Война в жизни моей семьи (Часть 2)



«В жизни каждой семьи из поколения в поколение передается память о тех, кто эту войну пережил, кто добывал Победу. Со временем утрачивается острота воспоминаний, стираются в памяти детали и факты, которые некогда рассказывали непосредственные участники тех и горьких, и праздничных поколений. Поэтому я считаю своим долгом зафиксировать хотя бы то немногое, что узнала о тех членах семье, которые защищали в боях нашу родину», – так написала моя дочь Лиза Брянцева, тогда еще ученица 10 «А» класса СШ № 115 г. Минска, в своем сочинении, удостоенном Диплома победителя Республиканского конкурса «С верой храним традиции, с любовью живем в настоящем, с надеждой созидаем будущее», посвященного 65-летию Победы. Публикуем фрагменты сочинения.

У войны женское лицо…

Говорят, война – не женское дело, а у войны не женское лицо. Возможно, это так, но не в отношении Великой Отечественной…

Мамину бабушку, а свою прабабушку Людмилу Петровну Свиридову я никогда не видела. Она умерла до моего рождения. Но мама так много мне о ней рассказывала, что кажется, будто я тоже знала свою прабабушку.

Начну свой рассказ издалека. Родилась Люда в России, в старинном небольшом городке Шуя, что в Ивановской области. Ее мать окончила женскую гимназию и пошла работать в школу. Как тогда говорили, «ликвидировала неграмотность».

Сестер – Люду и Ирину – в семье воспитывали достаточно строго. Например, вышивали они на пяльцах, которые им булавкой прикрепляли к коленям, и с доской, привязанной к спине. Из-за этого, как рассказывает мама, прабабушка до самой смерти имела красивую осанку и казалась более высокой, чем была на самом деле.

В доме всегда было очень чисто.  Однажды девочки не убрали вечером посуду. Ночью вся семья проснулась от топота: топ-топ в сени, топ-топ в комнату. «А потом, – рассказывала Люда, – кто-то стал фыркать и посуду раскидывать». Поняли девочки, что приходил домовой, который любит порядок в доме. С тех пор они больше не оставляли на ночь грязную посуду. Надо сказать, что эту любовь к чистоте она сохранила на всю жизнь. Рассказывают, что гостей принимала только по воскресеньям, потому что в субботу тщательно прибирала квартиру.

…Пришла война. Ее отец, который воевал в легендарном «полку Ивановских ткачей», погиб в 1942 году. Мама умерла в голодной очереди за хлебом.

 Мой прапрадед Петр погиб в 1942 году

16-летняя Люда юной девушкой, как и многие ее подруги, пошла в Красную Армию. Я не слышала ее рассказов про те годы, но один эпизод ее боевой биографии сохранился в семейной памяти.

…Тяжелые бои днями и ночами 1944 года так утомили бойцов, что во время артобстрела, который застал их на каком-то кладбище, они залегли между могильными крестами и заснули, не глядя на взрывы снарядов. Но проснулись не все… Моя прабабушка, к счастью, осталась тогда жива.

Людмила Свиридова (первый ряд, справа) и боевые подруги

Людмила участвовала в освобождении нашей республики и в 1944 году завершила боевой путь в Минске в звании младшего сержанта. Она была удостоена самой главной медали «За Победу над Германией». Потом – юбилейными наградами.         

Так сложилась судьба, что моя прабабушка получила лишь неполное среднее образование. Но мама говорит, что никогда в жизни не встречала более образованного человека. Все, о чем ей не дала узнать война, выучила сама. Своим ветеранским удостоверением Людмила Петровна пользовалась только чтобы приобрести билеты в театр или на кинопремьеру, выставку или творческую встречу. Обязательно сохраняла театральные программки. Выписывала журнал «Экран», наиболее интересные статьи из которого сохраняла в отдельных альбомах.

В доме книг было немного: только самые любимые – те, что читала и перечитывала. При этом много лет выписывала литературные журналы «Юность» и «Смена». Даже когда они были большим дефицитом, работники почты шли ей навстречу как старейшему подписчику.

Была записана в 5 – пять! – библиотек. И это при том, что никогда не имела избытка свободного времени.

Фотография с Доски Почета Штаба
гражданской обороны Республики Беларусь

Она работала до самой смерти. А умерла сравнительно молодой, в 65 лет. Наверное, свое слово сказала война. И не только она, ведь моя прабабушка не изменила своему призванию, и местом ее работы был Республиканский штаб гражданской обороны. Она вместе с мужчинами-сослуживцами, среди которых пользовалась заслуженным авторитетом, принимала участие в ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Ее дочка – моя бабушка – стала архитектором. Вышла замуж за известного белорусского зодчего Ивана Журавлева, соавтора микрорайона Восток-1 и «отца мансардного строительства».

Рассказывают, что прабабушка хорошо ладила с детьми, а внуки любили гостить у нее. Жалко, что я этого не застала. Однако первый раз прочитала трагедию «Ромео и Джульетта» по собранию сочинений Вильяма Шекспира, которое раньше принадлежало ей…

                 

Историю представила Ольга БРЯНЦЕВА,
начальник отдела информационно-издательских услуг
РУП «БЕЛСТРОЙЦЕНТР».

Всего просмотров: 1 074
Опубликованно: 05.07.2021