Восстановление городов Минской губернии после Отечественной войны 1812 года: губернский г. Минск


Версия для печати

Для восстановления разрушенных городов и возобновления потерь Минской губернии, нанесенных войной 1812 г., потребовалось более 20 лет. Только в начале 1830-х годов, по сведениям казенной палаты, в губернии прекращается нарастание недоимок по государственным налогам и начинает увеличиваться доходная часть бюджета. Следует хотя бы коротко рассказать о тех, кто определял градостроительное развитие городов, чьим заботам были вверены жители Минской губернии, ведь именно благодаря их усилиям она словно феникс восстала из пепла.

События в городе и губернии в период войны 1812 года

12 июня 1812 г. началась военная кампания Наполеона против Российской империи. 22 июня французские войска оказались в пределах Минской губернии, и она едва не стала полем для генерального сражения: получив известие о переправе французских войск через Неман, Александр I требовал от командующих армиями дать немедленный отпор противнику и повернуть его вспять, несмотря на очевидное совпадение этого приказа с замыслами Наполеона, намеревавшегося разбить 1-ю и 2-ю русские армии порознь еще в пределах приграничных губерний. Только благодаря предпринятым обходным маневрам командующим удалось вырваться из ловушки, отойдя к Бобруйску и Смоленску, тем самым сохранив армии.

В самом Минске не ожидали столь быстрого появления французов, и только 24 числа, перед самым занятием города противником, губернатор предпринял необходимые меры по эвакуации наиболее ценного имущества. Дела губернского правления и других учреждений решено было эвакуировать в Чернигов, но поскольку заранее не были подготовлены подводы, вывезти удалось немного. Сам губернатор вместе с чиновниками губернского правления выехал в Бобруйск и через 2 дня — в Речицу, где и находился все время, пока Минск был оккупирован.

26 июня 6-тысячный корпус маршала Даву занял Минск. Указом от 1 июля 1812 г. Наполеон образовал в Вильно комиссию Временного правительства Великого княжества Литовского. Через две недели после его образования бывшие губернии получили новое устройство по образцу государственного управления Франции и были переименованы в департаменты, а для административного управления был создан Минский департамент Великого княжества Литовского. Верхняя площадь города переименовывается в Наполеоновский плац. По стратегическому замыслу Наполеона, в Минске начинают собираться запасы провианта, фуража и амуниции для армии, находящейся в пределах России. Предполагается, что город и губерния станут зимней квартирой и плацдармом для военной кампании 1813 г. Но сложилось иначе.

Знаменательный прецедент

В 1812 г. город трижды избежал участи военных пожаров. При отступлении русских войск приказ командующего армией о сож-

жении запасов хлеба опоздал, и губернский провиантский магазин, находившийся в массе жилой застройки на Троицкой горе, попал в руки французов. В свой черед это также не успели сделать французы. Далее Минск миновала судьба городов, оказавшихся на пути движения французской армии к С.-Петербургу. Спустя 4 месяца, несмотря на то, что 4 ноября благодаря действиям армии адмирала Чичагова город был освобожден, Наполеон продолжал рассматривать Минск как основу всей операционной линии противодействия русским, причем с 13 и до 20 ноября к городу следовали крупные партии войск. Только 22 ноября Наполеон оставил замысел вернуть Минск — о зимних квартирах в Минской губернии уже нечего было и думать.

По приказу фельдмаршала Кутузова 21 ноября 1812 г. губернатор Добринский и члены губернского правления вернулись в Минск. Перед ними предстала тяжелая картина разрушений. В городе в это время насчитали 3480 человек против 11200 из числа довоенного населения. Только частных домов оказалось сожжено 149, 54 разрушено. В городе едва нашли десяток домов, в которых уцелели стекла и не были выбиты двери. В последние дни ноября через Минск проезжала возвращающаяся в Москву графиня М. А. Волкова. В ее письме к В. И. Ланской отмечается: "...в этом городе все госпитали переполнены, дороги покрыты трупами, деревни околиц полны больными…" В целом при событиях 1809–1812 гг. в городе было утрачено две трети жилой застройки. Жизнь в разрушенном и опустошенном городе буквально замирает на несколько лет. Но среди десятков насущных проблем и дел губернатор в марте 1813 г. в Минске восстанавливает состав лошадей и комплект инструментов в обозе пожарной команды.

Процесс восстановления начался при П. М. Добринском. По его указанию была образована комиссия для исследования убытков, причиненных казне и частным лицам нашествием неприятеля. Губерния была исключена из числа тех, в которых были назначены сборы на восстановление городов внутренних губерний, была получена отсрочка по уплате налогов в казну. Было дано поручение губернскому и уездным землемерам о "сколь возможно скорейшем" выполнении проектных планов городов. После поданного в январе 1816 г. прошения о переводе П. М. Добринский получает назначение на губернаторство в Вятку. После него в истории гражданского губернаторства Минска возник прецедент, никогда более не повторявшийся.

