Векторы градостроительного развития Беларуси


Версия для печати

"Основные направления государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2011–2015 годы" — не директивный документ: по сути, он определяет стратегию, в рамках которой должны разрабатываться соответствующие программы республиканских и местных органов управления, а также векторы развития городов и сельских территорий, — подчеркнул заместитель Министра архитектуры и строительства Д. И. Семенкевич в беседе с журналистами, состоявшейся 10 апреля т. г. — Это документ, по которому необходимо проверять основные решения, принимаемые сегодня в республике в области градостроительства. Кроме того, им следует руководствоваться при осуществлении внешнеэкономической деятельности нашей страны в сфере территориального планирования и градостроительства".

О брендах Беларуси и городах-спутниках

Документ, разработанный УП "БЕЛ-НИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА" по заданию Минстройархитектуры, включает пять основных направлений государственной градостроительной политики до 2015 г. И первый — это "Совершенствование территориальной организации Республики Беларусь, обеспечивающее успешное развитие регионов и поселений на основе использования их потенциала".

Круг задач, очерченный этим направлением, включает развитие: уникальных объектов природного и культурного наследия, которые должны стать своеобразными брендами Беларуси, обеспечивая приток внешних инвестиций; агломераций г. Минска и областных центров на базе городов-спутников; такого сравнительно нового для нашей страны типа поселения как агрогородки.

Напомним, что сегодня в Республике Беларусь насчитывается 205 городов и поселков городского типа, 23 457 населенных пунктов, 1481 агрогородок, что свидетельствует о масштабе решаемых задач.

Что касается уникальных объектов природного и культурного наследия, то, как сообщил заместитель Министра, в этом году с местными органами управления достигнута договоренность в рамках реализации "Основных направлений" на 2012 год определить важнейшие места и объекты, имеющие как республиканскую, так и региональную значимость. Для них разрабатываются комплексные планы развития. "Сегодня очевидно, что недостаточно просто привести в порядок памятник архитектуры либо благоустроить территорию природного комплекса — необходимо активно развивать их инфраструктуру, связывая между собой в единые туристические маршруты, — подчеркнул Д. И. Семенкевич. — В том числе, предстоит строительство гостиниц и кафе, создание информационных центров и выставочных комплексов. Таким образом, будут созданы полноценные объекты для туризма и отдыха, дающие соответствующую экономическую отдачу".

Что касается городов-спутников, то, как обратил внимание выступающий, эта тема не нова, в том числе, для СМИ. В то же время, она должна рассматриваться не только для г. Минска, как это нередко делается, но и для областных центров. Причем трактовка городов-спутников по предлагаемой концепции заключается не в появлении новых образований вокруг крупных городов, а, в первую очередь, в развитии уже сложившегося их ближайшего окружения: наращивании экономического потенциала и совершенствовании инфраструктуры таким образом, чтобы эти населенные пункты стали более привлекательными для проживания людей из мегаполисов, желающих решить квартирный вопрос и найти рабочие места в сфере инновационных технологий. Как пояснил Д. И. Семенкевич, основная идея индустриального развития городов-спутников — это создание предприятий не старого образца, а нового поколения, что сделает их привлекательными для граждан.

В ходе пресс-конференции тема городов-спутников получила развитие. Так, рассказывая о работе над "генпланом" Минского района, директор УП "БЕЛ-НИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА" В. П. Ивличев отметил, что идея о восьми городах-спутниках Минска впервые была озвучена именно в этом документе. Градостроительную концепцию одного из них — Смолевичей — специалисты УП "БЕЛ-НИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА" уже разработали. "Правда, там планируется строить не совсем то, что предполагали архитекторы, — посетовал выступающий. — Мы думали, что это будут 3-х — максимум

5-этажные кондоминимумы с уютными закрытыми двориками, мансардными этажами и парковочными местами для личного автотранспорта. А сейчас идет разговор о строительстве крупнопанельных 9-этажных домов"...

