящее время Минэнерго возобновлена работа по разработке законопроекта "Об электроэнергетике".

В целом очень важно в процессе модернизации топливно-энергетического комплекса обеспечить максимальный эффект для экономики республики, что возможно при анализе отечественного и зарубежного опыта.

Рассказывая об основных направлениях повышения энергоэффективности в Беларуси, заместитель Председателя Государственного комитета по стандартизации — директор Департамента по энергоэффективности Л. В. Шенец отметил, что республика не имеет в достаточном количестве собственных ресурсов, а является энергозависимой примерно на 80 %. Естественно, при повышении стоимости энергоресурсов (только за 5 лет более чем в пять раз) экономика страны переживает определенные трудности.

В качестве путей выхода из сложившейся ситуации специалисты видят замещение импортируемых видов топлива собственными ресурсами и, конечно, снижение их потребления на основных производственных фондах.

"Если проанализировать результаты работы по снижению энергоемкости с 1997 г., то при темпах роста ВВП на 240 % в республике практически сохранился тот же уровень потребления энергоресурсов, т. е. удалось уменьшить энергоемкость продукции на 56 %, — отметил Л. В. Шенец.

— Последние годы мы делали ставку на замещение импортируемых видов топлива и внедрение современных технологий и методов работы, способствующих снижению издержек и затрат на энергоресурсы, повышению энергоэффективности, — обратил внимание руководитель Департамента. — К слову, оснащение индивидуальными приборами учета потребления холодной и горячей воды позволило резко сократить использование данного ресурса (с 2005 г. по 2010 г. на 40 %). Также внедрение технологических новинок обусловило положительную динамику потребления энергоресурсов в системе коммунального хозяйства. Например, при росте объемов вводимого жилья сокращаются затраты на электроэнергию. Наряду с этим при темпах роста производства промышленной продукции практически в два раза снизилась ее энергоемкость — с 200 до 110 кг у. т."

Как показала практика, мероприятия, приносящие ощутимый экономический эффект и имеющие короткий срок окупаемости, необходимо оперативно внедрять. Для этого следует обеспечить бесперебойное финансирование реализации соответствующих программ. К слову, анализ деятельности в данной области в прошлой пятилетке показал окупаемость проектов в течение 4,5–5 лет в среднем по республике.

Выступающий отметил, что в Беларуси ежегодно растут финансовые затраты на окупаемость тонны топлива, которые направляются на внедрение новых технологий и модернизацию производственных фондов. Но данные затраты оправданы, т. к. обеспечивают получение около 30 % экономии энергоресурсов.

Международное сотрудничество

Рассказывая о реализации конкретных проектов, Л. В. Шенец обратил внимание на важность сотрудничества с международными структурами в системе энергетики, коммунального хозяйства и жилищного строительства. В частности, в рамках замещения импортируемых видов топлива реализуется ряд проектов по строительству мини-ТЭЦ, работающих на древесном топливе. Налажена успешная работа в области привлечения инвестиций со Всемирным банком, подписано соглашение о сотрудничестве и реализуется соответствующая программа с Австралийским энергетическим агентством. К слову, в рамках данного пленарного заседания был подписан Меморандум о сотрудничестве в области инноваций, энергоэффективности, энергосбережения и возобновляемых источников энергии между ФГБУ "Российское энергетическое агентство" Министерства энергетики Российской Федерации и Департаментом по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь.

Л. В. Шенец подчеркнул, что обмен опытом позволит Беларуси найти и внедрить новые решения по отдельным проектам, а также предложить участникам диалога энергоэффективную продукцию отечественного производства.

Активную позицию Беларуси в области повышения энегоэффективности экономики подтвердил заместитель постоянного представителя ООН/ПРООН в Республике Беларусь Фарид Караханов. По его мнению, государственная политика нашей республики в области энергосбережения является хорошим примером для многих стран на постсоветском пространстве. "В начале процесса перехода к рыночной экономике Беларуси досталось наиболее энергоемкое промышленное "наследство" с удельным потреблением ТЭР на единицу ВВП 780 кг нефтяного эквивалента на тысячу долларов, что почти в полтора раза больше, чем в России и Украине, — рассказал выступающий. — Но, начиная с 2006 г., темпы снижения энергоемкости республики — одни из наиболее высоких в регионе, и сегодня экономика Беларуси является самой энергоэффективной на территории СНГ (около 270 кг нефтяного эквивалента на тысячу долларов). Вместе с тем, Беларусь отстает от ряда стран североевропейского региона, показатель которых в 1,5 раза ниже".

