Жизнь в розовом цвете, или Реставрация по-голливудски...


Версия для печати

приглашаем к дискуссии

"…Важная роль Белорусского союза архитекторов состоит в создании благоприятного имиджа отечественного зодчества и проектного потенциала. Строительный комплекс в последнее время часто подвергается критике, которая не всегда бывает объективной. Причина этого заключается в том, что мы сами мало говорим о наших лучших идеях и реализованных проектах. И здесь Союз может оказывать большое влияние, тесно работая со средствами массовой информации, участвуя в издании специальной литературы и исследовательской работе. К примеру, на телевидении сегодня есть много передач, посвященных кулинарной или, скажем, криминальной тематике. И практически отсутствует информация о современной архитектуре Беларуси. А ведь нашему населению есть, что показать…
…К слову, есть интересное предложение: кроме лучших достижений, которые убедительно демонстрируются на выставках и конкурсах, Союз мог бы инициировать сбор информации о наихудших примерах, чтобы зодчие в Минске и в регионах видели, как не надо делать белорусскую архитектуру"...
Из выступления заместителя Министра архитектуры и строительства Д. И. Семенкевича на ХХ съезде Белорусского союза архитекторов

В ходе Международной научно-практической конференции "Сохранение архитектурно-исторического наследия — основа устойчивого развития городов", которая состоялась в Мирском замке в рамках IX Национального фестиваля архитектуры "Минск–2011", доктор архитектуры, декан архитектурного факультета Белорусского национального технического университета Армен Сергеевич Сардаров выступил с докладом на тему: "Проблемы архитектурной эстетики при реставрации памятников".

"Сегодня в республике реализуется очень широкая, важная и плодотворная программа сохранения и реставрации памятников историко-культурного наследия, благодаря которой они возвращаются в общественно-экономическую жизнь нашей страны, становясь более доступными для населения и туристов", — отметил А. С. Сардаров, обращаясь к международной аудитории.

В то же время, при возрождении памятников архитектуры нерешенным остается ряд эстетических и художественных проблем, на которых выступающий остановился более подробно, подчеркнув, что свои слова он просит воспринимать "не как критику, а как научную полемику".

"Говоря о реставрации, мы нередко забываем о таких понятиях как "красота" и "эстетика", — продолжил он. — Не секрет, что само слово "красота" у специалистов-искусствоведов считается чуть ли не вульгарным. При этом "эстетика", согласно этимологии, это "наука о чувственных ощущениях". Люди ощущают, в чем заключается красота, и стремятся ее передать"…

А. С. Сардаров процитировал представителя итальянского Возрождения Леона Баттиста Альберти, который говорил, что "красота — это врожденное понятие" (или, в другом переводе, "врожденная форма внутреннего чувства")".

А следом привел белорусскую народную мудрость: "Не тое хораша, што хораша, а тое, што камусьцi да спадобы".

"Мне кажется, — обратил внимание он, — что в процессе реставрации это понятие — "красота" — очень важно, впрочем, как и для всей архитектуры в целом".

Современные профессионалы уверенно оперируют такими терминами, как экономическая и градостроительная целесообразность, функциональность здания, конструктивные проблемы и т. п. В то же время, проблемы гармонии как таковой, по мнению выступающего, поднимаются очень редко и недостаточно.

Он пригласил задуматься о том, как памятники архитектурного наследия, имеющие "за плечами" богатую историю, воспринимаются нашими современниками сегодня: "Надо ли отматывать ленту обратно? Когда мы говорим о восстановлении и реставрации памятника, то нередко за точку отсчета берем тот период, когда он был построен. Однако надо ли при реставрации воссоздавать первоначальный образ буквально? Верный ли это подход?"

По мнению А. С. Сардарова, лучше всего он осуществляется в Голливуде: "Нужен Древний Рим? Вавилон? Пожалуйста! Там выполнят заказ на декорации к любому историческому фильму, которые будут очень здорово смотреться".

В реальной жизни, по убеждению специалиста, механически отбрасывать время, на протяжении которого памятник входил в сознание людей, нельзя — он нам полюбился таким, каким мы его знаем. Недаром образ, тронутый патиной времени, вдохновляет художников и поэтов.