В свою очередь, И. И. Ахметшин, заместитель председателя Комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома отметил такую проблему: "Одной из основных задач для нашего города является сдерживание численности населения до 2-х млн человек. В соответствии с этим Комитет активно участвует в госпрограмме по созданию городов-спутников и выносу промпредприятий за пределы территории столицы.

Так, крупный район для г. Минска запроектирован в Смолевичах, и в настоящее время первый жилой дом там уже строится. На его примере будут проработаны экономические аспекты, связанные с развитием городов-спутников. К примеру, актуален вопрос, кто должен платить деньги за их строительство — область, на территории которой будет находиться город-спутник, или Минск, для жителей которого он будет строиться".

Город: безопасный, комфортный, эффективный

В рамках реализации следующего направления градостроительной политики — "Совершенствование пространственной организации городских и сельских поселений с учетом новых принципов градостроительного планирования, предусматривающих безопасность, комфортность и эффективность поселения" — специалистами предлагаются три модели развития города: безопасный город, комфортный город и эффективный город.

Подробнее остановившись на последней, Д. И. Семенкевич сообщил, что в текущем году УП "БЕЛНИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА" предстоит разработать новую модель городского микрорайона. Впрочем, привычная терминология, равно как и сама микрорайонная система, должна уйти в прошлое. Как прозвучало в ходе пресс-конференции, ее появление в свое время было вызвано темпами экономического и индустриального развития наших городов. В основном, смысл микрорайонов заключался в обеспечении проживания граждан путем создания жилого фонда, а также первичных объектов обслуживания (детские сады, школы, магазины и т. п.). Места приложения труда выносились в другие функциональные зоны.

В настоящее время, с появлением объектов промышленности нового поколения, экологически безопасных и не требующего больших территорий, предстоит реализация новой идеи: создание многофункциональных районов, где, кроме жилья и объектов обслуживания, появятся также рабочие места. Благодаря этому граждане будут обеспечены практически всем необходимым в пределах шаговой доступности. Соответственно будет меняться и планировочная структура новых "микрорайонов", которая станет ближе к квартальной системе. "За архитектурной образностью этих модулей стоят такие показатели, как плотность жилого фонда, требования к размещению производственных предприятий, офисов, магазинов, зон отдыха и пр., что в свою очередь повлечет за собой актуализацию соответствующей нормативной базы", — обратил внимание Д. И. Семенкевич.

Поднятая тема весьма заинтересовала представителей СМИ. Так, в ходе пресс-конференции прозвучал вопрос: "Новые архитектурные модули — это национальная идея или заимствованный опыт? И не противоречит ли их создание концепции генплана, предусматривающего в т. ч. вынос производственных объектов за черту города?"

"Создавая подобные модули, мы в определенной степени следуем идеям европейского развития, а также опыту США, — пояснил выступающий. — Цель этой работы — сократить ежедневную "миграцию" населения от жилья к объектам обслуживания и рабочим местам. Безусловно, на практике многие люди будут работать не в своих модулях, а на выбранных ими предприятиях. Однако часть населения можно будет задержать в компактной структуре. И пусть не в мировом контексте, но для нашей республики это — инновационный подход".

Заместитель Министра заверил, что это будут современные предприятия, а не, скажем, сборочные цеха или литейные производства: "Сегодня в Минске более 60 % населения работает в сфере услуг, и речь, в первую очередь, идет о ее развитии. Кроме того, это могут быть экологически безопасные небольшие производства, не требующие территориальных ресурсов".

На практике "модульная теория" может развиваться как в городах-спутниках, где есть простор новому строительству, так и непосредственно в городах. И это, по большому счету, в противоречие с регламентами генпланов не вступает. Напротив, согласно компетентному комментарию руководителя группы разработки генерального плана г. Минска А. Г. Акентьева (УП "Минскградо"), документ прямо обязывает размещать в жилых районах места приложения труда: "Это актуально, в первую очередь, для женщин, которые по семейным обстоятельствам не могут отлучаться на работу "далеко и надолго" от дома. К примеру, сегодня очевидна проблема Каменной горки, где проживают десятки тысяч минчан, вынужденных ежедневно добираться на работу в другие районы города".

