Белорусская таможня: курс на развитие


Версия для печати

О задачах, острых вопросах, которые сегодня стоят перед белорусскими таможенниками, а также о том, как развивается инфраструктура пограничных пунктов пропуска на белорусском участке границы Таможенного союза, рассказал на встрече с журналистами, которая состоялась 27 марта в Доме прессы, Первый заместитель председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Сергей Редненко.

По его словам, значимость темы определяет геополитическое положение Беларуси — нахождение в центре Европы, а также тот факт, что последнее время таможенное дело республики формируется в условиях постоянного роста объемов внешнеторговых грузов. «Через территорию страны проходят основные транспортные магистрали, по которым перемещаются немалые потоки товаров и пассажиров в направлении с Востока на Запад и с Севера на Юг Евразии, поэтому развитие таможенной службы является одним из приоритетных направлений в области государственной политики, — объяснил он. — После образования Таможенного союза, а затем Единого экономического пространства эти вопросы стали еще более актуальными, поскольку возникла необходимость соответствовать международным стандартам. В результате мы взяли курс на модернизацию, а также на совершенствование технологий в рамках создания безбарьерной среды для бизнеса».

Сергей Редненко отметил, что таможенное дело Беларуси в последние годы формируется в условиях постоянного роста объемов внешнеторговых грузов, упрощения таможенных формальностей. За десять последних лет товарооборот страны увеличился в 4,4 раза. Динамика изменения объемов товаров, перевезенных автотранспортом транзитом через территорию Беларуси с 2003 по 2012 годы (с учетом кризисного 2009 г.), свидетельствует об их среднем ежегодном росте более чем на 1 млн тонн. В 2012 году рост составил 2 млн тонн при общем объеме около 16 млн тонн. Для справки: всего в 2012 году через таможенную границу республики было перемещено 2,3 млн единиц грузовых, 6,7 млн единиц легковых транспортных средств, около 150 тыс. автобусов. При этом постоянный и значительный рост пассажиро- и товаропотока через белорусский участок границы Таможенного союза, при неизменной численности сотрудников белорусской таможни, требует находить и внедрять не только новые методы таможенного администрирования, но и повсеместно использовать широкие возможности компьютерных технологий, которые реализуются в рамках проекта «Электронная таможня». В сентябре 2012 года был сделан очередной шаг на пути автоматизации таможенных процессов в части принятия и регистрации статдеклараций, применяемых в товарообороте внутри Таможенного союза, исключительно в автоматическом режиме. В первом полугодии текущего года планируется перейти на автоматическую регистрацию деклараций на товары, а впоследствии — на автоматизированный выпуск белорусского экспорта.

Одной из главных задач деятельности Государственного таможенного комитета республики является реконструкция и модернизация существующих пунктов пропуска. Главное в этом вопросе, по мнению выступающего, — обеспечить прохождение границ с наименьшими затратами времени как для граждан республики, так и для иностранцев. Для этого на местах создается инфраструктура, отвечающая международным требованиям, устанавливаются современные технические средства таможенного контроля. И сегодня уже можно говорить о реальных плодах проводимой работы: большинство пунктов пропуска в результате модернизации и реконструкции увеличили свою пропускную способность в разы.

«Общая протяженность таможенной границы Беларуси составляет 2331 км: 170 км с Латвией, 679 км с Литвой, 398 км с Польшей и 1084 км с Украиной. На данном участке расположены 24 автодорожных пункта пропуска. Если до 2002 года проектная пропускная способность этих автодорожных пунктов равнялась 11030 автомобилей в сутки, то в 2003 году она уже составила 15830, в 2010 году увеличилась до 23750, а в 2012 году — до 28000 машин. Основное перемещение товаров проходит через белорусско-литовский и белорусско-польский участки границы, — привел цифры Сергей Редненко. — К 2015 году запланировано увеличение пропускной способности всех автодорожных пунктов пропуска до 38000 автомобилей в сутки».

