Цементная инвестпрограмма глазами проектировщиков


Версия для печати

Реализация инвестиционных проектов на цементных заводах по-прежнему интересна строительному сообществу и белорусской общественности. Специалисты УП "Белпромпроект" первыми приняли "вызов" времени и совместно с китайскими партнерами приступили к созданию современных производств Беларуси. О новых подходах к проектированию вновь возводимых мощностей на цементных заводах Республики Беларусь рассказал директор проектной организации В. М. Малец в ходе тематической международной научно-практической конференции в Минске.

Работа Белпромпроекта над масштабными проектами в цементной промышленности началась с нуля с подписанием контракта в 2007 г. Первоначально отсутствие опыта проектирования таких предприятий было мощным раздражителем, негативно влияющим на темпы, сроки и качество работ. Однако сотрудничество с представителями строительной науки еще на предпроектной стадии исключило возникновение значительных отрицательных моментов и позволило проектному институту на данных объектах реализовать свой потенциал в полной мере.

"Цементная промышленность Беларуси использует сырье высокой влажности — порядка 23–27 %, а при строительстве новых линий был выбран "сухой" способ производства клинкера, и в этом содержался значительный риск, — отметил Владимир Михайлович. — Изначально компания-подрядчик CITIC предложила технологию, которая на имеющихся месторождениях "не работала". Поэтому специалистам потребовалось около года, чтобы "отработать" сырье. А после, осознав, что китайское оборудование не будет так успешно функционировать в Беларуси, как в стране-изготовителе, было применено оборудование, произведенное в Германии и России.

Большое внимание в проектах уделялось вопросам создания энергоэффективного производства: были заложены такие показатели, как 136–147 кг у. т. на т клинкера.

Проектирование новых линий велось специалистами Поднебесной по нормам Китайской Народной Республики, которые отдавали предпочтение конструкциям, выполненным в монолитном железобетоне. Даже простейшие сооружения, как, к примеру, подстанция, насосная, были спроектированы в данной конструктивной системе. В. М. Малец отметил, что проектная документация на ряд сооружений содержала только опалубочные габариты конструкции. "Именно так работают в Европе", — подчеркнул он. Несмотря на то, что по объему проектная документация была близка европейскому уровню, Белпромпроект провел сложную и многоплановую работу по ее адаптации и доработке. Что касается инженерной составляющей, то из-за незнания китайцами белорусских норм пожарной безопасности в Беларуси полностью разработан ряд соответствующих разделов проекта.

Вместе с тем, директор проектного института обратил внимание, что белорусский подрядчик не был готов работать в новых условиях — на три "китайских" листа затрачивалось пятнадцать "белорусских". Практика строительства зачастую требует опыта подготовки и применения детализированной документации, т. е. ситуации, когда на стройплощадке организуется офис, где подрядчики приводят в соответствие документацию, вносят уточнения и тут же выполняется монтаж.

"Опыт строительства цементных заводов выявил неготовность специалистов наших предприятий к заключению крупных международных контрактов и невозможность просчитать их отдаленные последствия, — отметил В. М. Малец. — Но и у китайских партнеров политика "большого скачка в новые вехи" не удалась: после завершения адаптации проектной документации в институт сотнями поступали новые корректировки". Соответственно, многочисленные изменения проектов из-за различий в законодательстве не ускоряли процесс строительства. В целом корректировки, выполненные белорусской стороной, составили около 25 % от общего объема проектной документации по каждому из заводов.

Для понимания ситуации и знакомства с нормативной правовой базой Беларуси китайским партнерам понадобилось много времени. Выходом из этой ситуации стало параллельное проектирование и строительство. И надо отметить, что работ, связанных с переделками, допущено не было. По мнению выступающего, прежде всего это связано с обменом специалистами: группа китайских проектировщиков прибыла в Белпромпроект, а белорусы отправились в Китай, благодаря чему работа велась в режиме реального времени, обеспечивалось быстрое прохождение процедур согласования и т. п.

