Цели и задачи кафедры «Рисунок, акварель, скульптура»


Версия для печати

Программа, которой руководствуется кафедра «Рисунок, акварель и скульптура», учит будущих архитекторов постижению сложных форм (от рисования отдельных предметов, деталей архитектурного декора до обнаженной фигуры человека), чувству соразмерности, гармонии.

В начале 1950-х, когда в Белорусском политехническом институте (ныне – БНТУ) открылся архитектурный факультет, во главе кафедры «Рисунок, акварель и скульптура» стал народный художник БССР Иван Осипович Ахремчик. Его вклад в белорусское искусство неоспорим. Это огромная удача, что многие годы он учил рисованию будущих архитекторов на нашем факультете. Получив прекрасное образование в Москве, И. Ахремчик в своем творчестве продолжал традиции русской академической школы, которая особенно строго исповедовала рисунок, его тщательное построение, причем не по внешним признакам, а по внутренней логике: скелет и мышцы.

Другой живописец, который работал на нашей кафедре, Федор Барановский, был представителем более молодого поколения, учился в Минске, у педагогов, вышедших из российской школы изобразительного искусства (В. Цвирко, И. Ахремчик). Поэтому его тоже можно назвать продолжателем богатых реалистических традиций русской школы. К сожалению, совсем недолго работал на кафедре один из сегодняшних мэтров Л. Щемелев. Вот планка, которую задали на кафедре своим творчеством три больших белорусских художника. В дальнейшем ее поддерживали многие другие мастера, в разное время преподававшие на факультете: заслуженные деятели искусств БССР А. Малишевский и П. Крохолев; художники Н. Тарасиков, А. Александрович, А. Михайлов, Н. Гусев, Г. Витковский, В. Булыга. У каждого из них, как у творца, был собственный выразительный почерк, порой они кардинально отличались один от другого по темпераменту, художественному стилю, но это были люди с богатым жизненным опытом, точным глазом, хорошим вкусом. Хочется вспомнить художников (наших педагогов) И. Белановича, Г. Витковского, Н. Назаренко.

Таковы истоки художественного образования на архитектурном факультете БНТУ. Его значимость всегда понимали лучшие белорусские архитекторы – Л. Левин, В. Занкович и другие, отдававшие немало лет, чтобы овладеть основами изобразительного искусства. Последние годы кафедру «Рисунок, акварель, скульптура» возглавлял замечательный педагог, скульптор В. А. Булыга, сохранявший лучшие традиции своих предшественников. Сегодня в составе кафедры 14 педагогов. Все они имеют хорошую профессиональную подготовку, большой опыт педагогической практики и творческой деятельности. Многие являются членами союза художников Беларуси. Творческая работа в художественных мастерских с последующим отчетом, показом своих произведений на художественных выставках – республиканских, международных, персональных – позволяет держать достойный уровень в изложении учебной программы по художественным дисциплинам. Многие педагоги кафедры успешно выступают на художественных выставках в станковых видах искусства, а также участвуют в решении сложных профессиональных задач по оформлению общественных зданий.

Большое внимание уделяет художественному формированию пространства интерьеров БНТУ А. Квятковский. Интересен опыт монументалиста Ф. Драгуна, который успешно выступает с витражными работами. Витражи гармоничны по цвету и красоте ритмов. В составе творческой группы, выполнявшей скульптурные работы для г. Полоцка, успешно отметился Л. Минкевич, создавший памятник Всеславу Чародею. Конная статуя имеет выразительный силуэт с филигранной разработкой деталей без потери монументальности и наполненности формы. Удачен и опыт работы Л. Минкевича над памятником Юрию Саричу, который установлен в кинотеатре г. Полоцка. Большое впечатление оставляет новаторская по решению формы скульптура Д. Кондратьева «Энергия». Интерес у зрителей вызывают цветовые решения в натюрмортах В. Витковской, реалистичность и узнаваемость природы в работах Н. Цурикова, А. Аракчеевой, оригинальность формы и цвета в работах А. Колосенцевой, В. Тишкова, А. Яскина, О. Чирко.

1_ДрагунФ_Витраж в библПушкина

Ф. Драгун. Витраж в библитеке Пушкина

2_Драгун Ф

Ф. Драгун. Витраж в госпитале МВД

3_Минкевич ЛВсеслав Чародей

 Л. Минкевич. Всеслав Чародей

4_Витковская В_Пионы

В. Витковская. Пионы

Ядв га

Селяшчук

Чирко О_Ракушка

О. Чирко. Ракушка

Н. Киреев. Ядвига — женский портрет

Н. Киреев. Селяшчук

Минкевич Л_Шёпот

Л. Минкевич. Шёпот

кветковский АМозаика в фойе АФ

А. Кветковский. Мозаика в фойе архитектурного факультета

Творческая активность преподавателей кафедры – залог успешной педагогики, поскольку научить можно лишь тому, что умеешь сам. Неплохую помощь в обучении оказывает изучение опыта коллег, чтение и написание методических пособий, работа с литературой по истории искусства. Это помогает узнать опыт предшественников, систематизировать и осознать собственный.

Всего просмотров: 10 369
Опубликованно: 05.05.2011