Представитель таможенного ведомства рассказал, что в соответствии с Концепцией развития инфраструктуры автодорожных пунктов пропуска на границе Республики Беларусь до 2015 года будет завершена реконструкция пунктов пропуска «Песчатка», «Привалка», «Каменный Лог», «Григоровщина», «Урбаны», «Верхний Теребежов», «Мохро», «Комарин», «Новая Гута» и др. Для этих целей активно привлекаются средства международной технической помощи Евросоюза. На сегодняшний день уже реализованы многие крупные проекты с привлечением иностранных инвестиций на общую сумму более 27,1 млн евро.

В рамках Программы ТАСИС Евросоюза ГТК получено 5 мобильных инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК), которые установлены на пунктах пропуска «Козловичи», «Брузги», «Берестовица» (на границе с Республикой Польша) и «Бенякони», «Котловка» (на границе с Литовской Республикой). Данное оборудование позволяет проводить таможенный контроль контейнеров, полуприцепов, рефрижераторов и цистерн без вскрытия. С помощью мобильных ИДК на пунктах пропуска за 2012 год было изъято товаров на общую сумму 39,9 млрд руб. (около 35 000 евро). «Например, не так давно в пункте пропуска «Котловка» благодаря именно ИДК инспекторами таможни в полуприцепе транспортного средства был обнаружен тайник, в котором перемещалось более 85 кг героина, — привел пример Первый заместитель председателя ГТК. — Словом, данную финансовую помощь необходимо рассматривать как партнерскую, ведь, принимая участие в обустройстве белорусского участка границы Таможенного союза, Евросоюз тем самым укрепляет свою государственную территорию».

Обеспечивая контроль на белорусском участке границы, таможенные органы Республики Беларусь первостепенное значение уделяют оперативному реагированию на угрозы безопасности, связанные с контрабандой и преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности, возникающие в условиях Единого таможенного и экономического пространства Беларуси, Казахстана и России. Только в 2012 году белорусскими таможенниками с использованием методов оперативно-розыскной работы, инновационных технологий контроля пресечено более пятнадцати с половиной тысяч нарушений таможенного законодательства. По фактам преступной деятельности возбуждено 73 уголовных дела о контрабанде наркотиков, оружия и боеприпасов.

«Особое внимание уделяется использованию специальных инструментов выявления предметов контрабанды, к которым относится использование
инспекционно-досмотровых комплексов и служебно-розыскных собак кинологических подразделений таможенных органов, — подчеркнул Сергей Редненко. — Только в 2012 году данными методами работы пресечено 27 попыток контрабандного перемещения наркотических средств, общее количество задержанных веществ данной категории составило более полутора тонн (1558 кг). В текущем 2013 году таможенными органами продолжена работа по наращиванию усилий в сфере противодействия контрабанде наркотиков. И уже с начала этого года задержано более 90,5 кг наркотических средств и психотропных веществ, что превысило показатели аналогичного периода 2012 года более чем в 17 раз».

В заключении своего выступления Сергей Редненко обратил внимание на то, что развитие инфраструктуры пунктов пропуска является далеко не простым делом. Процесс усложняют такие факторы, как удаленность объектов от больших городов и специфичность, что связано с необходимостью привлечения немалых денежных средств.

Ярким подтверждением того, что белорусские таможенные службы взяли ориентир на правильный курс, служит высокая оценка мировых экспертов. В 2012 году в рамках программы «Колумб», разработанной секретариатом Всемирной таможенной организации для поэтапного внедрения Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли государствами — членами ВТамО, в Беларуси проводилась диагностическая миссия, главной целью которой стал анализ достигнутых показателей в процессе модернизации таможенной службы Республики Беларусь и соответствия международным стандартам. Эксперты ВТамО высоко оценили проделанную Государственным таможенным комитетом работу по упрощению таможенных процедур, внедрению современных информационных технологий и системы электронного декларирования товаров.

Просмотров: 3 667