Задача — сохранить наследие


Версия для печати

В каждой стране гордятся своими историческими архитектурными сооружениями. За их сохранность вместе со специалистами по охране историко-культурных ценностей борются ученые, архитекторы, реставраторы и строители. С каждым годом подходы к этой работе совершенствуются, впрочем, возникают и новые проблемы. Уже во второй раз в рамках практической конференции "Реконструкция и реставрация зданий и сооружений: обследование и укрепление строительных конструкций" обменяться опытом с коллегами, в т. ч. из ближнего зарубежья, в Минске собрались специалисты по сохранению архитектурного наследия.

Знать, как было

Чтобы восстановить картину минувших дней, важно доподлинно знать, а как же менялся облик зданий на протяжении всего их жизненного цикла. "Датировка архитектурных сооружений и точное время их реконструкций является основой для проведения любых реставрационно-консервационных работ, — рассказал к. и. н., научный сотрудник Института истории НАН Беларуси А. А. Скепьян. — К сожалению, далеко не по всем памятникам можно установить не только дату начала строительства и ремонта, но и архитекторов, исполнителей, объемы выполненных работ и даже материалы, появившиеся в определенный период. Натурные и археологические исследования не всегда могут дать достоверную информацию о тех или иных объектах. Спецификой белорусских памятников является частое сочетание камня и дерева (материала не очень долговечного). Поэтому в ряде случаев стоит опираться на свидетельства письменных источников, которые могут дать более точную датировку памятников".

Условно среди всего массива письменных источников можно выделить несколько: правовые акты (фундации, акты купли-продажи, дарения, завещания), контракты архитекторов, художников, мастеров, приходно-расходные книги и личная переписка владельцев резиденций с членами семьи и слугами.

К примеру, при исследовании расходов кн. Николая Христофора Радзивила Сиротки (а именно: дел Книг учета расхода денежных средств 1596 г., 1604 г. и 1609 г., ведомостей прихода денежных сумм на содержание замков, кухни, конюшни, выплаты жалования ремесленникам и мастерам, списки расхода тканей на одежду князя, квитанции и др. документы) был выявлен ряд документов, позволяющих уточнить время первоначальной постройки отдельных корпусов Несвижского и Мирского замков. Квиты (расписки) слуг князя позволили выяснить объем работ, выполненных местными жителями, количество отдельных видов строительных материалов и затраты на них, финансовые источники строительства Несвижского комплекса, а также имена мастеров и архитекторов.

Если внешние элементы декора стен можно реконструировать на основе археологических исследований, то восстановление интерьеров дворцово-усадебных комплексов можно проводить только с привлечением документальных исторических источников. Они позволят уточнить стилеобразующие нюансы внутреннего убранства, цветовое и орнаментальное оформление покоев, их наполненность. Личные документы (письма, мемуары, дневниковые записи) дают наиболее точное представление о вкусовых предпочтениях владельцев, художественных акцентах, которые создавались в репрезентативных частях дворцов. Только привлечение широкого круга источников и следование им позволяют проводить реставрацию объектов на высоком научном уровне, в результате чего они не утрачивают своей исторической идентичности.

Лазерное сканирование в помощь реставраторам

Чтобы разработать проект отделки строящегося здания или реставрации существующего дома, а также получить модель объектов городской инфраструктуры и фасадов памятников архитектуры, необходимо точно определить их геометрические размеры. В этих условиях возрастает роль геодезических измерений. По словам главного геодезиста УП "Геосервис" А. В. Хадаровича, наземное лазерное сканирование позволяет получить трехмерное отражение реального состояния постройки на момент производства съемочных работ. Это позволяет использовать его для определения любых геометрических параметров технологических элементов и инженерных конструкций (расстояний, размеров, высот, объемов и т. п.); построения профилей, сечений и разрезов; проведения проектно-изыскательских работ; мониторинга состояния объектов и технологического оборудования; прогнозирования и анализа последствий ЧС. Особенно это актуально, если речь идет о сооружениях со сложной архитектурой, украшенной лепниной и барельефами.

"В настоящее время широко востребованы работы по съемке фасадов, — рассказал А. В. Хадарович. — Фасадные чертежи, а лучше — 3D-модели зданий целиком необходимы для реконструкции и реставрации, выявления дефектов строительства, определения возникающих деформаций, сохранения исторического облика сооружения, подсчета объема облицовочных материалов и т. д.".

Почему так важна трехмерная модель? Во-первых, она несет в себе несравнимо больше наглядной информации, чем любой плоский чертеж. Во-вторых, сама модель является основой для их создания. Причем эта основа всегда у вас под рукой. Если в процессе проектирования выясняется, что не хватает какого-либо чертежа в определенной проекции, то его всегда можно оперативно получить. В-третьих, трехмерная модель объекта лежит в основе совершенно нового подхода в самом проектировании. Развитие современных технологий получения и обработки пространственной информации, развитие компьютерных технологий позволяют по-новому взглянуть на привычные процессы и подходы.

