Впечатление. Лидский замок


Версия для печати

Так — перефразируя название пейзажа Клода Моне "Впечатление. Восход солнца", давшее имя направлению в искусстве "импрессионизм", (от французского impression — впечатление) — можно назвать статью, посвященную реконструкции Лидского замка. По словам главного архитектора проектов КУП "Минскпроект" Станислава Станиславовича Базанова, этот подход во многом лег в основу проекта, заново подарившего белорусам один из древнейших рыцарских кастелей на территории нашей республики.

Преданья старины глубокой

Лидский замок — военно-оборонительное сооружение XIV века — возник в те тревожные годы, когда натиск крестоносцев на белорусские и литовские земли достиг наибольшей силы: захватчиков манили богатые земли Понеманья.

Чтобы закрыть рыцарям дорогу вглубь земель Великого княжества Литовского, князь Гедимин в 1323 году приказал заложить в Лиде каменный замок. Новый боевой форпост принеманских земель строили около пяти лет.

Противостоять натиску крестоносцев тогда могли только те оборонные сооружения, которые учитывали тактику осады войск, вооруженных первоклассной по тому времени военной техникой. С XII по XIV вв. в Северной Европе и Прибалтике распространился тип особых замков-кастелей. Как пояснил С. С. Базанов, основу их мощи составляли высокие каменные стены в виде четырехугольника, под защитой которых размещался и жил гарнизон.

Зодчие Лидского замка, взяв за основу тип рыцарского кастеля, творчески подошли к решению сложной задачи. Исходя из местных строительных традиций, они создали мощное сооружение, пригодное для надежной защиты. За его стенами отныне могли найти пристанище жители не только города, но и соседних селений.

Строители избрали для замка болотистую низменность, где речушка Каменка впадала в речку Лидею. Стены Лидского замка в плане напоминают трапецию, большое основание которой смотрит на север, туда, откуда чаще всего угрожала военная опасность. Перед северной стеной (длина ее около 93,5 м) лежал глубокий и широкий ров, который, видимо, наполнялся водой. Северную стену (длина около 80 м) прикрывали болотистые берега Каменки и Лидеи. Длина западной и восточной стен — соответственно 84,0 и 83,5 м.

Недалеко от северо-восточного угла замка толщу восточной стены прорезали два входа. Меньшие ворота (т. н. фортка) имели стрельчатую, а вторые — полуциркульную арку. Причем первые были "черным" — повседневным входом. Большие же открывались для торжественного въезда князя либо знатных гостей.

Одновременно со стенами в юго-западном углу замка была сооружена башня в плане близкая к квадрату размером 11,3х11,3 м. Толщина ее стен достигала 3 м. Высота, очевидно, была намного выше 12-метровых замковых стен.

Вторая башня располагалась по диагонали от первой, в северо-восточном углу замкового двора. Построена она позже, практически спустя 100 лет после первой, и представляла в плане разносторонний четырехугольник.

Археологические и письменные источники свидетельствуют, что на всех этажах имелись покои и залы: на нижнем, перекрытом кирпичным сводом, находилась тюрьма, выше — суд и архив. Жилые помещения занимали верхние этажи. Лестница для подъема располагалась в толще стены.

За века своего существования Лида и ее замок неоднократно отбивали приступы врагов. Уже после смерти Гедимина, когда Лида стала столицей удела кн. Ольгерда, а потом его сына Ягайлы, между князьями начались долгие распри за великокняжеский престол. Этим раздором воспользовались крестоносцы. В 1384 г. после продолжительной осады и штурма они захватили замок. В декабре 1392 г. отряды рыцарей с их союзником князем Витовтом осадили замок, который брат короля Ягайло — кн. Дмитрий Карибут, руководивший обороной, покинул без боя, оставив в осажденном замке горстку защитников. По легенде, все воины погибли, и с тех пор по гулким средневековым коридорам бродят привидения…

Зимой 1394 г. крестоносцы вновь напали на Лиду. И снова в походе приняли участие английские рыцари, а также французский отряд. Но на этот раз захватчикам поживиться не удалось: жители сами сожгли свои дома и, закрывшись в замке, мужественно отразили все вражеские штурмы.

С 1396 по 1399 гг. в Лидском замке жил изгнанный из Золотой Орды хан Тохтамыш: князь Витовт дал ему здесь пристанище, надеясь помочь хану вернуть трон, а затем использовать в борьбе против Московского княжества. Впрочем, эта затея не удалась...

