Задачи, проблемы и пути их решения


Версия для печати

Находить пути решения поставленных задач, а при возникновении, и проблем — именно такую цель ставит перед собой Инспекция Госстройнадзора по г. Минску. Минул год с предыдущего 2010-го, объявленного "Годом качества". К каким итогам инспекция Госстройнадзора по г. Минску пришла в 2011 г., мы поинтересовались у первого заместителя начальника инспекции А. П. Шиленкова.

— Итоги работы и вопросы организации надзорной деятельности органов Госстройнадзора в течение всего прошлого года рассматривались на коллегии Департамента контроля и надзора за строительством Госстандарта Беларуси. С учетом этого инспекция получала необходимые задания, которые доводились Департаментом на квартал, полугодие. Это касалось организации технической работы, мониторинга подконтрольных объектов, выполнения требований Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь".

Определялись технические задачи инспекции, в т. ч. и те приоритеты, на которые необходимо обратить внимание в целях совершенствования контрольных и надзорных функций в строительстве.

Следует отметить, что работа инспекции по проведению надзорных функций организуется исходя из объемов строительно-монтажных работ на подконтрольных объектах строительства. При этом принимаются во внимание выделенные заказчиками и проектными организациями этапы и виды строительно-монтажных работ.

В 2011 г. в инспекции Департамента контроля и надзора за строительством по г. Минску было зарегистрировано 2094 объекта, что составляет 93 % по отношению к аналогичному периоду 2010 г., из них объектов:

427 — жилищного строительства;

719 — соцкультбыта;

14 — промышленного назначения;

403 — капитального ремонта жилого фонда;

30 — благоустройства;

217 — инженерных сетей;

284 — прочего назначения.

С 01.01.2011 по 31.12.2011 инспекцией было выдано 553 разрешения на производство строительно-монтажных работ на вновь начинаемых объектах, что составляет 78 % к прошлому году.

За текущий год строительно-монтажные работы велись на 1710 объектах различного назначения. Сотрудниками инспекции в ходе осуществления контрольных и надзорных функций выполнено 6492 выхода на объекты, что составляет 127 % к предыдущему периоду.

При этом осуществлялся контроль за соблюдением требований ТНПА в строительстве, утвержденной проектной документации, а также за соответствием используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям для обеспечения их эксплуатационной надежности и безопасности.

— Органы Госстройнадзора осуществляют выборочный контроль и надзор на объектах строительства и ни в коем случае не должны дублировать функции авторского и технического надзора…

— К сожалению, специалисты этих служб нередко формально и недостаточно компетентно выполняют свою работу. Замечу, сполна оплачиваемую заказчиками. Выходы на объекты планировались совместно с представителями заказчиков, подрядных организаций и организаций, осуществлявших авторский и технический надзор.

Практически на всех подконтрольных объектах установлено, что специалистами технического и авторского надзора объективно не выявляются и своевременно не фиксируются нарушения обязательных требований проектно-сметной документации и нормативных документов, допущенные подрядными организациями в ходе ведения работ. В отдельных случаях имеет место незнание инженерно-техническими работниками проектной и нормативно-технической документации, методов контроля качества, правил приемки и освидетельствования строительно-монтажных работ, отсутствие постоянного надзора за применяемыми строительными материалами, изделиями, соответствие их проектной документации. Не на должном уровне организована работа по контролю за ведением исполнительной и технической документации и т. д. Представители технического надзора не участвуют в проверке полноты предъявляемой исполнительной документации.

Службой технического надзора не обеспечивались должное освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка ответственных конструкций с оформлением актов установленных форм. Не осуществлялись постоянная проверка наличия и правильность оформления документов, подтверждающих качество применяемых материалов.

Представители авторского надзора зачастую не участвуют в своевременном составлении актов освидетельствования и приемки основных скрытых работ, не проверяют наличие актов испытаний, паспортов на применяемые материалы и изделия, примененные материалы зачастую не соответствуют проекту.

Кроме того, со стороны технического и авторского надзора не контролируется наличие на объекте у исполнителей полных комплектов проектной документации, а также привязанных к данному объекту технологических карт, альбомов типовых узлов и других технических нормативных правовых актов. Не контролируется наличие на объекте документов, подтверждающих качество примененных материалов, — паспортов заводов-изготовителей и особенно — технических свидетельств, составной частью которых является инструкция по применению импортного материала (ТКП 45-1.01-46-2006 "Технические свидетельства на применение в строительстве импортируемых материалов и изделий. Основные положения и порядок выдачи").

В ходе проведения проверок по объектам выявлено 78 140 нарушений требований проектной и нормативно-технической документации.

По результатам проверок приостановлено строительство 15-ти объектов, выдано 1750 предписаний, применено 1237 штрафных санкций по 562 объектам строительства на общую сумму 147286,5 тыс. руб.

