Жилищная политика станет адресной


Версия для печати

На протяжении последних лет национальная жилищная политика активно совершенствуется. В ближайшее время намечаются значимые изменения в данном сегменте экономики, планируемые в рамках реализации Концепции государственной жилищной политики Республики Беларусь на 2012-2015 гг. (далее — Концепция). Понимая важность принятия данного документа, органы госуправления приглашают всех заинтересованных принять участие в обсуждении его проекта. На прошедшей в конце апреля т. г. тематической пресс-конференции разработчики пояснили основные задачи Концепции и подходы к их решению.

Проект Концепции подготовлен усилиями органов госуправления широкого круга, но основным разработчиком и координатором документа является Минстройархитектуры. Начальник управления жилищного строительства отраслевого министерства А. В. Горваль обратил внимание, что рассматриваемой Концепции предшествовал аналогичный документ, направленный на обеспечение граждан доступным и комфортным жильем, принятый в 2008 г. Именно тогда государство сконцентрировало внимание на принципах, системах и механизмах господдержки для социально незащищенных категорий граждан. В результате были достигнуты высокие параметры обеспеченности граждан жильем. Так, последнее время благодаря динамичному жилищному строительству возводилось около 700 м2 на 1 тыс. жителей, что является самым высоким удельным показателем строительства для населения во всех странах СНГ. Конечно, экономические события прошлого года несколько снизили объемы строительства (построено 5,5 млн м2 вместо 7,5 млн м2 жилья в 2010 г.), тем не менее строительный потенциал все время развивался. И сегодня специалисты рассчитывают согласно новой Концепции выйти на возведение 9–9,5 млн м2 жилья к 2015 г. Таким образом, обеспечение жильем граждан Беларуси остается для республики главной задачей.

Проект Концепции представляет собой комплексный документ, в котором определяются пути реализации жилищных потребностей жителей республики во всех сегментах и группах населения. А. В. Горваль отметил, что если ранее внимание было сконцентрировано только на льготных категориях граждан, то сейчас определены организационные меры и финансовые механизмы, которыми могут воспользоваться все желающие улучшить свои жилищные условия, изменить структурное состояние своего жилья (провести реконструкцию, построить индивидуальный жилой дом или изменить место жительства).

Одновременно жилищная политика станет более адресной. В основных блоках Концепции определены категории граждан, занимающихся жилищным строительством, и механизмы оказания им помощи со стороны государства, местных исполнительных и распорядительных органов и трудовых коллективов.

Концепция ставит задачу значительного изменения структуры жилья в сторону увеличения доли индивидуального жилищного строительства. "Интерес к нему в обществе увеличивается, поэтому предполагается перейти от 30 % площадей, вводимых в индивидуальном жилищном секторе, до 50 % к 2015 г., — отметил представитель Минстройархитектуры. — Соответственно прорабатывается вопрос обеспечения районов индивидуальной застройки необходимой инженерно-транспортной и социальной инфраструктурой, определены ответственные структуры и сроки выполнения задания".

"На сегодняшний день в республике имеется порядка 75 тыс. земельных участков, которые могут быть использованы под индивидуальное жилищное строительство. Из них востребована только 1/4 часть. Конечно, ряд из них не удовлетворяет запросам граждан, поэтому в Концепции прописано максимальное использование имеющихся территорий в населенных пунктах, что упростит обеспечение инфраструктурой. Но это не касается Минска, где земельные участки предоставляются только многодетным семьям", — подчеркнул Александр Витальевич.

Определены несколько иные подходы к структуре самого жилья. В частности, в Концепции поставлена задача развития арендного сектора — строительство до 600 тыс. м2 нового жилья и создание за счет имеющегося жилого фонда до 2 млн м2. В т. г. в соответствии с планами будет возведено 46 тыс. м2 с последующим наращиванием к 2015 г. до 250 тыс. м2 в год нового жилья в виде арендного. К слову, предполагается рассмотрение возможности долгосрочной аренды жилых помещений.

