Вторичная тара: "стеклянный" диспут


Версия для печати

16 августа т. г. утвержден технический регламент Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, который запрещает повторно использовать стеклянные бутылки для разлива алкогольных напитков и детского питания. Так, с середины 2012 года, когда документ вступит в силу, сбор и повторное использование практически всех видов стеклянной тары в странах ТС станет вне закона. Для Беларуси этот вопрос является очень важным, так как может привести к достаточно серьезным экономическим, экологическим и социальным последствиям. Время внести коррективы в законодательный акт еще есть, именно поэтому представители заинтересованных государственных структур, природоохранных организаций, общественных объединений и бизнес-сообщества собрались за круглым столом, чтобы обсудить эту проблему.

Тара "вне закона"?

К чему же может привести запрет на вторичное использование стеклянных бутылок? Тот факт, что закроются пункты приема стеклотары, и люди, регулярно собирающие бутылки, лишатся заработка, — это лишь маленькая вершина айсберга. Проблема значительно глубже. Если говорить языком цифр, то для производства 1 тонны бутылок расходуется около 1,2 тонны природного сырья (в том числе: 0,7 т кварцевого песка, 0,1 т известняка, 0,2 т соды, 0,1 т доломита и 0,1 т полевого шпата), а также около 250 кВт.ч электроэнергии. После введения в действие технического регламента единственным легальным способом утилизации стеклотары будет использование ее в качестве вторичного сырья на стекольных заводах для производства новых изделий. Это позволит снизить расход материалов, но на потреблении энергии скажется незначительно. В то же время, очистка одной бутылки до состояния, отвечающего всем санитарным нормам, требует в 10 раз меньше энергии, чем производство новой. А это — колоссальная экономия!

Как отметил начальник управления обращения с отходами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь С. К. Кузьменков, введение ограничения на вторичное использование стеклотары, кроме экономических последствий, приведет также к экологическому бедствию. "С точки зрения экологии повторная тара — это минимизация образования отходов и снижение экологической нагрузки, — отметил он. — Стоит только ввести данную норму, как в разы вырастет потребление первичных ресурсов, а также количество отходов".

В законную силу документ еще не вступил, а это значит, есть время попытаться исправить сложившуюся ситуацию, не допустив негативных экономических и экологических последствий. Так, природоохранные и потребительские организации Беларуси, России и Казахстана уже обратились в Комиссию Таможенного союза за разъяснениями целесообразности запрета использования оборотной стеклянной тары на территории стран-участниц ТС. Уже есть определенные результаты. Так, на 15-м заседании Координационного комитета по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных норм в Москве в повестку дня был включен вопрос "О предложении белорусской стороны по внесению изменений в технический регламент Таможенного союза о безопасности упаковки".

"Стеклянные" перспективы Беларуси

Позицию Министерства архитектуры и строительства по вопросу использования оборотной тары пояснила главный специалист отдела стекольной промышленности управления промышленности строительных материалов и конструкций Т. Л. Вашкевич.

"Минстройархитектуры полностью поддерживает предложение об исключении подобной нормы из технического регламента, — отметила Т. Л. Вашкевич. — Дело в том, что мощности предприятий нашей страны по производству стекольной продукции не позволят в полной мере удовлетворить потребности пищевых, в том числе винодельческих и ликероводочных, заводов, которые могут возрасти в разы. Это значит, придется работать только на внутренний рынок, полностью исключив экспорт товаров, дающий возможность заработать валюту. Кроме этого, значительно увеличится потребность в первичных ресурсах, необходимых для производства стеклотары, большая часть которых в республику импортируется.

На вопрос: "Возможно ли в короткие сроки увеличить мощности белорусских предприятий, занимающихся выпуском стеклотары?", Т. Л. Вашкевич ответила отрицательно, так как это требует вложения значительных средств и временных затрат.

С предыдущим выступающим полностью согласился представитель крупнейшей компании АТЕС, владеющей предприятиями по производству стеклотары в республике, В. Н. Киселев. "Действительно, если трезво оценить мощности наших стеклозаводов, то следует констатировать, что с принятием данной нормы техрегламента мы будем вынуждены полностью отказаться от экспорта. Импорт в свою очередь тоже "поползет" вверх, ведь на сегодняшний день стеклозаводы Беларуси для производства стекольной продукции закупают практически 85 % сырья за границей".

По мнению В. Н. Киселева, увеличение мощностей стекольных заводов с целью обеспечения ликероводочной и пивоваренной отраслей необходимой тарой — это немалые инвестиции, которые потребует белорусская экономика.

