Его профессия — архитектура…


Версия для печати

В начале июня архитектор Казис Керутис отметил 60-летний юбилей. В ходе интервью, несколько неожиданно для самого "виновника торжества", выяснилось, что возглавляемая им персональная творческая мастерская также может "похвалиться" круглой датой: в нынешнем году исполняется 20 лет со дня ее основания…

Решение пойти учиться на архитектора Казис Керутис принял достаточно случайно. С детства любивший рисовать, уроженец города Нестеров Калининградской области после 8-го класса надумал поступать в Минское художественное училище. Приехав в белорусскую столицу накануне вступительных испытаний, которые, как он полагал, должны были начаться 1 августа, узнал, что они уже прошли в июле. Возвращаться домой — дорога не близкая! — не хотелось, поэтому прислушался к совету преподавателей худучилища и подал документы в Минский архитектурно-строительный техникум (ныне МГАСК).

В то время этот техникум прозвали "академией Станилевича" — по фамилии его директора Ивана Александровича Станилевича. И недаром, потому что подготовку он давал под стать некоторым современным вузам. "Это была действительно академия, — вспоминает наш собеседник. — После защиты диплома я сразу смог работать на производстве, в то время как современных выпускников часто приходится многому переучивать. С одной стороны, у них есть интересные идеи, с другой — нет навыка практической работы по их воплощению в реальности. Порой они даже чертежи правильно оформлять не умеют!"

Затем была служба в рядах Вооруженных Сил, а после — работа по специальности параллельно с учебой на вечернем отделении БПИ (БНТУ). К слову, такую форму обучения юбиляр считает незаслуженно забытой: вечерникам давали только необходимые знания, без сопутствующей информации, которой немало приходится зазубривать студентам-очникам. Кроме того, К. Керутис прошел годичные курсы повышения квалификации в Московском архитектурном институте по специальности "градостроительство".

Минскпроект стал для архитектора хорошей школой. Он с удовольствием вспоминает сильных профессионалов, под началом которых довелось работать: директоров института в разные годы И. И. Левко и В. Н. Вараксина, ГАПов В. А. Минкина и Ф. А. Захре…

"Инженерная мысль в институте тогда была очень высокая", — отмечает Казис Керутис. Для работы в Минскпроекте приглашались архитекторы и конструкторы со всего Советского Союза — Москвы, Санкт-Петербурга, Львова, Алма-Аты… В свою очередь в Минске бережно относились к обретенным ценным кадрам — к примеру, давали им квартиры.

Сам К. Керутис работал в 3-й мастерской. Проекты здесь были масштабные и разноплановые: от генеральных планов микрорайонов до объемно-планировочных решений отдельных объектов.

При вступлении в Белорусский союз архитекторов он предъявил коллегам генплан и жилые дома в Курасовщине, застройку по ул. Кабушкина, поликлинику по ул. Юношеской и др. — проекты, над созданием которых трудился в составе авторских коллективов института.

На "гребне первой волны" в 1992 году открыл творческую мастерскую — УП "ТМ архитектора Керутиса К. К.", где поначалу работал параллельно с деятельностью в Минскпроекте.

Первым объектом нового предприятия стал жилой дом с бизнес-центром НПО "Комкон" по ул. Воронянского в г. Минске. Другие проекты были, возможно, менее заметными, пока Казио Керутис окончательно не сменил работу в Минскпроекте на персональную мастерскую, где с тех пор и трудится.

На вопрос, как он относится к распространенному мнению, что качество проектирования в крупных проектных организациях выше, чем в небольших частных архитектурных бюро, собеседник отвечает, что считает его, большей частью, безосновательным и в чем-то конъюнктурным. К примеру, в Казахстане, где государственных институтов меньше, чем частных мастерских, проектируются и строятся многие интересные объекты.

Другое дело, когда проектную мастерскую открывает человек без необходимых знаний и, главное, опыта работы. Поначалу он фонтанирует идеями, а когда дело доходит до конкретного проектирования — "стоп, машина!"

К слову, такие "специалисты" могут доставить немало неприятностей. По мнению К. Керутиса, в конкурсах и тендерах сегодня нередко участвуют не практики, а теоретики. На не слишком компетентного заказчика красивые картинки на дорогой бумаге производят должный эффект, и они в итоге получают заказ на проектирование объекта, с которым впоследствии не могут справиться…

Вообще к принципу тендерного отбора архитектор относится неоднозначно. Профессионалу, как правило, некогда рисовать "рекламные картинки", осваивая супермодные компьютерные программы, по сути, не влияющие на качество проектирования, — эту работу ему проще, к примеру, отдать на субподряде дизайнеру.

"У практика же основное — рабочие чертежи, спецификации, работа со смежниками и прочее, и прочее", — поясняет Казио Керутис, причем со знанием дела: за 20 лет его мастерской запроектирован не один десяток крупных объектов. Это многоэтажный жилой дом по пер. Калинина, многофункциональное здание с размещением административных торговых и развлекательных помещений по ул. К. Цеткин, торгово-офисный центр "Модум — наша косметика" по ул. Володько, общественно-административный комплекс с паркингом в районе Комаровского рынка в Минске. А еще — паркинг на ул. Красноармейской в Гомеле; жилой комплекс в г. Могилеве, реализация которого начата точечной башней на берегу р. Дубровенки…

И, конечно, строящаяся штаб-квартира Национального олимпийского комитета по столичному пр. Победителей. Будущий комплекс, помимо непосредственно штаб-квартиры НОК, включит также четырехзвездочный отель Radisson и офисный центр. Замыкающей частью композиции, как предполагается, несколько позднее станет здание Федерации хоккея Республики Беларусь.

Немало объектов в составе авторских коллективов запроектировано (и большей частью реализовано) для зарубежья. Для Казахстана — здание Министерства сельского хозяйства, жилые дома и дворец спорта в Астане. Для России — ледовый дворец Е. А. Чайковской, конный театр с манежем и общественным центром в Москве и Подмосковье. И это далеко не полный перечень…

Хотя, возможно, он мог бы быть более длинным, если бы не ряд проблем, знакомых архитекторам не понаслышке. По мнению К. Керутиса, упомянутые выше тендеры неоправданно затягивают сроки проектирования и строительства объектов. Это отставание отнюдь не компенсирует практика параллельного проектирования и строительства: на первый взгляд, работы делаются быстрее, а на второй становятся очевидными нестыковки между участниками процесса. Так, архитектор начинает проектирование "с земли" — градостроительного решения площадки, фундаментов, цоколей и пр., поэтому не может на начальном этапе передать полную информацию об объемно-планировочном решении будущего объекта конструктору, который, напротив, начинает считать нагрузки от кровли. Результатом становится корректировка проектной документации…

Кроме того, пожалуй, настало время определить правовое поле деятельности заказчика, фигура которого — равно как и инвестора — в наше время выходит на первый план. "Воля заказчика сейчас очень велика, — комментирует К. К. Керутис. — Порой даже слишком… Сегодня не хочется связываться с проектированием даже, к примеру, обычного жилого дома: после заселения жильцы начинают перекраивать квартиры на свой, в т. ч. невыполнимый лад".

Вообще, по его мнению, на архитектора в последнее время "навешивается" много не свойственных ему функций. За решением вопросов все — начиная смежниками и заканчивая строителями — идут именно к нему, при том, что оплата его услуг составляет менее четверти от всего объема по проектным работам.

И все же на вопрос, нет ли сожаления, что стал архитектором, Казис Керутис отвечает: "Это — моя профессия. Другой я не знаю…"

Всего просмотров: 7 721
Опубликованно: 09.07.2012