С 1816 по 1831 гг. впервые в Минской губернии во главе руководства и управления оказались не назначенцы из российской глубинки, а представители древних литов-

ских дворянских родов. Очевидно, верховная власть понимала, что только местные уроженцы смогут в короткий срок поднять из руин разрушенные и опустошенные города, восстановить губернию. 6 мая 1816 г. в Минскую губернию определяется губернатором статский советник, кавалер ордена Св. Анны 1-го класса К. А. Сулистровский (до этого Виленский губернский маршал). Вице-губернатором 25 октября 1816 г. назначается В. П. Гечевич. Оба имели многолетний опыт работы на различных выборных должностях в административных, судебных и попечительских учреждениях Виленской и Минской губерний. Но срок губернаторства К. А. Сулистровского оказался неожиданно коротким: пробыв в должности 2 года, он скоропостижно скончался в Пинске 12 августа 1818 г., совершая объезд уездных городов губернии. Вице-губернатор Гечевич 28 августа вступает "в отправление должности по званию губернатора". 14 января 1819 г. последовал указ Сената "о пожаловании здешнего вице-губернатора коллежского советника Гечевича в статские советники и бытии ему Минским гражданским губернатором".

В этот период должность губернского архитектора исполнял М. И. Чеховский. Известно, что он родился в 1763 г., из дворян; на военную службу поступил в 1789 г. в конную Ковенскую бригаду, в которой получил чин хорунжего; после устройства в г. Минске по Высочайшему повелению казарм 25 октября 1797 г. определен от дворянства "по искусству в архитектуре — директором и за исполнение сей порученности по Высочайшему повелению 20 июня 1802 г. награжден чином титулярного советника; 18 октября 1804 г. определен Минским губернским архитектором". Его преемником стал К. М. Хрщонович — "по окончании в Мозырском уездном училище наук, 16 сентября 1816 г., поступил в Императорский Виленский университет студентом, где 29 июня 1819 г. получил степень кандидата философии; 16 марта 1824 г. назначен помощником университетского архитектора; 4 июля 1825 г. по выдержанию особого экзамена признан способным к отправлению должности архитектора; по прошению освобожден от должности помощника университетского архитектора и 13 октября 1825 г. определен Минским губернским архитектором". В этой должности он находился до 1863 г.

В работах по истории городов незаслуженно без внимания оказывается человек, состоявший в должности Минского губернского землемера, в обязанности которого входило составление общих и генеральных планов городов, создание карт и географическое и инвентарное описание уездов и имений, проведение межевания земель на всем пространстве губернии. Именно он стал автором проектов, определивших восстановление и дальнейшее развитие городов Минской губернии вплоть до 50-х годов XIX в. Это П. Г. Нестеровский, находившийся в должности с 1802 по 1828 гг. Родился он в 1768 г. в семье малороссийских дворян. В 1780 г. был принят в Киевскую академию для "образования разным наукам". В 1787 г. поступил в С.-Петербургскую учительскую гимназию студентом. После ее окончания в 1791 г. определен в чертежную Межевого департамента при Сенате с присвоением чина сержанта, в 1797 г. получил чин прапорщика. Указом Сената назначен землемером в Гжацкий уезд Смоленской губернии. С освобождением вакансии, в возрасте 34 лет, 3 марта 1802 г. назначен Минским губернским землемером и в этой должности дослужился до чина коллежского советника. В 1826 г. за 35-летнюю службу пожалован орденом Св. Равноапостольного князя Владимира 4-го класса.

Результаты совместных трудов и усилий этих людей можно воочию видеть и сегодня — достаточно совершить путешествие по историческим центрам городов.

Послевоенное восстановление губернского Минска

Возобновление утраченного проектного плана губернского Минска было инициировано губернатором Сулистровским. К окончанию 1816 г. землемер Нестеровский завершил составление нового плана города, который, как указывается в документах губернского правления, "…составлен по плану прежнего с некоторыми только дополнениями".

План 1817 г. определил развитие города на сорокалетний период. Первоначальными, реализованными к середине 20-х годов мероприятиями, стало восстановление комплекса военных казарм и застройки на Троицкой горе. Здесь изменяется все городское пространство. Сеть улиц, начинаясь от моста Нижнего рынка, получает радиальную направленность. Главными среди них назначаются Александровская и Георгиевская, остальные пока еще сохраняют свои прежние названия: ул. Набережная, продолжившие ее Виленская, Плебанская, Белоцерковная и пересекающие их дуговые Троицкая и Загородная. Между улицами, выходящими к р. Свислочь, назначаются места строительства набережных.

Изменяется и сама Троицкая площадь. Теперь она занимает пространство от ул. Александровской до Плебанской и составляет более 11 тыс. кв. саженей. Она становится 1-й по величине в городе. Устроенная к сентябрю 1818 г. площадь предназначалась для продажи строительных материалов: товарного дерева, дров, соломы, сена, снастей и др., что снимало большую проблему загруженности подобными товарами других торговых площадей Минска. В этот период на Троицкой горе пока еще существует только два комплекса монументальных построек. Это здания бывшего Троицкого женского монастыря, перестроенные под нужды городской больницы, и начатый строительством в 1811 г. корпус здания "Мариинской шпитали". Их местоположение определило всю окружающую застройку.

Вокруг Троицкой площади городское пространство дополняется назначением новых 19 кварталов за счет земель, ранее составлявших пространство городского выгона. В этих кварталах при отдаче с торгов участков под застройку губернское правление разрешает строительство не более 10 деревянных домов с необходимыми надворными строениями или до 18 каменных, чем достигается оптимальная плотность застройки. И сейчас современная сеть улиц Верхнего города, Троицкого предместья и Золотой Горки в большей части сохраняет планировку, выполненную по плану 1817 года.

Подготовил Андрей Готин

Всего просмотров: 7 086
Опубликованно: 17.09.2012