Резюмируя сказанное, специалист УП "Геосервис" сообщил, что без использования современных геодезических приборов и технологий становится практически невозможно оперативно решать возникающие проблемы.

Причины деформаций и разрушения объектов архитектуры

Специалистам известно множество причин разрушения памятников архитектуры: от банального старения (разупрочнения, выветривания) кладочного материала, способствующего появлению трещин в распорных конструкциях, до переустройства помещений без учета состояния и работы несущих конструкций, например, разгрузка ранее загруженных кирпичных сводов способствует уменьшению распора и появлению трещин. Каждая причина была подробно рассмотрена специалистом по обследованию зданий и сооружений ООО "Центр по регенерации историко-культурных ландшафтов и территорий" В. В. Цветковым. Также он обозначил основные проблемы, возникающие при выполнении инженерно-обследовательских работ. "Обследование конструкций зачастую происходит в условиях эксплуатируемого здания, — рассказал он. — Местоположение вскрытий назначается с учетом условий его использования, отсутствует доступ в отдельные помещения и к обследуемым конструкциям (леса, подмости). Кроме того, наличие штукатурного слоя по стенам, перекрытиям не позволяет выявить ранее образовавшиеся стабилизировавшиеся дефекты, накрытые штукатурным слоем; заложенные кладкой ниши, проемы; дефектную кладку. Демонтаж штукатурного слоя на стадии выполнения инженерно-обследовательских работ должен выполняться заказчиком.

Разработка технических решений по устранению выявленных дефектов стен, сводчатых перекрытий в ряде случаев не соответствует проектным решениям по реставрации интерьеров и фасадов. Производство работ выполняется после выпуска технического заключения и рабочих чертежей по усилению конструкций.

Воздействие динамических нагрузок при производстве строительно-монтажных работ, проводимых рядом с обследуемым объектом, способствует появлению дополнительных дефектов на обследуемых конструкциях и их разрушению".

По мнению эксперта, для сохранности объектов архитектуры рекомендуется периодически (в зависимости от категории технического состояния здания) выполнять диагностику несущих конструкций. Заключение по результатам диагностики позволит своевременно принять меры по восстановлению, усилению зданий историко-культурного наследия. Все неэксплуатируемые объекты, являющиеся памятниками архитектуры, должны подлежать консервации. Также рядом с существующими памятниками архитектуры не допускается выполнять без проекта и конструктивных мероприятий по обеспечению сохранности зданий строительно-монтажные работы, связанные с динамическим воздействием строительных машин и механизмов на грунты основания, складирование строительного мусора, устройство водопонижения, устройство подземных коммуникаций.

При производстве проектно-изыскательских работ по реконструкции и реставрации объекта организациям-заказчикам рекомендуется на стадии заключения договорных отношений с проектно-изыскательскими организациями предусматривать одновременную работу всех необходимых специалистов (историки, архитекторы, геологи, геодезисты, художники-реставраторы, инженеры). Также при разработке проекта реставрации до начала выполнения инженерно-обследовательских работ силами заказчика необходимо вывести здание из эксплуатации, выполнить исследование интерьеров и фасадов на наличие элементов живописи, лепнины, при наличии штукатурного слоя по внутренним, наружным стенам, перекрытиям, демонтировать его. Не стоит забывать обеспечить доступ во все помещения.

Укрепление неизбежно

В ряде случаев неотъемлемой частью сохранения памятников архитектуры является усиление строительных конструкций. Как пояснил к. т. н., доцент БНТУ А. И. Згировский, выбор того или иного решения зависит от технического состояния конкретной конструкции. Наиболее эффективными считаются способы ее усиления путем изменения статической схемы — введение затяжек, устройство дополнительных подкосов, стоек. Эти способы рекомендуется применять при наличии свободного пространства под усиливаемой конструкцией. В случае с арками при ведении затяжек можно достичь уменьшения изгибающих моментов в полуарках в 1,5–2 раза. Однако данный способ усиления не решает проблему локальных и магистральных трещин. Специалистами НП ЧУП "Стройреконструкция "Белорусского общественного объединения архитекторов и деятелей строительных наук" совместно с кафедрой "Металлические и деревянные конструкции" БНТУ было разработано усиление поврежденных полуарок при помощи углеволоконных холстов и деревянных накладок. "Углеволоконные холсты, наклеенные по специальной технологии, располагались с шагом 2,55 м и выполняли функцию стяжных хомутов, — пояснил А. И. Згировский. — Возле конькового и опорного узлов шаг наклейки углеволоконных холстов уменьшался в два раза. Система деревянных накладок, расположенных под углом к оси полуарки, перекрывала все расслоившиеся клеевые швы. Эпоксидный клей наносился одновременно на участок усиления на полуарке и на деревянные накладки.

Для повышения адгезии в эпоксидную смолу непосредственно перед склеиванием добавлялся цемент, который тщательно перемешивался с клеевым составом".

Все новые технологии, предлагаемые для использования в реконструкции и реставрации, проходят жесткий отбор, ведь восстановить строение в случае неправильно подобранного состава или материала будет нельзя...

Всего просмотров: 6 414
Опубликованно: 29.07.2011