В данной модели — эффективного города — решаются также вопросы, связанные с энергоэффективностью. Как известно, современная политика, проводимая Правительством и Минстройархитектуры, направлена на активный переход к энергоэффективному строительству, в первую очередь, жилищному. В завершившемся году порядка 10 % новых домов построено в энергоэффективном исполнении, а в последующем данный показатель будет увеличен в разы. Таким образом, в 2015 г. около 60 % всего жилья будет энергоэффективным. "Данная задача также будет решаться комплексно: все — от планировки квартир и архитектуры домов до устройства кварталов должно работать на идею энергоэффективности", — подчеркнул представитель Минстройархитектуры. К слову, она будет активно решаться в городах-спутниках, что благодаря экономии на расходах по эксплуатации жилья должно сделать их более привлекательными для населения.

От жилья до транспорта

Важнейшими задачами направления "Комплексное формирование жилой среды, обеспечивающее удовлетворение различных потребностей человека, в том числе в жилье и социальных услугах, достижение высокого уровня благоустройства территорий" являются: своевременное обеспечение районов жилищного строительства объектами социальной инфраструктуры, благоустроенными территориями, парковками; внедрение разнотипных жилых комплексов; применения гибких и экономичных планировочных решений застройки.

Как прокомментировал Д. И. Семенкевич: "В данном блоке рассматривается очевидная проблема: чрезмерное увлечение исключительно жилищным строительством при отставании социальной инфраструктуры. Не секрет, что главным критерием успешного отчета одно время стало количество "метров квадратных". Сегодня ставится задача разработать новый показатель, который учитывал бы комплексность развития жилой среды, обеспечивая параллельное строительство жилья, социальной и транспортной инфраструктуры, включая оборудование парковочных мест".

Более детально на последнем вопросе выступающий остановился, характеризуя следующее направление национальной градостроительной политики: "Совершенствование системы региональных и городских транспортных коммуникаций, обеспечивающее снижение затрат времени на ежедневные передвижения и повышение доступности объектов различного назначения".

Речь, в первую очередь, идет о реконструкции и развитии магистральной уличной сети. К слову, в г. Минске в настоящее время активными темпами — пусть и с определенным запозданием — идет строительство дорожно-транспортных развязок, в т. ч. многоуровневых; организация перекрестков; расширение магистралей.

Особое внимание обращается на дальнейшее развитие общественного транспорта: оптимизации маршрутов, совершенствовании регионального транспорта в агломерациях (к примеру, между Минском и городами-спутниками). "Но главное — это повышение комфортности общественного транспорта, которая пока резко отстает от требований потребителей", — подытожил заместитель Министра.

Архитектура: международная или национальная?

И, наконец, пятое направление звучит как: "Создание современного архитектурного облика страны на основе использования международных, национальных и региональных достижений в области градостроительства".

Оно предусматривает решение следующих задач: создание уникального архитектурного облика каждого белорусского поселения; улучшение эстетических качеств существующей массовой застройки путем стилизации и декорирования фасадов; возведение знаковых архитектурно-градостроительных объектов; градостроительное регулирование размещения высотных зданий в г. Минске и других крупных городах; модернизация крупных домостроительных комбинатов и использование новых технологий в индустриальном домостроении.

По словам Д. И. Семенкевича, в рамках этого блока решается важнейший вопрос о своеобразии современной белорусской архитектуры: "Сегодня существует немало стилей, среди которых выработался т. н. "интернациональный", "стеклянные" образчики которого можно встретить в любом уголке планеты. Однако хотелось бы, чтобы белорусская архитектура была своеобразной и узнаваемой. Этот вопрос будет решаться совместно с общественными организациями, в первую очередь, Белорусским союзом архитекторов, научными и учебными отраслевыми организациями. Нам предстоит дать проектировщику основной инструментарий, благодаря которому он сможет сознательно создавать именно белорусскую архитектуру с учетом исторических традиций и природного наследия, а также социальных и иных вопросов".

