На повестке дня — процедура подрядных торгов и профессиональная аттестация в строительстве


Версия для печати

Сразу две актуальные темы — процедура проведения подрядных торгов и профессиональная аттестация руководителей и специалистов строительной отрасли — были рассмотрены на очередном заседании общественно-консультативного совета для общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, проведенном заместителем Министра Д. И. Семенкевичем в Минстройархитектуры 19 июля т. г.

Подрядные торги: инновации в процедуре

Напомним, что общественно-консультативный совет создан и действует по инициативе Совета Министров Республики Беларусь с целью рассмотрения представителями профессиональных, общественных, бизнес-организаций планируемых к принятию нормативов в строительной отрасли. Еще одной действенной формой, направленной на совершенствование нормотворчества и, соответственно, деятельности в области строительства, является размещение проектов нормативных документов на официальном сайте Минстройархитектуры для ознакомления с ними всех заинтересованных.

Первым на заседании был рассмотрен проект постановления Совета Министров "О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 марта 2005 г. № 235". Как сообщил Д. И. Семенкевич, на сегодняшний день документ прошел все необходимые процедуры согласования и получил заключение криминологической экспертизы.

На инновационных позициях проекта нормативного акта в своем выступлении остановился заведующий лабораторией исследования конкурентной среды и информационного обеспечения в строительстве ОАО "НИИ Стройэкономика" В. Е. Адамович.

Как отметил выступающий, рассматриваемый документ был принят в 1997 году и действует уже порядка 15 лет. Причем именно строители стали первыми в республике, кто инициировал и законодательно закрепил на практике механизм проведения процедуры подрядных торгов.

Что касается изменений, вносимых в постановление Совмина № 235, то они вызваны отменой лицензирования в строительной деятельности, а также нареканиями инвесторов и заказчиков на качество выполняемых работ. Их формулировке предшествовал серьезный анализ аналогичных, в т. ч. зарубежных, нормативных актов. В итоге было принято решение добавить главу 3 "Предварительный квалификационный отбор", предварительно обсудив ее с теми, кому предстоит исполнять указанные нормы. Соответствующие опросные листы были направлены ОАО "НИИ Стройэкономика" в проектные, подрядные и пр. организации, после чего полученные результаты нашли свое отражение в соответствующей главе проекта документа. "Это действительно инновационный момент, который, с нашей точки зрения, серьезно повлияет на развитие строительной отрасли, в частности, на обеспечение качества работ, — подчеркнул В. Е. Адамович. — Теперь первое, что сделает заказчик, — это определит по ряду критериев возможности выполнения работы проектировщиками, подрядчиками, инженерной организацией, поставщиками оборудования и материалов на основании представленных ими документов, обосновывающих их состоятельность".

Как прозвучало в ходе заседания, предквалификационный отбор широко применяется в международной практике (в 95–97 случаях из 100). Большое значение имеют образование, профессиональный опыт специалистов, приобретенный при работе на конкретных объектах.

Переходя к следующей инновации проекта документа, докладчик подчеркнул, что теперь конкурсная комиссия будет работать начиная с момента принятия решения о проведении конкурса и до подписания заключения о приемке объекта в эксплуатацию (либо сдачи видов работ). Таким образом, ее деятельность не прекратится с заключением договоров строительного подряда, на выполнение проектно-изыскательских работ либо поставки. Следовательно, существенно возрастет ответственность ее членов за принятые решения и эффективность работы конкурсной комиссии в целом.

Еще одно принципиальное новшество — досудебное рассмотрение споров, что также соответствует международной практике. Остальные нововведения по большей части носят технический характер и вызваны, к примеру, изменением понятийного аппарата с принятием Закона "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь" и т. п.

Проект документа был подробно рассмотрен участниками заседания. Так, говорилось о необходимости четкой формулировки критериев отбора, что не всегда под силу сделать заказчику, в первую очередь негосударственному; роли "судебной биографии" и "победной летописи" организации-претендента в определении победителя торгов, др.

В целом же проект документа членами общественно-консультативного совета единогласно был рекомендован для рассмотрения и утверждения Советом Министров Республики Беларусь. "Его принятие позволит навести порядок на строительном рынке", — резюмировал заместитель Министра.

Аттестация персонала: на пути усиления персональной ответственности

Членам совета также был представлен проект постановления Совета Министров Республики Беларусь "О некоторых вопросах профессиональной аттестации руководителей и специалистов, осуществляющих деятельность в области строительства". "Данный документ находится на стадии согласования и подготовлен не на 100 %".