Ф. Караханов убежден, что наше государство пока не в полной мере реализовало потенциал в сфере энергосбережения — предстоит внедрение более сложных и дорогостоящих технологий и иных принципов управления энергосбережением. С учетом этого, вопросами повышения энергоэффективности экономики все больше должен заниматься бизнес, а государство — создавать соответствующие условия. Выступающий подчеркнул, что в Беларуси, как и во всех развитых странах, благодаря совершенствованию правовых основ энергосбережения все более заметную роль в решении вопросов в данной области начинает играть частный сектор: при темпах роста ежегодных инвестиций в данную сферу на уровне 10 % доля бюджетных средств в общем объеме сокращается и сейчас составляет около 20 %.

"Программа развития ООН в рамках реализации своих международных полномочий, доступных ресурсов с привлечением признанных международных экспертов оказывает поддержку республике на этом пути, — отметил Ф. Караханов. — За последние 10 лет сотрудничества с Департаментом по энергоэффективности в стране реализованы проекты международной технической помощи на сумму более 4,5 млн долл., подготовлено еще несколько проектов на 10 млн долл. В рамках реализации текущих проектов в сфере повышения энергоэффективности Беларуси, которые финансируются Глобальным технологическим фондом, привлечено финансирование энергосберегающих мероприятий на сумму более 15 млн долларов и создан Международный аналитический центр, который будет способствовать тиражированию результатов данного проекта во всем мире".

Энергоэффективность — инновационный путь развития стройотрасли

Безусловно, свой весомый вклад в реализацию энергоэффективной политики страны вносит строительная отрасль. Одним из направлений решения приоритетных государственных задач, определяющими инновационное развитие республики, является энерго- и ресурсосбережение.

Министр архитектуры и строительства Республики Беларусь А. И. Ничкасов подчеркнул, что строительная отрасль страны занимает одну из ведущих позиций в структуре национальной экономики, обеспечивая ее устойчивость и социальную направленность, способствуя развитию производственного потенциала, реализации важнейших социальных и экономических проектов. Так, в общем объеме ВВП продукция, работы и услуги строительного сектора экономики государства составляют более 14 %.

Вместе с тем, Минстройархитектуры является многопрофильным потребителем энергоресурсов: в общем энергобалансе страны потребление промышленных предприятий министерства составляет 6,5 %. "В связи с продолжающимся ростом цен на энергоносители, большая часть которых импортируется, и учитывая актуальность проблемы энергетической безопасности республики, особое внимание сегодня в строительной отрасли уделяется мероприятиям, обеспечивающим снижение энергопотребления как в процессе возведения и эксплуатации зданий и сооружений, так и при производстве стройматериалов и конструкций. В комплексе с данными задачами решается вопрос ресурсосбережения", — отметил А. И. Ничкасов.

Подводя определенные итоги деятельности стройкомплекса в этом направлении, Министр подчеркнул, что мероприятия по энергосбережению должны включать комплекс правовых, технических, организационных и других мер.

В качестве одного из решений, позволяющих значительно снизить энергопотери зданий и, следовательно, потребление тепловой энергии на отопление, руководитель отрасли назвал повышение теплозащиты объектов за счет увеличения сопротивления теплопередаче их ограждающих конструкций. Согласно действующим ТНПА, нормативное сопротивление теплопередаче для наружных стен установлено в размере не менее 3,2 м2.оС/Вт и не менее 1,0 м2.оС/Вт — для заполнения световых проемов.

Однако повышение сопротивления теплопередаче оболочки здания не в полной мере решает задачи энергосбережения при эксплуатации жилищного фонда, а зачастую обостряет проблему обеспечения качественной воздушной среды в помещениях. Это говорит о том, что вопрос энергосбережения в жилищном секторе необходимо решать в комплексе за счет как совершенствования конструктивной системы объектов, так и применения энергоэффективных систем жизнеобеспечения.