В качестве примера можно привести инвестиционный проект по строительству многофункционального комплекса на пр. Победителей вместо снесенного общежития БГУ. Предложенное объемно-пространственное решение будущего комплекса диссонирует с застройкой проспекта, головная часть которого, по мнению Д. И. Семенкевича, является своего рода памятником архитектуры 1980-х гг. Это, равно как и появление здесь нескольких высотных зданий, требует как продолжения поиска оптимального архитектурного образа новостройки, так и серьезной градостроительной проработки развития всего близлежащего ансамбля. Как дополнил директор УП "БЕЛНИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА" В. П. Ивличев, в настоящее время ряд проектных институтов готовы сделать даже на общественных началах…

Как же реализуются "Основные направления государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2011–2015 годы"? Минстройархитектуры совместно с облисполкомами и Мингорисполкомом разработаны, а заместителем Премьер-министра Беларуси А. Н. Калининым утверждены мероприятия на 2012 г. Его, к слову, специалисты называют "подготовительным годом" — в течение этого периода предполагается не реализация каких-либо крупных объектов, а разработка нормативной базы, необходимой для эффективной реализации "Основных направлений" до 2015 г.

В качестве примера заместитель Министра привел рекомендации по организации велодвижения, разработку которых в настоящее время осуществляет УП "БЕЛНИИПГРАДОСТОИТЕЛЬ-СТВА". "Эта тема, — пояснил выступающий, популярна и востребована. На сегодняшний день наши города, в т. ч. малые, далеки от безопасной организации велодвижения. Нет там и оборудованных велопарковок"…

40 лет на ниве градостроительства

Подробнее о работе УП "БЕЛНИИПГРАДО-СТРОИТЕЛЬСТВА" рассказал его директор В. П. Ивличев. Не смотря на то, что институту уже более 40 лет, он не только сохранил свою "боеспособность", но и имеет имидж одной из лучших проектных организаций по градостроительству в Беларуси, на постсоветском пространстве и даже в Европе.

Основным направлением деятельности института является разработка генеральных планов: сегодня обновленные генпланы имеют 204 города и городских поселения.

При том, что генеральные планы дают прогноз развития до 30 лет, каждые 8–10 лет идет их обновление: местные органы управления принимают решение о корректировке градостроительной документации в соответствии с требованиями времени.

В настоящее время институт завершает третью корректировку Государственной схемы комплексной территориальной организации Республики Беларусь. На согласовании находятся "генеральные планы" всех шести областей нашей страны.

Специалисты УП "БЕЛНИИПГРАДОСТРОИ-ТЕЛЬСТВА" также выполняют работы, связанные с экологической составляющей градостроительных проектов (по Беловежской пуще, Нарочанскому краю, Августовскому каналу и пр.), инженерной и транспортной инфраструктурой. К примеру, ими "проложен" участок сверхскоростной железной дороги "Париж — Москва".

"Потенциал института востребован, в т. ч. за рубежом: мы разрабатывали генплан Кишинева, комплексную территориальную схему Калининградской области, работаем с Россией и Казахстаном, — прокомментировал В. П. Ивличев. — Кроме того, сотрудничаем с Голландией, Швецией, Германией, Польшей".

Яркой страницей в деятельности УП "БЕЛ-НИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА" стала работа над проблемами приграничья нашей республики с Польшей, Украиной, Латвией и Литвой. В настоящее время начинается разработка Схемы комплексной территориальной организации Беларуси и России как единого Союзного государства. Речь идет, в первую очередь, о приграничных регионах. "Когда эта работа только стартовала, на границе двух государств было 4 погранперехода, сегодня — 12. Таким образом, она инициировала новые направления развития республики: автомобильных дорог, населенных пунктов и т. д.", — пояснил выступающий.

Возвращаясь "на родину", следует отметить недавно завершенную разработку "генеральных планов" Минского района и Минской области. Одной из важнейших стратегических идей В. П. Ивличев назвал создание второго автомобильного кольца вокруг Минска, чтобы машины, направляясь из Гомеля в направлении Вильнюса, не шли по МКАД. "Новое кольцо находится в процессе реализации и уже начало охватывать пригородную зону г. Минска, "нанизывая" на себя населенные пункты, которые благодаря этому транзиту получат новый импульс развития, — обратил внимание В. П. Ивличев. — При этом трассировка продумана так, чтобы не затрагивать зоны отдыха".