Следует отметить, что реализация проектов на предприятиях Красносельскстройматериалы и БЦЗ велась в условиях действующего производства. Учитывая, что их производственные мощности располагаются на 20 и 25 га соответственно, новые линии были размещены на 5 и 7 га. Современная технологическая линия Кричевцементношифера возводится на новой площадке недалеко от карьера на площади 13,5 га. Согласно генплану здесь использована классическая компоновка всех производственных связей, а также предусмотрена территория на перспективу. Благодаря такому размещению исключается излишняя транспортная составляющая, что положительно отражается на стоимости конечной продукции. К слову, в рамках развития всех предприятий инвестпроектами предусмотрена разработка карьерного хозяйства, закуплена необходимая техника.

Говоря о генеральных планах строительства, В. М. Малец обратил внимание, что китайскими партнерами на первоначальной стадии недостаточно внимания уделялось экологическим вопросам. Но в связи с нахождением жилых зон вблизи новых производств и в целях снижения нагрузки на окружающую среду, согласно отечественным стандартам, кстати, соответствующим нормам европейского законодательства, белорусской стороной были предложены мероприятия по очистке выбросов.

Далее выступающий рассказал о технической составляющей инвестпроектов, которая в индивидуальном порядке для каждого завода подстраивается под используемое сырье и обеспечивает точную дозировку инертных материалов. Данная тема получит развитие в рамках расширения ассортимента продукции.

Что касается перспектив после ввода новых линий, то по "мокрому" способу заводы будут работать до полного износа технологического оборудования либо переведутся в "холодный" резерв, а при дефиците цемента вновь "вступят в строй". То есть, по мере того, как цементные предприятия будут выходить на проектные мощности, устаревшие агрегаты, выработавшие свой ресурс, будут выведены из эксплуатации.

Несомненно, возникает вопрос о возможностях реализации возрастающего объема цемента. По мнению В. М. Мальца, создание новых производств по выпуску цементосодержащей продукции, модернизация предприятий по выпуску железобетонных изделий и многое другое обеспечит востребованность цемента.

Следует отметить, что наряду с модернизацией на предприятиях цементной промышленности ведется планомерная работа по созданию энергоэффективных производств: осуществляется переход со 100 % потребления газа на 15–20 %, использование в топливном балансе угля. К слову, сегодня наряду с газом заводы практикуют сжигание б/у автомобильных покрышек, торфа, а в перспективе может быть рассмотрена возможность применения альтернативного топлива. Завод по его подготовке сейчас возводится в Гродно.

Общий объем инвестиций в реализацию проектов на цементных заводах Беларуси составил 1,35 млн долларов. Удельные капитальные вложения сложились в размере 185 долларов на тонну цемента, произведенного в ОАО "Красносельскстройматериалы", 235 долларов — в ОАО "БЦЗ" и 312 долларов — в ОАО "Кричевцементношифер". Окупаемость инвестпроектов составит от 7–8 лет на БЦЗ до 14 лет на кричевском предприятии.

В настоящее время введена в эксплуатацию технологическая линия в Красносельском, на финишной прямой находится возведение дополнительных производственных мощностей на БЦЗ, ведется строительство на Кричевцементношифере. "С вводом новых линий выпуск цемента "сухим" способом в общем объеме произведенного цемента составит 56 %, в дальнейшем планируется довести этот показатель до 65 %", — отметил В. М. Малец.

Безусловно, модернизация трех цементных заводов — амбициозная задача, решение которой не состоялось бы без колоссальной поддержки государства. Сегодня инвестиционный цикл по всем объектам подходит к логическому завершению. Теперь проектному институту, отраслевой науке и цементным заводам необходимо успешно пройти период эксплуатационных испытаний и обеспечить выход предприятий на проектную мощность.

Просмотров: 6 053