По мнению А. И. Ничкасова, наиболее перспективным направлением в решении данной проблемы является переход к строительству энергоэффективного жилья. Согласно Комплексной программе по проектированию, строительству и реконструкции энергоэффективных жилых домов в Республике Беларусь на 2009–2010 гг. и на перспективу до 2020 г., на основе использования новых конструктивно-технологических и инженерных решений и инженерного оборудования удельное потребление ТЭР на отопление должно снизиться до 60 кВт.ч/м2 в год и в перспективе к 2020 г. составить 30–40 кВт.ч/м2.

В различных регионах республики уже построено и успешно эксплуатируется порядка 470 тыс. м2 энергоэффективного жилья. В т. г. планируется возвести 600 тыс. м2 такого жилья, а к концу предстоящей пятилетки довести его объем до 6 млн м2 в год, что составляет около 60 % от общего объема жилищного строительства. К 2020 г. все жилье будет возводиться в энергоэффективном формате. По утверждению специалистов, переход на массовое строительство энергоэффективных домов позволит обеспечить экономию ТЭР в объеме 178 тыс. т у. т. в год при эксплуатации 10 млн м2 общей площади энергодомов, а также повысить качество жизни населения за счет обеспечения комфортных условий проживания.

По заданию Минстройархитектуры созданы и внедрены энергоэффективные конкурентоспособные конструктивные системы жилых и общественных многоэтажных зданий нового поколения с гибкими объемно-планировочными решениями, получившими широкую известность в Беларуси и за ее пределами. Данным системам присущи всепогодность и высокие темпы строительства, практически не уступающие крупнопанельному домостроению, минимальная удельная материалоемкость и энергопотребление.

В качестве примера А. И. Ничкасов привел новую каркасную систему, предназначенную для строительства многоэтажных жилых, общественных и производственных зданий массового назначения при размерах сетки колонн до 7,5x7,5 м в плане. Каркас обеспечивает европейский уровень жилья с высокими потребительскими качествами при минимальной себестоимости и позволяет выполнять как любые планировочные решения при строительстве объекта, так и последующую перепланировку при его эксплуатации.

Разработана и широко применяется энергосберегающая интенсивная технология возведения монолитных каркасных зданий и сооружений из высокопрочного бетона, которая обеспечивает высокое качество и темпы строительства, уменьшает расход электроэнергии в зимний период в 1,6–2 раза и снижает стоимость конструкции на 15–25 %. Также данная технология позволяет возводить дома до 20–25 этажей, что является актуальным для преобразования городской застройки крупных городов.

Крайне актуальной и важной задачей на сегодняшний день является реконструкция и модернизация предприятий крупнопанельного домостроения и сборного железобетона. Их проведение обусловлено тем, что технологическое оборудование предприятий КПД и СЖБ морально устарело и в основном выработало свой ресурс (степень износа составляет 85–100 %). Кроме того, конструктивные решения крупнопанельных домов устаревших серий имеют высокую материалоемкость и низкие потребительские качества, не соответствующие современным градостроительным и социальным требованиям.

Как отметил А. И. Ничкасов, предпринятые в последние годы меры по модернизации конструктивно-технологических схем типовых серий жилых домов КПД позволили преодолеть кризис в индустриальном домостроении, имевший место в середине 1990-х г. Современные системы дают возможность рационально трансформировать жесткие технологии изготовления типовых серий крупнопанельных жилых зданий и обеспечивают гибкую планировку как отдельной квартиры, так и блок-секции в целом. При этом на 15–20 % увеличивается ширина корпуса, что снижает удельные теплопотери здания, повышается термическое сопротивление ограждающих конструкций столярки и снижается расход бетона на 17–20 %.

Важным результатом модернизации предприятий КПД является рост объемов строительства жилья без увеличения расходов ТЭР, а также соответствие показателя энергоемкости при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений уровню государств Западной Европы.