Сегодня на Минщину идет много инвестиций. В связи с этим градостроители нашли там площадки для строительства объектов различного профиля, обозначив их потенциальную спецификацию.

Кроме упомянутых городов-спутников, градостроители показали возможности выноса вредных производств, которые по генплану должны уйти из Минска, нашли площадки для различных коммунальных объектов (поля фильтрации, кладбища, полигоны, заводы по сжиганию мусора).

Уже после завершения работы по Минскому району институтом была сделана схема "генерального плана" Заславского водохранилища. "До этого на месте детских лагерей отдыха то и дело появлялись коттеджи и другие "элитные" объекты, которые не должны размещаться в зоне отдыха", — подчеркнул В. П. Ивличев.

Молодой город с 1000-летней историей

А. Г. Акентьев, руководитель группы разработки генерального плана г. Минска, рассказал в свою очередь о работе УП "Минскградо".

"Главная задача института — это разработка градостроительной документации. Как известно, по градостроительным чертежам ничего не строиться — это делается по рабочей документации. Миссия института — "мировоззренческого" плана. Ее цель — чтобы все системы города работали комплексно, системно и сбалансировано. К примеру, когда мы говорим о жилищном строительстве, то подразумеваем не только жилье, но и все сопутствующие объекты" — отметил он.

"Чрезвычайно важно понимать особенности нашего уникального города, который, в отличие, от, скажем, областных центров, расположен не на крупной водной артерии, — обратил внимание А. Г. Акентьев. — Столица стоит на Минской возвышенности, где можно говорить лишь об истоках небольших рек. С началом активного развития Минска встал вопрос о необходимых водных ресурсах. Когда в 1960-х гг. он стал планироваться уже не как 500-тысячник, а как город с миллионным населением, возникла потребность в строительстве Вилейско-Минской водной системы, после чего количество воды в Свислочи пятикратно превысило природный уровень. Таким образом, каскад водохранилищ, включающий в т. ч. существующее Цнянское и планируемое Лошицкое, — искусственно созданная система, созданная руками архитекторов, строителей, минчан".

Как известно, Минск, имея 1000-летнюю историю, по сути, является новым городом, созданным практически заново в послевоенный период. После Победы здесь проживало 40 тыс. человек, сегодня же мы приближаемся к 2 миллионам. Такой интенсивный рост еще со времен СССР ставил задачи по сдерживанию численности населения и выносу за городскую черту крупных производств, сохраняя для Минска столичные функции.

Сравнительно недавно был разработан стратегический план устойчивого развития г. Минска, в создании которого участвовал ведущие ученые нашей республики. В нем обозначены пять целей: Минск — город здоровья и высоких социальных стандартов; Минск — город знаний и высоких технологий; Минск — центр международной жизни и коммуникаций; Минск — привлекательный город для инвестиций; Минск — демократический город, в развитии которого минчане принимают активное участие.

Второй документ, в соответствии с которым развивается наша столица, — это генеральный план, который корректируется в соответствии с запросами времени.

"К примеру, сегодня мы столкнулись с недостатком жилых улиц — есть лишь крупные магистрали. С ростом автомобилизации наша транспортная сеть оказалась не в состоянии воспринять нагрузку. Поэтому генплан решает вопросы развития транспортной инфраструктуры, — пояснил А. Г. Акентьев.

— Последние годы были ознаменованы большими объемами жилищного строительства. До настоящего времени мы строили, в основном, социальное жилье, причем с господдержкой, и достигли уровня обеспеченности 19–19,5 м2 на человека. Комфортный уровень, характерный для европейских странах, составляет 30–35 м2 и выше. Его мы, минчане, должны достигать самостоятельно за счет собственных сбережений".

Словом, градостроителям нашей республики предстоит решение многих сложных вопросов, а значит, их ждет напряженная и интересная работа на благо нашей республики.

Всего просмотров: 7 367
Опубликованно: 25.04.2012