"Необходимо также обеспечивать стеклом консервную отрасль, — продолжил В. Н. Киселев. — Детское питание в Беларуси сегодня выпускается только в одноразовой таре. Но это оправдано, так как к подобным продуктам предъявляются повышенные требования".

Кому не выгоден "круговорот бутылок в природе"?

Как отметил руководитель Гринпис в России А. А. Киселев, данная норма представляет собой "открытое лоббирование своих интересов одной российской фирмой, которая является крупнейшим мировым производителем стекольной продукции". "Это случай, когда финансовая выгода отдельной компании перечеркнула колоссальные экологические и экономические последствия, с которыми могут столкнуться все три страны-участницы Таможенного союза, — подчеркнул А. А. Киселев. — Если 16 июня следующего года в России запретят оборот стеклянных бутылок, то экологический ущерб будет эквивалентен только с точки зрения выброса парниковых газов и загрязняющих веществ появлению на дорогах 200 тысяч автомобилей. Для Беларуси эта цифра по минимальным меркам равняется 20 тысячам автомобилей".

На круглом столе свое негативное отношение ко введению ограничений на использование вторичной тары высказали и представители Союза "Гильдия пивоваров".

Как отметил исполняющий обязанности директора Союза В. Ю. Скрипников, во всем мире использование вторичной бутылки — обычная практика. "Ни один нормальный производственник, который считает деньги, не будет голосовать за отмену вторичной тары. Одноразовая бутылка, кроме экологической катастрофы и истощения природных ресурсов, ведет к удорожанию продукции для конечного потребителя. То есть пиво в белорусских магазинах подорожает примерно на 20–25 %. После выпуска бутылка должна оборачиваться минимум 7–8 раз. А в Европе она может использоваться и до 50 раз".

В. Ю. Скрипников подчеркнул, что вполне вероятно в рамках Таможенного союза нашей стране еще не раз придется столкнуться с фактами лоббирования интересов того или иного бизнес-гиганта. "В нашей стране такое явление носит название "коррупция", поэтому очень важно, что и госорганы, и представители природоохранных организаций, и бизнесмены смогли объединиться и открыто заявить о своей позиции", — отметил исполняющий обязанности директора Союза "Гильдия пивоваров".

Главным аргументов "против" вторичной тары с российской стороны является мнение о том, что при очистке бутылок происходит их выщелачивание, что небезопасно для здоровья человека. Однако, как пояснил председатель Ассоциации заготовителей и переработчиков отходов М. И. Счасный, белорусским специалистам удалось доказать, что благодаря использованию специальных ультразвуковых бутыломоечных машин процесс выщелачивания нейтрализуется, и бутылка не представляет никакой опасности здоровью человека.

"Технология промышленного мытья бутылок отработана десятилетиями, — рассказал М. И. Счасный. — Все легальные производители стараются соблюдать ее в точности, ведь нарушения обойдутся "себе дороже". Выгоду от введения этой нормы получат только недобросовестные компании, которые как избегали контроля со стороны государства, так и будут продолжать это делать".

Европа — "за" бутылку!

А между тем, в странах ЕС повторное использование бутылок наоборот поощряется. Как рассказал А. А. Киселев, приоритет повторного использования продукции, включая стеклотару, над ее переработкой и захоронением установлен Директивой Европейского парламента 2008/98/EC. В большинстве стран Европейского союза законодательно определена так называемая залоговая стоимость тары, которая в обязательном порядке взимается при покупке напитка и возвращается при сдаче бутылки в пункт приема, расположенный обычно в магазине.

В некоторых странах ЕС установлен единый для разных производителей вид упаковки, подлежащий обязательному приему в точке продажи. Такое регулирование многие годы действует в отношении пивных бутылок и позволяет снизить площади, выделяемые под захоронение мусора.

В Германии, например, практически в каждом магазине находятся автоматы для приема стеклотары. Бутылку можно сдавать по одной штуке или целыми ящиками. Автомат выдает квитанцию, которую обналичивают на кассе магазина. Однако охотников за стеклотарой в ФРГ немного, ведь стоит бутылка всего 8 евроцентов. А вот пластиковая тара оценивается дороже — в 25 центов, а посему пользуется большей популярностью.

По данным концерна "Белгоспищепром", в республике используется около 500 млн бутылок возвратной стеклотары. Сегодня чиновники, экологи и предприниматели объединились, чтобы избежать необратимых последствий, которые неизбежны в случае, если все это стекло превратится в обыкновенный мусор.

Всего просмотров: 7 922
Опубликованно: 19.12.2011