Подробнее с проектом документа аудиторию ознакомила начальник отдела аттестации компетентности персонала Республиканского центра управления качеством в строительстве РУП "Белстройцентр" Т. В. Болдовская.

Аттестация персонала осуществляется с 2003 года, с вводом соответствующей Инструкции о профессиональной аттестации специалистов в области строительства от 22.04.2003 № 11. К настоящему времени в целом по республике данную процедуру прошли более 46 тыс. человек. На сегодняшний день в стране насчитывается свыше 25 тыс. действующих квалификационных аттестатов.

В проекте нормативного акта отражены следующие особенности данной процедуры. Во-первых, постановление устанавливает порядок и условия проведения аттестации. Кроме того, согласно проекту документа, соответствие выполненных работ требованиям технических нормативных правовых актов при строительстве объектов I и II уровней ответственности будет заверяться подписями аттестованных специалистов. "Таким образом, право подписи будет иметь только аттестованный специалист", — обратила внимание выступающая.

В рассматриваемом проекте постановления предусмотрена возможность по представлению органов Госстройэкспертизы, Госстройнадзора при выявлении ими нарушений, влияющих на качество проектно-сметной документации и строительно-монтажных работ, приостанавливать действие квалификационных аттестатов до устранения недочетов.

После того, как от органов, инициировавших приостановку, будут получены сведения об исправлении брака, действие квалификационных аттестатов будет возобновляться.

При допущении нарушений три и более раз подряд в течение 12 месяцев, в том числе в части требований ТНПА и законодательства Республики Беларусь, регулирующего архитектурную, градостроительную и строительную деятельность, действие квалификационного аттестата может быть прекращено.

"В целом же процедура профессиональной аттестации не меняется", — подытожила Т. В. Болдовская, напомнив также, что срок действия аттестата составляет 5 лет. В этот период специалист должен постоянно повышать свою квалификацию и обеспечивать профессиональный рост для зачета при выдаче аттестата на следующий срок.

В ходе заседания прозвучало, что процедура аттестации специалистов в области строительства с прошлого года функционирует в Российской Федерации, а с начала т. г. — и в Казахстане.

Таким образом, подходы к аттестации персонала в области строительства в рамках Единого экономического пространства наших трех государств очень схожи, как, впрочем, и сама процедура. К слову, ее должны соблюдать не только белорусские, но и иностранные специалисты, работающие на нашем рынке.

Данный вопрос не оставил равнодушными членов совета. Так, было отмечено, что в проекте документа пока не учтен ряд предложений Белорусского союза архитекторов. К примеру, был поднят вопрос, каким должен быть уровень персонала, оценивающего знания ведущих профессионалов отрасли или узких специалистов по "экзотическим" направлениям строительства.

Также было озвучено замечание, что Главгосстройэкспертиза не может персонифицировать ошибку, так как ее функция — проверка разработанной по объекту институтом или мастерской проектной документации.

С другой стороны, как отметил заместитель Министра, принимать меры по обеспечению качества проектной документации необходимо: по данным Главгосстройэкспертизы, число ошибок, допускаемых при разработке проектно-сметной документации, достаточно значительно. И профессиональная аттестация, наряду со страхованием в проектном деле и другими механизмами, могла бы серьезно исправить ситуацию.

Прозвучал также вопрос о том, какие категории специалистов подлежат персональной аттестации. В настоящее время их перечень определен, однако в свое время он был связан с обеспечением выполнения лицензионных требований (не действующих в настоящее время), а значит, в определенной степени устарел. В то же время сегодня на рынке действуют новые структуры (например, инвестиционные, эксплуатирующие и пр.), которые, на первый взгляд, относятся к области строительства, но лишь по формальному признаку.

В целом же, как прозвучало на заседании, членами совета "поддержана инициатива Министерства архитектуры и строительства по формированию соответствующего времени стандарта профессии через механизм профессиональной персональной аттестации". В то же время проекту документа предстоит доработка. К примеру, Белорусским союзом архитекторов озвучено замечание о том, что "критерии допуска, перечень специальностей, профессиональный стаж нуждаются в конкретизации" для проектировщиков, органов госэкспертизы, госстройнадзора и строителей.

Прозвучали и другие предложения, наиболее дельные из которых будут учтены в окончательной редакции документа. Д. И. Семенкевич пригласил всех заинтересованных внести конкретные предложения по его доработке. Кроме того, он обратил внимание присутствующих на необходимость ознакомления с проектами нормативных документов (и внесения, при необходимости, конкретных предложений) на официальном сайте Минстройархитектуры www.mas.by

Просмотров: 6 058