В августе 1406 г. под стенами Лиды появились отряды смоленского князя Юрия Святославовича. Он шел выручать из неволи свою семью, которую годом ранее Витовт полонил, захватив Смоленск. После нескольких неудачных штурмов смоляне сняли осаду. Не поддался замок и князю Свидригайло (1433 г.), который вел долгую войну с Жигимонтом.

С 1434 по 1443 гг. замок стал прибежищем для еще одного хана-изгнанника — Довлет-Хаджи Гирея. Правда, его судьба оказалась более счастливой, чем Тохтамыша: с помощью Великого княжества Литовского он стал ханом перекопских татар.

Легендарная свадьба

На фоне череды сражений ярким акцентом служит важное светское событие, состоявшееся в стенах Лидского замка: свадьба Ягайло — Великого князя Литовского (1377–1392), короля польского (Владислав II Ягелло, 1386–1434), родоначальника династии польских королей Ягеллонов и Софии Гольшанской.

Надо сказать, что, желая иметь наследника, Ягайло не единожды женился. Но только этот — четвертый — брак подарил ему сыновей.

К слову, Ягайло достаточно часто останавливался в Лидском замке, где он дважды подписывал важные государственные грамоты, связанные с процессом крещения Литвы. Возможно, поэтому, несмотря на то, что само бракосочетание состоялось 24 марта 1422 г. в Новогрудке, свадебный пир был устроен в Лиде.

Невеста годилась мужу во внучки — на момент бракосочетания ей было 17 лет, а жениху — 71 год (правда, некоторые современные исследования делают его на десяток лет моложе, что тоже немало). Не исключено, что именно это стало причиной его подозрений к Софии в супружеской неверности. Правда, ее вина не была доказана, а сыновья, по свидетельствам очевидцев, как две капли воды были похожи на Ягайлу.

Первенец Софии Владислав Ягайлович впоследствии стал королем Польши, а через пять лет получил венгерский трон. Казимир Андрей был великим князем литовским, а затем и польским монархом. Внуки Софии Гольшанской властвовали на чешском троне. Ее кровь и сегодня течет в жилах представителей многих королевских семей Европы…

История взлетов и падений

Во время русско-польской войны середины XVII в. каменные стены и башни Лидского замка ощутили всю силу современной на тот момент осадной техники. Летом 1659 г. 30-тысячное войско воеводы Никиты Хованского взяло замок штурмом.

Сильно поврежденный, замок был совершенно разрушен в 1702 г., когда один из шведских отрядов подорвал его башни. В то время стратегического значения замок уже не имел. Начался период запустения и разрушения старого укрепления, которое последний раз использовал по назначению отряд повстанцев Тадеуша Костюшки в 1794 году.

В конце XIX в. местные предприимчивые дельцы начали ломать замковые стены и пускать кирпич и камень на продажу. Однако после решительных протестов неравнодушной общественности этот вандализм удалось остановить.

В начале нашего столетия императорская археологическая комиссия выделила определенную сумму на проведение работ по консервации Лидского замка, но сделано было немного.

В 1920-е годы частичные консервационные работы провели польские реставраторы.

В ходе Великой Отечественной войны немцы использовали замок как склад боеприпасов (последние экземпляры которых нашли совсем недавно — при подготовке Лиды к "Дожинкам–2010").

В 1980-е годы реставраторы Министерства культуры БССР восстановили завершения стен и северо-восточную башню. К слову, немало из того, что не было тогда реализовано, вошло в современный проект.

Начало нового этапа реставрации Лидского замка датируется 2006 годом, когда КУП "Минскпроект" приступило к проектным работам. И сразу столкнулось с определенными трудностями, ведь иллюстративных архивных источников, как именно выглядела крепость, почти не сохранилось.

Даже прославленный Наполеон Орда, запечатлевший для нас образы многих памятников архитектуры, Лидский замок рисовал, похоже, по памяти. Иначе чем объяснить, что четырехугольные башни, чью геометрию недвусмысленно подтверждают аутентичные фундаменты, изображены у него цилиндрическими, да еще и вынесенными за пределы крепостных стен?..