Уделено внимание развитию жилья в сельской местности, причем не только индивидуального для граждан, но и для работников социального сектора в сельской местности, а также сельхозпредприятий.

Дальнейшей проработки требуют финансовые механизмы реализации Концепции: это ипотека и система жилищных строительных сбережений, жилищные строительные облигации, пр. В настоящее время Закон "Об ипотеке" дорабатывается совместно с новым вариантом Жилищного кодекса. Он должен помочь людям, используя имеющуюся в собственности недвижимость, получать кредитные ресурсы для улучшения своих жилищных условий. А. В. Горваль отметил, что ипотека — рабочий инструмент, но сегодня есть несколько проблем, сдерживающих его внедрение. В частности, процентные ставки, которые ориентированы на ставку рефинансирования. Кроме того, людей останавливает факт изъятия предмета залога при невозможности их выплаты. В результате на фоне массовых льготных кредитов другие варианты экономической поддержки при строительстве жилья выглядят проигрышно.

Что касается системы стройсбережений, то она довольно успешно работала до изменения экономической ситуации. Вместе с тем, специалисты рассчитывают к концу т. г. — началу следующего вернуться к этой системе в более широких масштабах, неограниченных работой исключительно с Беларусбанком. Проект такого закона уже существует, но его рассмотрение в Национальном собрании Беларуси временно отложено.

При постановке на учет, как и при кредитовании (согласно Указу № 13) повышенное внимание будет сконцентрировано на категориях граждан, которые по объективным обстоятельствам нуждаются в улучшении жилищных условий, но в силу индивидуальных особенностей и физических возможностей (здоровья, возраста) не могут без поддержки государства обеспечить себя надлежащими жилищными условиями. Примечательно, что ставшие ранее на учет будут состоять в очереди до обеспечения их жильем.

Что касается социального жилья, то в Концепции сохраняются нормы действующего законодательства. Государство берет на себя обязанность обеспечивать социально незащищенные категории граждан социальным жильем, причем Концепция предполагает не только строительство нового жилья, но и приобретение его на вторичном рынке.

Учитывая, что количество очередников все время возрастает, в документе предложены конкретные нормы, в соответствии с которыми при постановке на учет для определения нуждаемости в улучшении жилищных условий будет учитываться жилье на территории всей республики. Кроме того, если граждане (за исключением отдельных категорий) воспользовались господдержкой, то в течение 5 лет они не могут стать снова на учет.

"В целом данные механизмы должны позволить развивать жилищное строительство с возможностями улучшения жилищных условий для всех категорий населения, — обратил внимание А. В. Горваль. — Но наряду с системным подходом государства к этому вопросу важен еще один момент — увеличение ответственности граждан за свои жилищные условия и их улучшение. Поэтому в Концепции определены пути, по которым население будет использовать для этого имеющиеся финансовые средства", — отметил он.

Следует отметить, что в республике порядка 85 % жилого фонда находится в частной собственности, поэтому предполагается жилье (особенно после капремонта) передавать на баланс товариществам собственников, тем самым повышая ответственность граждан за содержание жилого фонда, привлекая их к активному участию в управлении домами. На сегодняшний день разрабатывается соответствующий указ, регламентирующий данные вопросы.

Напомним, что проект Концепции государственной жилищной политики Республики Беларусь на 2012–2015 гг. выносится на общественное обсуждение. Все заинтересованные лица приглашаются к его обсуждению до 15 мая 2012 г. Текст проекта Концепции находится по ссылке: http://government.by/upload/concept_hpolicy_2012.pdf

Предложения по доработке проекта можно присылать на e-mail:

hpolicy@government.by

или на почтовый адрес:

220010, г. Минск,

ул. Советская, 11

(Дом Правительства).

Всего просмотров: 6 313
Опубликованно: 02.05.2012