"Время — это фактор, которым мы не можем руководить, — отметил Армен Сергеевич. — Мы должны его ощутить"…

Это, к сожалению, удается не каждому (что убедительно доказали продемонстрированные в ходе выступления слайды). Иначе, к примеру, вряд ли один из немногочисленных на территории нашей республики памятников готики — храм в Ишкольди отреставрировали бы с помощью металлочерепицы и акриловой краски.

Не больше повезло и "потрясающе красивому" храму оборонного типа в Камаях, ставшему почему-то… абрикосовым. "Видно, кому-то очень нравится нежно-абрикосовый цвет. Любовь к нему — это нечто просто из ряда вон выходящее!" — прокомментировал А. С. Сардаров, демонстрируя очередной слайд с изображением розовой чугунной решетки в центре Минска.

Другие, впрочем, предпочитают голубой колер, которым в нарушение всякой гармонии покрашены балясины в старинной усадьбе, что сразу привнесло в ее образ какую-то фальшь…

Неоднозначную лепту наши современники внесли и при реставрации памятника деревянного зодчества первой половины XIX века — Троицкой церкви в деревне Блонь, "гламурно" ее покрасив.

На фоне аутентичной черепицы костела святых Сымона и Алены в Минске резко диссонирует кровля-новодел. Равно как свежевыкрашенные архитектурные детали, которые теперь видны издалека…

Акриловая краска не слишком украсила один из объектов бывшего управления Либаво-Роменской железной дороги — образчик югендстиля начала ХХ века.

Здание бывшей гостиницы "Беларусь", построенное в Минске по проекту А. П. Воинова, которого многие белорусские архитекторы называют своим учителем, сегодня интерпретировано в "восточном стиле".

"Совершено потрясающие детали лестницы" в столичном ГУМе — бесспорные шедевры по рисунку — неудачно покрашены "бронзовой" краской поверх настоящей бронзы, — отметил А. С. Сардаров. — Не лучше, впрочем, смотрится и черный цвет на многих мемориальных досках, снижая воздействие скульптурных рельефов на зрителя...

Платон в своем трактате "Государство" утверждал, что "уродство, неритмичность, дисгармония — близкие родственники злоречия и злонравия, а их противоположность, наоборот, подражание рассудительности и нравственности". Мне кажется, что великий древнегреческий философ прекрасно понимал, что погрешности в эстетике — это ошибки нравственные, и напрямую связывал эти два понятия.

Часто, работая с историческими произведениями, мы прибегаем к такому принципу как "стилизация". В советское время само отношение к нему носило негативный характер. Мол, стилизация, — это низкий уровень архитектуры. На самом деле это не совсем так. Как известно, стилизация может быть очень интересной и талантливой. Другое дело, стоит ли к ней прибегать и научно ее оправдывать. Это вопрос, над которым надо задуматься, когда мы реставрируем здания в центрах, например, Минска или Витебска"...

В Законе Республики Беларусь от 9 января 2006 года № 98-З "Аб ахове гiсторыка-культурнай спадчыны Рэспублiкi Беларусь" в гл. 7, арт. 3.9 содержится такое слово как "аднаўленне": "Рэстаўрацыя — комплекс мерапрыемстваў па навукова абгрунтаванаму аднаўленню страчаных фрагментаў гісторыка-культурных каштоўнасцей, а таксама іх адметных духоўных, мастацкіх і (або) дакументальных вартасцей". По мнению А. С. Сардарова, в следующей редакции его следовало бы избежать, так как "это словечко дает простор для многих стилистических ошибок": "Стремление "аднавiць" и "палепшыць" историю, на мой взгляд, безнравственно. Я считаю, что очень важно придерживаться эстетических принципов реставрации, то есть ощущать образ и возраст сооружения, временной фактор, который оно прожило".

Завершил же Армен Сергеевич на оптимистической ноте, вновь напомнив народную пословицу: "Хоць пад лавай сядзець, абы на прыгажосць глядзець"…

Выступление А. С. Сардарова было воспринято участниками конференции с большим интересом, многие докладчики выразили солидарность с его тезисами.
Возможно, читатели "РСГ" присоединятся к дискуссии?..

Просмотров: 5 615