День сегодняшний

Работы по Лидскому замку были начаты своевременно: стала обрушаться крепостная стена, причинами чему послужили плохое качество предыдущего строительства, а также тот факт, что тогда не были учтены геологические особенности грунтов и не выполнено усиление конструкций. Строение было признано аварийным.

Научным руководителем и ГАПом на новом этапе проектирования выступила Н. М. Баранец, под началом которой были выполнены архитектурные обмеры замка. Историческую справку составил Р. В. Боровой. Археологические раскопки на территории Лидского замка вел О. А. Трусов. В разработке проекта приняли участие: С. С. Базанов, А. В. Бондаренко, О. В. Гуз, Д. М. Синельник, О. В. Щербакова.

Заключение о техническом состоянии несущих и ограждающих строительных конструкций замка выполняли ООО "Центр по регенерации историко-культурных ландшафтов и территорий" и РУП "Институт БелНИИС".

Темп работ ускорила подготовка к грядущим "Дожинкам". Поставив жесткие временные рамки, праздник урожая одновременно обеспечил финансирование строительства.

А сделать предстояло немало. Кроме аварийных крепостных стен да новодела на историческом фундаменте — воссозданной в конце прошлого века башни — там, пожалуй, ничего не было. Пустынный двор использовался как спортивная площадка, а зимой — в качестве катка. Зато прекрасно сохранилась неповторимая аура этого легендарного места. Это, в первую очередь, и было решено положить в основу идеи проекта его авторами.

Напомним, что проектные работы стартовали в условиях, когда еще на предыдущих этапах было принято и начало реализовываться решение не о консервации "холодных руин", а по воссозданию замка. Теперь предстояло продолжить начатое, "вдохнув" в крепость дух средневековья.

Пока велось проектирование, в рамках подготовки к "Дожинкам" была проведена масштабная работа, в т. ч. по благоустройству. В частности, было принято решение об устройстве нескольких искусственных водоемов, в т. ч. у замка, который, как известно, был некогда обнесен рвом с водой.

Кроме того, был снесен прилегающий жилой массив — т. н. частный сектор. Но самое главное — была изменена трассировка улиц: сейчас к замку ведут не обходные дороги, а современный проспект. У главного входа в замок теперь запроектирован самый настоящий подъемный мост.

Первоначально проектом также предусматривалось при благоустройстве и озеленении территории перед замком проложить дорожки, как в средневековых парках, а также установить конную статую Гедимина. Позже по ряду причин трассировка несколько поменялась, а от памятника и вовсе пока отказались.

Как это было когда-то, внутри крепостных стен проектировщики предложили выстроить небольшие здания, наполнив их различными функциями: сувенирный магазинчик, кафе, административное здание, кузница, экскурс-бюро, мастерская для обслуживания нужд музея. Все они должны были не "дословно цитировать" старинные постройки, а, скорее, максимально передавать образность средневековой архитектуры.

К слову, музейные экспозиции запроектированы в башнях: в одной — исторические экспонаты, в другой, воссозданной уже в наше время, — примеры народных промыслов. Стены опоясывают галереи. Попасть туда можно как из башен, так и по лестницам, по диагонали расположенным вдоль стен.

Не был забыт и рыцарский клуб, которому Лидский замок приглянулся для проведения фестивалей. Предполагалось, что он получит постоянную прописку в мансарде одного из помещений на территории крепости. Для зрителей, которые придут полюбоваться рыцарскими турнирами, а также другими представлениями, были запроектированы стационарные трибуны (разместить под которыми планировалось туалеты для посетителей).

"В общем, было предусмотрено все, что содержалось в задании на проектирование, — отметил С. С. Базанов. — И мы наивно считали, что очень хорошо с этим справились"…

Сон разума рождает чудовищ

К сожалению, не все из задуманного удалось воплотить в жизнь. Если закончить контур и поставить башню успели к "Дожинкам", то потом объект стал обрастать легендами.

…Сегодня специалисты признают, что с самого начала заказчиком была допущена ошибка: предстоящая реконструкция практически не освещалась в СМИ, что дало пищу досужим домыслам. "Реставраторы с этим частенько сталкиваются, — прокомментировал С. С. Базанов. — Всегда находятся обыватели, которые лучше специалистов знают, как и что нужно делать". И это несмотря на то, что проектировщики работают в строгом соответствии с АПЗ, действующими законодательными и нормативными правовыми актами, предварительно согласуя свои действия с компетентными структурами.

