
Статья 37. Технический надзор
1. Заказчик, застройщик или уполномоченные ими лица вправе осуществлять технический надзор за выполнением строительных работ.
Осуществление технического надзора является обязанностью заказчика, застройщика в случаях, установленных законодательством.
2. В зависимости от условий строительства заказчик, застройщик могут осуществлять технический надзор самостоятельно или привлекать для этого на договорной основе инженера (инженерную организацию).
3. Заказчик, застройщик при осуществлении технического надзора имеют право:
приостанавливать производство строительных работ в случае невыполнения подрядчиком указаний разработчика проектной документации и (или) указаний либо предписаний органов государственного строительного надзора по устранению выявленных дефектов и (или) нарушений, создающих угрозу деформации либо обрушения зданий, сооружений, их отдельных частей, инженерных коммуникаций, конструкций, а также угрозу возникновения опасности для жизни и здоровья граждан, сохранности имущества физических и юридических лиц, окружающей среды;
вносить предложения подрядчику о привлечении к ответственности должностных лиц подрядчика, систематически нарушающих обязательные для соблюдения требования технических нормативных правовых актов и требования проектной документации на строительство и не выполняющих указаний, данных при осуществлении технического надзора.
(в ред. Закона Республики Беларусь от 20.07.2006 N 162-З)4. Заказчик, застройщик при осуществлении технического надзора обязаны:
осуществлять надзор за целевым и рациональным использованием средств и вводом в эксплуатацию объектов строительства в установленный срок;
проверять соответствие границ объекта строительства границам отведенного для него земельного участка;
участвовать в приемке и передаче подрядчику геодезической разбивочной основы, а также проводить контроль за обеспечением ее сохранности подрядчиком до завершения строительства;
проверять сроки, объемы и качество строительных работ, качество применяемых строительных материалов и оборудования, наличие и правильность оформления документов, подтверждающих их качество;
производить освидетельствование скрытых работ, приемку выполненных строительных работ и промежуточную приемку ответственных конструкций с оформлением актов установленной формы;
участвовать в проверках, проводимых разработчиком проектной документации при осуществлении авторского надзора и (или) органами государственного строительного надзора, и проводить контроль за выполнением подрядчиком их указаний;
проверять наличие исполнительной документации, оформленной подрядчиком в порядке, установленном законодательством.
(ст. 37, Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 N 300-З (ред. от 02.07.2009) "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь")Статья 38. Авторский надзор за строительством
1. Авторский надзор за строительством осуществляется разработчиком архитектурного или строительного проекта в целях обеспечения соответствия архитектурно-строительных, технологических и иных технических решений и технико-экономических показателей вводимых в эксплуатацию объектов строительства проектным решениям и показателям.
2. Авторский надзор за строительством осуществляется на основании договора, заключаемого между заказчиком, застройщиком и разработчиком архитектурного или строительного проекта.
(ст. 38, Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 N 300-З (ред. от 02.07.2009) "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь")5. Задачами Департамента являются:
(в ред. постановления Совмина от 16.10.2007 N 1337)5.1. осуществление эффективного надзора в строительстве и контроля соответствия проектов и смет нормативам и стандартам;
5.2. методическое руководство деятельностью органов государственного строительного надзора и государственных организаций, осуществляющих государственную экспертизу градостроительных, архитектурных и строительных проектов;
5.3. подготовка предложений по совершенствованию законодательства в целях повышения эксплуатационной надежности и безопасности объектов строительства;
5.4. осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов в строительстве.
(пп. 5.4 введен постановлением Совмина от 12.02.2009 N 188)6. Департамент в соответствии с возложенными на него основными задачами:
6.1. осуществляет в установленном порядке надзор в строительстве и контроль соответствия проектов и смет нормативам и стандартам;
6.2. обеспечивает в соответствии с законодательством осуществление надзора в строительстве и контроля соответствия проектов и смет нормативам и стандартам органами государственного строительного надзора и государственными организациями, осуществляющими государственную экспертизу градостроительных, архитектурных и строительных проектов;
6.3. организует, координирует и контролирует деятельность органов государственного строительного надзора по выполнению ими функций надзора в строительстве и контроля соответствия проектов и смет нормативам и стандартам;
6.4. организует и осуществляет контроль за соблюдением порядка приемки в эксплуатацию объектов строительства, в случае нарушения порядка их приемки вносит в местные исполнительные и распорядительные органы и при необходимости в соответствующие государственные органы предложения об изменении отчетных данных о приемке в эксплуатацию объектов строительства;
6.5. организует и осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка расследования причин аварий и разрушений зданий, сооружений, их отдельных частей, инженерных коммуникаций, конструкций, обобщает и доводит до соответствующих организаций сведения о причинах, вызвавших эти аварии и разрушения;
6.6. участвует в соответствии с законодательством в работе комиссий по расследованию обстоятельств строительной аварии;
6.7. проверяет на объектах, для строительства которых требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ, наличие у заказчиков, застройщиков документов, предусмотренных законодательством;
6.8. проводит контроль за соблюдением участниками строительной деятельности лицензионных требований и условий;
6.9. вносит в соответствующие государственные органы и организации представления о приостановлении действия или аннулировании специальных разрешений (лицензий), выданных участникам строительной деятельности, в случае нарушения ими законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий;
6.10. анализирует и обобщает материалы осуществляемых органами государственного строительного надзора проверок;
6.11. разрабатывает методические документы по осуществлению надзора в строительстве и контроля соответствия проектов и смет нормативам и стандартам, а также участвует в разработке проектов нормативов и стандартов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
6.12. взаимодействует в установленном порядке с республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, в том числе со структурными подразделениями облисполкомов и Минского горисполкома, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере надзора в строительстве и контроля соответствия проектов и смет нормативам и стандартам на территории административно-территориальной единицы, и иными организациями по вопросам, отнесенным к их компетенции;