К наиболее часто встречающимся дефектам и нарушениям, выявленным при мониторинге производства работ на объектах строительства, следует отнести:

— нарушение технологии производства работ;

— ведение работ с отступлениями от требований нормативных документов, производственно-технической документации;

— невыполнение предписаний органов Госстройнадзора;

— ненадлежащее исполнение замечаний технического и авторского надзора;

— применение материалов и изделий, не соответствующих проекту или требованиям технических нормативных правовых актов;

— несвоевременное внесение в установленном порядке изменений в проектную документацию;

— несоответствие проекту организации строительства (ПОС) мест размещения строительных городков и площадок хранения материалов и изделий;

— самовольное строительство.

Основными причинами такого положения дел являются: нарушение технологических процессов при выполнении строительно-монтажных работ; поверхностное знание проекта и нормативно-технической документации производителями работ и лицами, осуществляющими технический надзор служб заказчика; ослабление внимания руководства подрядных организаций и служб заказчика к вопросам контроля качества строительной продукции; отсутствие в большинстве случаев действенного авторского и технического надзора за строительством объектов.

— Александр Петрович, какова загрузка инспектора Госстройнадзора, и каким объектам уделялось особое внимание?

— В среднем на одного государственного строительного инспектора приходится 90 объектов. Хотя на стадии формирования органов Госстройнадзора предполагалось, что их количество будет значительно ниже.

Особое внимание уделяется инспекцией объектам жилищного строительства. Проблемы, которые возникают в этой области (как и во всем строительном комплексе), не только по вине недобросовестных подрядчиков.

Остро стоят вопросы поставки качественных и недорогих материалов, повсеместно случаются перебои с финансированием, что приводит к затягиванию и соответственно к удорожанию строительства.

Мы прекрасно понимаем совершенно справедливые требования и нарекания на качество строительно-монтажных работ наших граждан, которые отдают свои сбережения, берут кредиты, зачастую не льготные, "влазят в долги", чтобы как-то улучшить жилищные условия.

За 2011 год зарегистрировано 324 обращения от граждан, из них: 58 — коллективных, 19 — лично от граждан, 15 — устных (принятых по телефонному звонку) и 61 — от юридических лиц.

В отчетный период работниками инспекции выдано более 110 предписаний по результатам рассмотрения обращений граждан и юридических лиц. Применены штрафные санкции по результатам рассмотрения обращений к 38 должностным лицам по 15 объектам.

Особое внимание инспекция Госстройнадзора по г. Минску уделяет рассмотрению повторных обращений от граждан, обращений, поступивших из Мингорисполкома, Администрации Президента Республики Беларусь, а также принятых на личном приеме руководителем инспекции.

На сегодняшний день все обращения рассмотрены в установленные законодательством сроки, к нарушителям применяются жесткие меры, а вновь поступившие находятся на рассмотрении и контроле в инспекции.

Можно с уверенностью сказать, что за последний период инспекция Госстройнадзора по г. Минску повысила в определенной степени свою активность при проведении надзорных функций на подконтрольных объектах.

— Какие задачи ставит перед собой инспекция Госстройнадзора на 2012 год?

— Нельзя говорить, что все проблемы решены, и мы достигли того уровня качества строительно-монтажных работ, который требует сегодня потребитель строительной продукции.

Очевидно, что многое еще предстоит сделать. Мы отдаем себе отчет в том, что требовательность и усиление ответственности должны носить прежде всего экономический характер. И говорить о решении проблем административным давлением на заказчиков, подрядные и проектные организации, службы технического надзора невозможно.

Прежде всего, должна повыситься ответственность указанных организаций, которая будет достигаться решением блока экономических проблем. В настоящее время бывает сложно воздействовать на подрядную организацию в том случае, когда заказчиком оплачиваются некачественно выполненные строительно-монтажные работы. То же касается служб технического надзора, которые фактически принимают эти виды работ, и служб авторского надзора, не придающих большого значения этим проблемам.

Заказчику часто необходимо при заключении договоров с проектными организациями требовать от них более регулярного и эффективного посещения объектов. Совершенно очевидно, что сегодня должна резко возрасти роль договорных отношений в строительстве. Не надо ждать директивных указаний, чтобы просто понять, что некачественно выполненные работы не должны быть оплачены.

Осуществляться это должно путем совершенствования договоров подряда в строительстве, которые заключаются между заказчиком и подрядчиком, субподрядными организациями, службой авторского надзора и проектной организацией.

Ответственность, прежде всего, экономическая за невыполнение требований договоров подряда должна существенно повлиять на качество строительно-монтажных работ.

Всего просмотров: 6 641
Опубликованно: 23.01.2012