Посудите: можно ли представить, что в современной проектно-сметной документации появится, к примеру, "домик кастеляна"? Там он будет фигурировать как "объект многофункционального назначения". Вкупе с отсутствием широкой информации о строительных работах это стало причиной волнений среди местных жителей. Поползли слухи, что, мол, на территории замка какие-то влиятельные лица строят для себя коттеджи…

В проекте произошел ряд достаточно серьезных изменений. Двухэтажное здание — т. н. дом кастеляна — сократилось с двух до одного этажа. Стационарные трибуны были заменены на временные. "Хотя, — рассуждает наш собеседник, — хранить их негде. Так что, скорее всего, они тоже будут стоять постоянно, однако в более скромном исполнении". Теперь не удастся под ними устроить туалет — посетителям придется для этого бегать куда-то за территорию замка.

Для обеспечения пожарной безопасности строения теперь не "лепятся" к стенам, как это было в средневековье, а несколько ото-двинуты от них. Из-за этого нельзя будет выйти на балкон, исторически оторванный от земли, и немножко "почувствовать себя дозорным"…

Конечно, проектировщикам несколько жаль утраченной мечты. Учитывая, что в Лидском замке сохранилось мало аутентичного — напомним, это крепостные стены да фундаменты башен, — им думалось архитектурными средствами зафиксировать безусловно сохранившуюся, но такую неуловимую историческую атмосферу, придав замку "живую" функцию.

"Представлялось, что придя сюда, посетители будто попадали бы в средневековье. Здесь прохаживались бы среди "древних" оборонительных машин и других "артефактов" рыцари и мастеровые. В кузнице можно было бы выковать памятную монету, а заказав ребенку в кафе мороженое, рассказать ему о легендах древнего замка, до стен которого, хранящих память столетий, тот мог бы дотронуться рукой. Мне кажется, что это интереснее "сухой" музейной функции, где раз в несколько месяцев (а то и лет) станет проводиться какое-то мероприятие, а посетителей будут приглашать полюбоваться через стекло фрагментами фундаментов, — отметил С. С. Базанов.

— Исторический фон и аутентичный дух никуда не денешь. Именно эти стены, частично сохранившиеся фрагменты и фундаменты башен видели крестоносцев и хранят память о свадьбе Ягайлы"...

С другой стороны, чрезмерно трепетное отношение к башням-новоделам неоправданно. Парадокс: та из них, что была отстроена в конце ХХ ст., уже сама нуждается в реставрации.

К воссозданию Лидского замка, по его мнению, следовало бы относиться по примеру импрессионистов: главное — не "буква закона", а "впечатление" от замка. Так, крыши построек можно, конечно, сделать гонтовыми, но они недолговечны, при том, что черепичная кровля воспринимается зрителем не менее "исторично".

Впрочем, большинство проектных решений нашло свое воплощение и продолжает реализовываться. В чем-то проектировщики оставляют простор для творчества. К примеру, интерьеры кафе разработаны как "средневековый фон", который хозяин сможет наполнить конкретным содержанием, оформив, к примеру, его как рыцарский зал или охотничий домик.

Впереди также устройство "тактичной" декоративной подсветки и многое другое. Завершение работ, которые ведет Стройтрест № 19 г. Лиды, по графику определено на 2014 год.

В заключение С. С. Базанов от лица проектировщиков выразил слова благодарности лидчанам, с которыми довелось столкнуться "по работе и не только": "Люди искренне любят свой замок. Даже те, кто первоначально отнесся настороженно к нашей работе, просто опасались за ее успешность. Ведь на их памяти замок уже пытались восстанавливать…

Также всегда мы находили отклик и помощь со стороны администрации города. Замок, как планируется, будет находиться в ведении городского краеведческого музея, сотрудники которого также оказывали нам содействие и все это время проводили экскурсии для туристов. Жизнь в крепости ни на минуту не замирала благодаря ребятам из лидского исторического клуба "Дайнова".

…Когда-то на территории нашей республики было более 100 замков. К сожалению, сохранившиеся оборонительные сооружения сегодня можно пересчитать по пальцам. Чтобы их сберечь, впервые на государственном уровне утверждена программа "Замки Беларуси", в которую вошли такие легендарные постройки, как Старый замок в Гродно, Сапеговский дворец в Ружанах, замки в Любче и Лиде…

Всего просмотров: 9 883
Опубликованно: 29.02.2012