Беларусь — Санкт-Петербург: ближе к общей цели


Друкаваная версія

Сотрудничество и добрососедские отношения стран, городов складываются из общих интересов и совместно реализованных проектов. Именно эти факторы на протяжении ряда лет объединяют Беларусь и Санкт-Петербург.

В последних числах июня т. г. с деловым визитом культурную столицу России посетила делегация из нашей страны, которую возглавила Первый заместитель Министра архитектуры и строительства Республики Беларусь И. В. Архипова. В состав рабочей группы вошли первый заместитель начальника управления строительства и ЖКХ аппарата Совмина С. Н. Абрамович, начальник управления жилищного строительства Минстройархитектуры А. В. Горваль, первый заместитель председателя Комитета строительства и инвестиций Мингор-исполкома Н. В. Бутрим, заместитель председателя правления ОАО "АСБ "Беларусбанк" А. И. Поливко, начальник управления ГПО "Минскстрой" Т. Н. Осипчик, главный инженер ОАО "МАПИД" В. Н. Туров.

Перед рабочей группой стояла задача рассмотреть два вопроса: опыт Санкт-Петербурга по организации госзаказа на строительство жилья для категорий граждан, имеющих право на государственную поддержку с использованием средств федерального и регионального бюджетов. Второй касался проработки поручений, данных на последнем заседании Совета делового сотрудничества Беларуси и Санкт-Петербурга в сфере строительства, который прошел в мае т. г.

В рамках рассмотрения первого вопроса состоялись встречи с руководством Правительства Ленинградской области и г. Санкт-Петербурга, председателем Комитета по строительству и иными службами, имеющими отношение к жилищной политике и строительству. Белорусская делегация посетила Северо-Западное отделение Сбербанка. Также состоялся диалог с руководством одного из крупнейших строительных холдингов Санкт-Петербурга ЗАО "ЛенСпецСМУ", опыт и методы работы которого заинтересовали представителей Беларуси.

"В Санкт-Петербурге, как и в других городах (областях) России, реализуются государственные программы, финансируемые из соответствующих бюджетов, — рассказал А. В. Горваль. — В данные программы входит финансовая поддержка таких целевых категорий, как работники системы образования и здравоохранения, социального обслуживания населения; обеспечение жильем молодежи; расселение коммунальных квартир. В городе действует программа досрочного кредитования и система "Санкт-Петербургский жилищный сертификат".

Если говорить о госзаказе, то для строительства жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий используются только целевые средства, которые выделяются в рамках региональной и федеральной программ. Суть схемы состоит в том, что устанавливается стоимость квадратного метра, затем в ходе тендера определяются застройщики (подрядчики), у которых после реализации строительных проектов в рамках вышеназванной программы государство приобретает жилье. Чтобы удержать стоимостной уровень квадратного метра, применяется система финансовой поддержки нуждающихся — им выдается безвозмездная субсидия в размере 25–30 % стоимости норматива жилья. Все остальные затраты на приобретение квартиры покрываются из собственных средств граждан.

По мнению А. В. Горваля, госзаказ в Беларуси в большей степени ускорит процесс строительства жилья и упростит процедуру реализации права на господдержку в том плане, что граждане не будут привлекаться в инвестиционный цикл, т. к. жилье будет предлагаться на конечном этапе его возведения, т. е. готовый продукт. В стадии завершения строительства дома, если очередника устраивают его качество и стоимость, на него переоформляется кредит, взятый госзаказчиком, и предоставляются квадратные метры.

Собеседник подчеркнул, что готовый продукт будет предлагаться только состоящим на учете нуждающихся. Все остальные категории граждан при решении квартирного вопроса будут прибегать к предложениям рынка недвижимости.

При переходе на госзаказ появляется положительный момент и для строителей: будет обеспечено устойчивое финансирование, данная процедура позволяет в значительной степени разгрузить заказчика/застройщика от каждодневных контактов с сотнями, тысячами людей, снизить количество обращений граждан, касающихся разъяснения процессов ценообразования и строительства.

"Таким образом, мы утвердились в той мысли, что находимся на правильном пути в части перевода домостроителей, строящих социальное жилье, в рамки госзаказа, — отметил А. В. Горваль. — Нами подготовлен проект Указа Главы государства "О формировании государственного заказа для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий". На данный момент документ отправлен на согласование соответствующим службам, работа над ним ведется с расчетом принятия и применения его уже в т. г.".

Говоря о потенциале строительной отрасли Беларуси и Санкт-Петербурга, Александр Витальевич обратил внимание на объемы жилищного строительства. Так, в городе на Неве при населении 4,5 млн человек возводится порядка 400 тыс. м2 в год социального жилья. В Минске же проживает 1,8 млн человек, а для нуждающихся в улучшении жилищных условий строится около 600 тыс. м2. Кроме того, в Беларуси в несколько раз выше объем социальной поддержки (90 % стоимости норматива жилой площади) и шире набор категорий, имеющих право на господдержку, даже после его сокращения.

Что касается вопроса выполнения поручений о деловом сотрудничестве, то наряду с увеличением объема экспорта строительных материалов и услуг рассматривалась возможность строительства питерского квартала в Минске и белорусского в Санкт-Петербурге.

При обсуждении требований законодательства обеих стран выяснилось, что белорусские нормы позволяют оперативно решить данный вопрос. К примеру, уже сегодня Мингорисполком готов предоставить на выбор 2–3 участка застройки, организовать оперативное прохождение инвестиционных процедур. Войти же на строительный рынок России можно через покупку земельного участка на аукционе. Для этого белорусскому застройщику необходимо зарегистрироваться как юридическое лицо в Российской Федерации и обладать крупной суммой денег для приобретения земельного участка и внесения залога за строительство объекта.

"На данном этапе трудно сказать, есть ли у нас такой застройщик, имеющий свободные оборотные средства и готовый участвовать в подобном тендере, — отметил А. В. Горваль. — Поэтому в ходе деловой встречи с руководством ЛенСпецСМУ обсуждались варианты строительства белорусского квартала на земельных участках холдинга, на субподряде которого работали бы отечественные предприятия".

Как пояснил специалист министерства, речь идет о крупных кварталах. Например, ЛенСпецСМУ предлагает построить в Минске порядка 500 тыс. м2 жилья (по масштабам это сопоставимо с микрорайоном Каменная Горка в Минске).

Таким образом, следующим шагом в рамках выполнения поручений Совета делового сотрудничества станет встреча бизнес-кругов строителей Беларуси и Санкт-Петербурга, для того чтобы перейти в плоскость заключения конкретных договоров.

Всего просмотров: 7 709
Опубликованно: 09.07.2012