Выступающий убежден, что благодаря более низкой стоимости модернизированных серий крупнопанельного жилья и повышению комфортности проживания в нем по сравнению с каркасным и кирпичным, данный вид индустриального строительства будет востребованным и в дальнейшем.

"Необходимо отметить, что всю технологию индустриального домостроения намечено развить вокруг самого прогрессивного способа изготовления плит перекрытий стендового производства — безопалубочного формования, — обратил внимание А. И. Ничкасов. — Данная технология обеспечивает снижение расхода арматурной стали в среднем на 3 кг/м2 железобетонных изделий, экономию не менее 4,5 кВт.ч электроэнергии на 1 м3 производимой продукции, снижение стоимости ее каждого кубометра в среднем на 36,2 тыс. рублей".

В целях минимизации сварочных работ в процессе строительства сборных каркасных зданий с применением железобетонных или стальных конструкций осуществляется внедрение конструкций каркаса с применением бессварных соединений на основе использования болтовых и муфтовых соединений, которые увеличивают производительность монтажных работ и их технологичность.

Новые эффективные разработки выполнены и в области фундаментостроения: разработано более 20 видов эффективных конструкций фундаментов и технологии устройства оснований, снижающих материалоемкость и стоимость в 1,3–1,5 раза. Например, экономический эффект и экологическую безопасность окружающей среды обеспечивает использование в стесненных условиях плотной городской застройки буропрессиометрического метода устройства фундаментов.

В связи с тем, что продукция предприятий Минстройархитектуры относится к наиболее энергоемкой (около 80 % потребляемых энергоносителей приходится на природный газ), отраслевым министерством уделяется много внимания энерго- и ресурсосбережению в промышленности стройматериалов и конструкций.

Целенаправленная работа по снижению энергопотребления позволила к началу т. г. обеспечить рост выпуска строительных материалов по сравнению с 2000 г. более чем вдвое (250,3 %) при росте потребления топливно-энергетических ресурсов всего на 36,3 %, снизив тем самым энергоемкость выпускаемой продукции на 46,6 %. В целом отраслевая Программа энергосбережения Минстройархитектуры на 2011 г. предусматривает экономию энергоресурсов в объеме 74,5 тыс. т у. т.

Как отметил А. И. Ничкасов, самыми энергоемкими в отрасли являются пять видов строительных материалов: цемент, известь, стекло, керамический кирпич и керамическая плитка, при изготовлении которых расходуется 67 % всего объема потребляемых энергоресурсов. Поэтому снижение затрат топлива на их производство является приоритетной задачей в промышленности стройматериалов.

Так, на данный момент используется энергосберегающая технология производства цемента по сухому способу, применение которой снижает затраты топлива на обжиг клинкера на 25–30 %; разработана принципиально новая технология производства порошковой извести, позволяющая сократить время термообработки и снизить расход топлива в 1,7 раза. Внедрение разработок по модернизации стекловаренных печей на шести стекольных заводах республики дало возможность снизить энергоемкость производства тарного стекла в целом по отрасли на 15 %. Анализ энергопотребления в производстве керамического кирпича показывает, что одним из главных направлений снижения энергозатрат является массовое производство пустотелой поризованной керамики с высокими теплозащитными свойствами, позволяющими снизить затраты энергии при эксплуатации зданий и сооружений, а при производстве данного строительного материала затраты топлива снижаются до 15 %.

Все названные проекты позволяют не только расширить номенклатуру выпускаемой продукции, но и повысить эффективность использования материальных и топливно-энергетических ресурсов при производстве строительных материалов, а также снизить расходы потребителей на отопление за счет применения изделий с улучшенными энергетическими характеристиками.

В заключение А. И. Ничкасов отметил, что Министерство архитектуры и строительства и в дальнейшем будет осуществлять политику энерго- и ресурсосбережения, направленную на инновационное развитие строительной отрасли.

В целом форум прошел в конструктивном созидательном ключе, а рекомендации, прозвучавшие из уст его участников, несомненно, найдут применение в практической деятельности, окажут позитивное влияние на углубление международного энергетического сотрудничества и укрепление взаимовыгодных отношений в энергетическом секторе.

Всего просмотров: 13 376
Опубликованно: 31.10.2011