Жилищная политика в современных условиях


Версия для печати

Тема состояния жилищного строительства в столице и крупных городах волнует многих. Ситуацию в данной сфере в ходе пресс-конференции прояснил начальник управления жилищного строительства Минстройархитектуры А. В. Горваль.

Объемы строительства жилья пока неизменны

Он напомнил, что плановое годовое задание по вводу жилья составляет 7,5 млн м2, при этом 7,280 млн м2 — в самой Беларуси и 220 тыс. м2 — за рубежом. А. В. Горваль обратил внимание, что установленные объемы на т. г. не планируется пересматривать.

Согласно оперативным данным по вводу жилья, за 6 месяцев т. г. построено 2,664 млн м2 (или 38 % от годового задания), что на 17 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Хуже всего дела обстоят в Могилевской области (60 % от полугодового задания) и Минске (63 % от полугодового задания). За рубежом на текущий момент сдано 8,3 тыс. м2 жилья.

Выступающий отдельно остановился на развитии столичного региона. В частности, в текущем году в Минске планируется ввести менее 1,2 млн м2. По мнению А. В. Горваля, ситуация в городе вызывает определенную настороженность, т. к. отрицательный баланс ввода жилья поддерживается отставанием в области устройства инженерно-транспортной инфраструктуры в связи несвоевременным началом данных работ.

Что касается стоимости строящегося жилья, то за I полугодие т. г. средневзвешенная цена квадратного метра в домах КПД для нуждающихся составила 1,9 млн рублей в столице и до 1,7 млн руб. — в областях. В кирпичных и газосиликатных домах с отделкой в областных центрах цена квадратного метра варьируется от 2,150 до 2,250 млн руб. В целом за II квартал т. г. средняя цена составила около 2 млн рублей за "квадрат".

"Государство принимает соответствующие меры по регулированию и сдерживанию роста стоимости жилья, — отметил А. В. Горваль. — В частности, сдерживается стоимость материалов на предприятиях Минстройархитектуры, рост их рентабельности. Также уставлено сдерживание стоимости жилья по вводным домам 2011 г. на уровне мая т. г. В долевом строительстве изменение стоимости квадратного метра жилья возможно только при наличии объективных оснований".

Новые акценты в господдержке граждан

В т. г. выделено кредитных ресурсов 9,4 трлн руб., из этой суммы 8,6 трлн руб. — льготные кредиты. Всего объем инвестиций в жилищное строительство без учета инфраструктуры на т. г. запланирован в размере 16,7 трлн руб., из них около 6 трлн руб. — средства населения. При этом, как подчеркнул выступающий, в т. г. стоит задача построить 3,2 млн м2 жилья для нуждающихся в улучшении жилищных условий, что соответствует объему прошлого года.

Напомним, что с июня т. г. была отменена выдача льготных кредитов очередникам для участия в долевом строительстве. Продолжает работать система ЖСПК, но до момента создания механизма замещения этих финансовых ресурсов или другой системы господдержки.

"Государство будет выполнять свои обязательства, взятые перед очередниками, — отметил А. В. Горваль. — Сегодня рассматриваются различные варианты адресной государственной поддержки в жилищном строительстве, сконцентрированной на социальных категориях людей, которые в силу экономических либо социальных аспектов не могут выплачивать без кредита нынешнюю стоимость жилья".

В число "счастливчиков", в первую очередь, попадут граждане, имеющие право на внеочередное получение жилья, проживающие в общежитии более 10 лет и другие (в рамках действующего законодательства). Таким образом, предполагается сокращение массы очередников. Однако согласно требованиям Главы государства, параллельно будут пересмотрены объемы предоставляемой господдержки. При этом она будет сохранена в физических величинах — квадратных метрах.

Представитель Минстройархитектуры подчеркнул, что все изменения в данной области будут направлены на обеспечение экономической возможности строить жилье нуждающимся в улучшении жилищных условий. Вместе с тем, стоит задача увеличить объемы финансовых вложений граждан в строительство.

Изменения в жилищной политике отразит документ, разрабатываемый под рабочим названием "Основные направления жилищной политики в Республике Беларусь". Как пояснил А. В. Горваль, его появление вызвано необходимостью изменениями в области управления финансовыми потоками и формирования очередности в жилищном строительстве.

Как видим, "жилищный" строительный комплекс на пороге перемен. И насколько они будут конструктивны, зависит от анализа ситуации в республике и продуманности предпринимаемых шагов, которые административный ресурс должен делать совместно с непосредственными участниками строительного процесса, в первую очередь, подведомственными организациями.

Всего просмотров: 5 962
Опубликованно: 27.07.2011