"ЛУЧ" света, или Его пример другим наука…


Версия для печати

…Эти слова из русской классики весьма справедливы в отношении заказчика застройки одного из центральных участков нашей столицы. Поэтому, безусловно, он заслуживает быть названным в нашей статье первым — это ОАО "Луч", что планирует реконструировать свой имущественный комплекс по ул. Тимирязева, 9 в г. Минске с созданием там Центра легкой промышленности Беларуси. А рассказал читателям "РСГ" об этом во многом уникальном проекте руководитель авторского коллектива — ГАП института "Минскпроект" Николай Михайлович Дятко.

Принадлежащая ОАО "Луч" проектируемая территория находится в одной из центральных частей нашего города. Более того, она хорошо знакома минчанам и гостям столицы благодаря граничащим с ней "красным домом", ТЦ "Корона" и строящимся высотным "Парусом". Правда, пока ее известность объясняется вовсе не популярностью. Скорее, наоборот: неприглядные производственные здания, которыми застроен участок, давно не соответствуют статусу столицы…

Однако ситуация в недалеком будущем изменится коренным образом. Проектным решением функциональное назначение данной территории приводится в соответствие с регламентами генерального плана развития г. Минска, утвержденного Главой государства в 2003 году. Напомним, что генпланом она определена под административно-общественную зону, в то время как промпредприятие будет вынесено за городскую черту.

Предложение по планировке участка включает в себя снос временных и малоценных сооружений, реконструкцию с изменением функционального назначения части существующих зданий и новое строительство, что даст возможность организовать здесь качественно иную — современную архитектурно-пространственную среду.

"Самое интересное в этом проекте, — подчеркнул Н. М. Дятко, — то, что в данном случае если не впервые, то, по крайней мере, первый раз в таком объеме и настолько комплексно решается вопрос освоения производственных площадок, находящихся в центре города". Таковых, к слову, в столице немало: это и тот же "Луч" на Немиге, и завод им. Ленина, и мн. др. Как правило, они занимают "лакомые" территории, в то время как инвесторы все более пристально засматриваются на водно-зеленый диаметр — по убеждению нашего собеседника, лучшее достижение советского градостроительства в г. Минске. "Его застройка просто недопустима, — уверен он. — И хотя, конечно, реконструкция промышленных площадок обходится дороже нового строительства, для города подход, демонстрируемый ОАО "Луч", несоизмеримо более ценный и правильный.

Заказчик не ждет, что кто-то придет и сделает за него реконструкцию этого комплекса. Он хочет сам заняться строительством с тем, чтобы затем использовать свое имущество и получать от этого прибыль, а городу, в свою очередь, вместо неприглядных корпусов подарить красивое благоустроенное место. В этом, конечно, состоит большая заслуга заказчика, потому что решиться на такую объемную комплексную реконструкцию в современной экономической ситуации достаточно сложно — для этого нужно стремление. Но когда проект завершится, Минск будет за него благодарен…"

Пример заказчика проекта становится еще более показательным, если учитывать, что "лишних денег" у него нет. Однако он ведет политику по своим силам: совместно с проектировщиками им разработана схема, предполагающая застройку очередями. Все здания комплекса могут быть реконструированы по отдельности и функционировать, не мешая пока еще не затронутым модернизацией постройкам.

Что же конкретно предполагается сделать? Первоочередной задачей на сегодняшний день заказчик видит реконструкцию двух производственных зданий со стороны ТЦ "Корона". После окончания работ в первых трех этажах здесь будут расположены экспозиционно-торговые площади, часть из которых планируется сдавать в аренду. Учитывая стесненность участка, архитекторами запроектированы автостоянки на верхних уровнях этих зданий. Таким образом, прилегающая территория не будет загромождена стоянками, а с другой стороны — посетители и работники объекта обеспечиваются парковками.

Как известно, "Луч" — один из крупнейших отечественных обувных брендов. Помимо массового производства, он выполняет разработку малых партий обуви. Поэтому одно из зданий комплекса реконструируется под Дизайн-студию индивидуальных заказов.

Как следует из названия, объект будет включать, наряду с имущественным комплексом МО ОАО "Луч", также Центр легкой промышленности, поэтому в комплексе предусмотрено размещение и административной функции.

Кроме того, здесь предполагается организовать бытовое обслуживание населения и физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК). Последнюю функцию, к слову, в настоящее время выполняет здание по ул. Кальварийской, в котором расположен скромный спортзал. После реконструкции возможности ФОКа существенно расширятся, пополнившись, к примеру, тренажерным залом и фитнес-клубом.

В самом "сердце" реконструируемой территории запроектирован административно-гостиничный комплекс. Учитывая близость железнодорожной станции и хорошую транспортную доступность, он будет востребован гостями столицы. Ориентировочно гостиница рассчитывается на "3 звезды" и 450 мест. В настоящее время заказчиком прорабатывается вопрос привлечения оператора для ее эксплуатации.

Что касается архитектурных решений, то, как рассказал Н. М. Дятко, близость к комплексу мощного здания-"Паруса" сразу исключила конкуренцию с ним в плане объемов. В то же время авторы проекта не хотели, чтобы реконструированный комплекс "стушевался" на его фоне, поэтому — опять-таки в лучших "советских" традициях — придали ему ансамблевый вид. Доминантой стал "самодостаточный" по конфигурации и относительно высокий — более 20 этажей — гостиничный корпус. К настоящему времени архитекторами разработано несколько вариантов его фасадов, окончательный же облик будущей гостиницы определит следующая стадия проектирования.

Впрочем, авторы проекта выполнили вариативное проектирование всей застройки. Из широкого спектра предложений заказчик выбрал фасады с активным применением белого бетона и большим процентом остекления — эта архитектурная тема будет просматриваться по всему периметру комплекса. В то же время два существующих "условно классических" здания будут отреставрированы с сохранением облика, который дополнят стеклянные вставки в поддержку избранной образности нового ансамбля. "Фасады административно-бытового корпуса и небольшого здания, выходящего к ТЦ "Корона", очень неплохие по архитектуре. Сохранив их, мы немного "разбавим" стекло и бетон, придав им "человечность", — отметил собеседник.

Из тех же соображений архитекторы исходили, проектируя благоустройство территории. "Известно, что такое производство, — обратил внимание Н. М. Дятко. — Здесь много зданий, и все они строились, исходя из технологии. Однако сегодня хочется иметь пространство для людей. Поэтому мы запроектировали в составе комплекса пешеходную площадь, откуда служащие и посетители смогут попасть практически к каждому объекту. Одновременно она будет и местом отдыха, и площадкой для размещения сезонной торговли и летнего кафе. Мы даже предлагаем здесь сделать фонтаны, чтобы в центре города появился уютный уголок".

Для того чтобы обеспечить автостоянками всю эту многофункциональную среду, занимающую не много, не мало почти 130 тыс. м2, помимо наземных автостоянок под площадью предполагается размещение подземного 4-уровневого паркинга.

Проект рассматривался на заседании архитектурно-градостроительного совета при главном архитекторе города. "Было очень приятно выслушать слова одобрения нашей работе со стороны ведущих коллег-архитекторов", — отметил Н. М. Дятко. Проект не только получил хорошую оценку, но и, главное, был рекомендован к дальнейшей реализации.

Просмотров: 5 038