(пп. 6.12 в ред. постановления Совмина от 16.10.2007 N 1337)6.12-1. взаимодействует в пределах предоставленных полномочий с государственными органами и международными организациями иностранных государств по вопросам, входящим в компетенцию Госстандарта, в том числе представляет интересы Госстандарта в таких органах и организациях, а также в установленном порядке подготавливает к заключению международные договоры межведомственного характера;
(пп. 6.12-1 введен постановлением Совмина от 16.10.2007 N 1337)6.13. организует повышение квалификации работников органов государственного строительного надзора, их аттестацию;
6.14. рассматривает обращения юридических и физических лиц по вопросам, отнесенным к компетенции органов государственного строительного надзора и государственных организаций, осуществляющих государственную экспертизу градостроительных, архитектурных и строительных проектов;
6.14-1. по результатам рассмотрения обращений, авторы которых не удовлетворены результатами их рассмотрения органами государственного строительного надзора и государственными организациями, подчиненными Госстандарту и осуществляющими деятельность, за которую уполномочен отвечать Департамент, при наличии оснований для положительного решения изложенных в обращениях вопросов выдает указанным организациям обязательные для исполнения предписания о надлежащем решении этих вопросов;
(пп. 6.14-1 введен постановлением Совмина от 07.03.2008 N 347; в ред. постановления Совмина от 12.02.2009 N 188)6.14-2. осуществляет проверки соблюдения в органах государственного строительного надзора и государственных организациях, подчиненных Госстандарту и осуществляющих деятельность, за которую уполномочен отвечать Департамент, порядка рассмотрения обращений, в случаях, предусмотренных законодательством, организует выездные проверки работы с обращениями;
(пп. 6.14-2 введен постановлением Совмина от 07.03.2008 N 347; в ред. постановления Совмина от 12.02.2009 N 188)6.14-3. по каждому случаю ненадлежащего рассмотрения органами государственного строительного надзора и государственными организациями, подчиненными Госстандарту и осуществляющими деятельность, за которую уполномочен отвечать Департамент, обращений направляет их руководителям представления о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение порядка рассмотрения обращений, к дисциплинарной ответственности;
(пп. 6.14-3 введен постановлением Совмина от 07.03.2008 N 347; в ред. постановления Совмина от 12.02.2009 N 188)6.15. осуществляет анализ и обобщение практики применения законодательства по вопросам, относящимся к компетенции органов государственного строительного надзора, подготовку предложений по совершенствованию соответствующих нормативов и стандартов;
6.16. обеспечивает проведение в установленном порядке государственной экспертизы архитектурных, градостроительных и строительных проектов;
6.17. оказывает государственным организациям, осуществляющим государственную экспертизу градостроительных, архитектурных и строительных проектов, консультационно-методическую помощь в работе;
6.18. обобщает результаты государственной экспертизы с информированием о них всех заинтересованных заказчиков и проектных организаций;
6.18-1. распоряжается в порядке, установленном для Госстандарта, имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь и закрепленным на праве оперативного управления за органами государственного строительного надзора или хозяйственного ведения за государственными организациями, подчиненными Госстандарту и осуществляющими деятельность, за которую уполномочен отвечать Департамент;
(пп. 6.18-1 введен постановлением Совмина от 16.10.2007 N 1337; в ред. постановления Совмина от 12.02.2009 N 188)6.18-2. осуществляет ведение бухгалтерского учета и отчетности, делопроизводства;
(пп. 6.18-2 введен постановлением Совмина от 16.10.2007 N 1337)6.19. выполняет другие функции, предусмотренные законодательством.
(Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 N 981 (ред. от 01.04.2011) "Вопросы Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь" (вместе с "Положением о Государственном комитете по стандартизации Республики Беларусь", "Положением о Департаменте контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь", "Положением о Департаменте по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь"))Статья 33. Органы, осуществляющие проведение государственного контроля в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности
Государственный контроль в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности проводится Советом Министров Республики Беларусь, Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, органами государственного строительного надзора, территориальными органами архитектуры и градостроительства и иными государственными органами в пределах их компетенции в соответствии с законодательством.
(ст. 33, Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 N 300-З (ред. от 02.07.2009) "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь")Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь (далее - Госстандарт) является республиканским органом государственного управления по проведению единой государственной политики в области технического нормирования, стандартизации, обеспечения единства измерений, оценки соответствия, энергоэффективности, по осуществлению надзора в строительстве и контроля соответствия проектов и смет нормативам и стандартам
(Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 N 981 (ред. от 01.04.2011) "Вопросы Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь" (вместе с "Положением о Государственном комитете по стандартизации Республики Беларусь", "Положением о Департаменте контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь", "Положением о Департаменте по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь"))Департамент контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь (далее - Департамент) с правами юридического лица является структурным подразделением центрального аппарата Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь (далее - Госстандарт), наделенным государственно-властными полномочиями и осуществляющим специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) функции по надзору в строительстве и контролю соответствия проектов и смет нормативам и стандартам.
(Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 N 981 (ред. от 01.04.2011) "Вопросы Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь" (вместе с "Положением о Государственном комитете по стандартизации Республики Беларусь", "Положением о Департаменте контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь", "Положением о Департаменте по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь"))Департамент контроля и надзора за строительством Республики Беларусь осуществляет свою деятельность на основании ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕПАРТАМЕНТЕ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА СТРОИТЕЛЬСТВОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
(Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 N 981 (ред. от 01.04.2011) "Вопросы Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь" (вместе с "Положением о Государственном комитете по стандартизации Республики Беларусь", "Положением о Департаменте контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь", "Положением о Департаменте по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь"))