В унисон со временем и международной практикой


Версия для печати

22 июня состоялось первое заседание Общественно-консультативного совета для общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (далее — Совет), созданного приказом Минстройархитектуры в апреле этого года в рамках реализации положений Директивы Главы государства № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности в Республике Беларусь".

Как прокомментировал председатель Совета — Министр архитектуры и строительства А. И. Ничкасов, создание новой консультативной структуры связано с расширением задач, стоящих перед государственными органами по вовлечению в разработку законодательства республики экспертов, работающих в различных сферах строительной деятельности, для выработки подходов, необходимых отрасли и экономике страны в целом.

В частности, Совет будет рассматривать инициативы общественных объединений, научных и управленческих структур, связанные с решением наиболее сложных и актуальных проблем в области строительства. Это позволит Минстройархитектуры развивать с ними взаимодействие, использовать их потенциал для: повышения эффективности при реализации законодательства республики, рассмотрения проектов нормативных актов, относящихся к компетенции Совета, и внесения изменений в уже действующие.

В состав Совета вошли начальники главных управлений и управлений министерства, представители Департамента Госстройнадзора, Главгосстройэкспертизы, Союза строителей, Белорусского союза архитекторов, Ассоциации застройщиков объектов жилищного строительства, ряда отраслевых институтов и др.

Также в рамках выполнения Директивы № 4 на официальном сайте Минстройархитектуры создан раздел "Нормативные правовые акты для общественного обсуждения", в котором проекты НПА, разрабатываемые министерством и оказывающие существенное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности, размещаются на 10 дней для ознакомления заинтересованных.

В случаях, когда по этим проектам станут поступать замечания или предложения, требующие дополнительного обсуждения, они будут выноситься на обсуждение Совета.

Основным вопросом повестки дня первого заседания стало рассмотрение проекта Указа Главы государства "О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов, внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь" (далее — Указ).

Как сообщил начальник главного управления экономики Минстройархитектуры В. В. Кутырло, Главой государства при назначении нового состава Правительства была поставлена задача по совершенствованию ценообразования в строительстве, в частности, переходу на текущий уровень цен. Для выполнения данного поручения Минстройархитектуры при участии Минэкономики, РНТЦ и отраслевых институтов подготовлен проект Указа, в который заложен ряд основополагающих норм. В первую очередь, в целях внедрения в практику строительства неизменных договорных цен документом устанавливается, что сметная документация строительства объектов независимо от источников финансирования разрабатывается на основании нормативов работ и ресурсов в натуральном выражении или укрупненных нормативов стоимости строительства единиц площади, объема, мощности объекта, стоимости объектов-аналогов.

Согласно проекту Указа, сметная стоимость объектов утверждается на дату начала выполнения строительных, специальных, монтажных работ, определяемую заказчиком, застройщиком с учетом нормативной продолжительности строительства и прогнозного индекса-дефлятора ВВП. Данный подход основывается на мировой практике, в т. ч. опыте стран Таможенного союза. Кроме того, индекс-дефлятор ВВП уже сегодня применяется в обязательном порядке при формировании бюджета нашего государства. Поэтому, принимая во внимание, что в отрасли значительную часть капитальных вложений составляет бюджетное финансирование, учет индекса-дефлятора ВВП — показателя, охватывающего все процессы в экономике страны, — при ценообразовании в строительстве оправдан.

Что касается второй части проекта документа — "о внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь" — то, как отметил В. В. Кутырло, здесь нашли отражение предложения Минстройархитектуры о необходимости регулирования стоимости не только работ, но и строительных материалов, используемых при возведении объектов за бюджетные средства. Звучавшие и ранее, сегодня они особенно актуальны в свете текущей экономической ситуации и решения поставленной задачи по регулированию стоимости строительства, в первую очередь, жилищного.

В целом, как акцентировал Министр архитектуры и строительства, в "центре внимания" проекта Указа находятся: неизменная контрактная цена; переход на текущие цены при определении цены объекта и при расчетах заказчика с подрядчиком; регулирование стоимости стройматериалов на бюджетном строительстве, в т. ч. жилищном.

Действительно, на современном этапе требуется сохранение функции государственного регулирования в отношении ценообразования объектов, возводимых с господдержкой. Так, эта — пусть достаточно непопулярная — мера необходима для защиты прав граждан, строящих жилье с привлечением льготных кредитов. В этом случае сдерживание стоимости строительства осуществляется за счет индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ, установления моратория на рост цен ряда стройматериалов.

Что касается объектов, финансируемых из не бюджетных источников, то здесь, возможно, строгое регулирование не требуется. Однако и тут нельзя допускать "рывков", которые негативно скажутся на экономическом положении как заказчика, инвестора, так и подрядчика.

Проект Указа в целом положительно оценен членами Совета. Как подчеркнул заместитель директора ОАО "НИИ Стройэкономика" С. А. Мартынов, институт всегда пропагандировал указанные подходы к ценообразованию в строительстве: "Новый подход будет способствовать, в первую очередь, развитию конкуренции на рынке подрядных работ, а также предпринимательской инициативы проектных и строительных организаций, их стремлению снизить затраты на строительство объектов с тем, чтобы, уложившись в договорную цену, построить объект и получить при этом необходимую прибыль для своего развития". Одновременно С. А. Мартынов озвучил ряд "рабочих" замечаний, в т. ч. о необходимости приведения терминологии Указа в соответствие с Гражданским кодексом Республики Беларусь (где, к примеру, вместо понятия "неизменная" цена указано слово "твердая").

УНР-10 — это организация, представляющая "в одном лице" заказчика, проектировщика и подрядчика. Председатель наблюдательного совета ОАО "10 Управление начальника работ" В. А. Устинчик отметил, что новый Указ дает стимул к работе, в т. ч. по бюджетным объектам: "При контрактной цене проектировщик в паре с подрядчиком станет создавать рациональные проектные решения. Заказчика же в этом случае будет интересовать результат их совместной работы".

Безусловно, принятие нового Указа — это первый шаг в заданном направлении. В его развитие будут разрабатываться другие соответствующие документы. По мнению А. И. Ничкасова, за новыми нормами — если не "революция", то, условно, "эволюция" целого ряда аспектов существующей системы в рассматриваемой области.

Так, перспективным направлением, по словам председателя Белорусского союза архитекторов А. И. Корбута, является установление неизменных контрактных цен на проектные работы по не бюджетным объектам. В качестве примера он привел типичный эпизод из практики, когда высококлассные специалисты в течение немалого времени составляют объемистую смету, вместо того, чтобы заниматься непосредственно решением архитектурно-художественных и проектно-конструкторских задач.

Со своей стороны заместитель директора ОАО "РНТЦ по ценообразованию в строительстве" Л. А. Горошко высказала убежденность, что для перехода на твердую контрактную цену необходимо урегулировать вопрос, связанный с изменением действующих инструкций по контрольным обмерам.

Подводя итог заседания, А. И. Ничкасов отметил, что горячее обсуждение проекта Указа свидетельствует о его актуальности. Членам Совета предложено в письменном виде представить дополнения и уточнения по рассмотренной редакции документа.

Просмотров: 7 384