В четверг — день мировых кинопремьер — в кинотеатрах Минска загрузка залов на вечерних сеансах близка к 100 %. Модернизация сети столичных кинотеатров и оснащение их современной аппаратурой позволяют нам идти в ногу со временем и смотреть киноновинки именно в те дни, когда они выходят на широкий экран по всему миру.
В прошлом году было реализовано 5,5 млн билетов. «За семь месяцев этого года мы продали уже 3 млн 289 тыс. билетов. Это больше прошлогоднего результата за такой же период примерно на 250 тыс.», — сообщил Василий Коктыш, генеральный директор УП «Киновидеопрокат». На пресс-конференции в Национальном пресс-центре он рассказал о техническом переоснащении столичной службы кинопроката, судьбе подлежащих капитальному ремонту кинотеатров «Москва» и «Победа», а также о перспективах строительства новых мультиплексов в молодых густонаселенных микрорайонах столицы.
«Ракета» будет запущена в ноябре
За последние несколько лет в сети государственных минских кинотеатров, входящих в структуру УП «Киновидеопрокат», произошли существенные изменения. Казалось бы, не так давно в Минске появился первый кинотеатр, оснащенный цифровым видеопроектором и системой трехмерного кинопоказа, — «Киев». В январе 2010-го к его кассам выстраивались огромные очереди за билетами, тем более что открытие обновленного кинотеатра совпало с мировой премьерой фильма Джеймса Кэмерона «Аватар», который зрители посмотрели в 3D-формате.
Сегодня практически все минские кинотеатры перешли на цифровые технологии. «С вводом в эксплуатацию кинотеатра «Ракета» завершается модернизация столичной киносети, — отметил Василий Коктыш. — Сейчас в «Ракете» проводится текущий ремонт, а по сути — капитальный. Уже восстановлена кровля, сделан зал и приобретено оборудование. Выполняются фасадные работы. К моменту открытия, которое запланировано на 7 ноября, это будет современный, комфортный кинотеатр».
В процессе «перестройки» от некоторых убыточных кинозалов пришлось избавиться, направив средства на развитие и переоснащение наиболее перспективных. Так, прекратили свою работу кинотеатры «Дружба», «Вильнюс», «Электрон», «Современник». «В связи с переходом на самоокупаемость мы вынуждены были их закрыть», — пояснил генеральный директор УП «Киновидеопрокат». Произошло это по различным причинам. Например, на судьбу кинотеатра «Дружба» повлияло его месторасположение: просмотр кинофильмов не пользовался спросом у большинства жителей Чижовки среднего возраста, а молодые люди предпочитали ездить в центр города. Примерно в такой же ситуации находился и «Электрон». На капитальный ремонт и переоснащение кинотеатров «Вильнюс» и «Современник» не нашлось инвестора, хотя они расположены в достаточно привлекательных местах.
Сегодня в структуре УП «Киновидеопрокат» 24 зала в 14-ти действующих кинотеатрах: «Аврора», «Беларусь», «Берестье», «Киев», «Комсомолец», «Мир», «Москва», «Октябрь», «Дом кино», «Пионер», «Победа», «Ракета», «Салют» и «Центральный». Неоснащенными цифровым оборудованием из них остаются два — «Москва» и «Победа».
«Победа» закроется на реконструкцию, а «Москва» пока под вопросом
В следующем году кинотеатр «Победа» перестанет принимать зрителей. Причина банальна: здание разрушается, его состояние близко к аварийному. «Необходим капитальный ремонт. Сейчас там протекает кровля, но мы не имеем права ее ремонтировать без проектно-сметной документации, согласованной с Минкультуры, поскольку объект является историко-культурной ценностью, — рассказал Василий Коктыш. — Согласно городской инвестиционной программе здание подлежит реконструкции с реставрацией».
Здание кинотеатра «Москва» также нуждается в реконструкции, однако ее начало откладывается на неопределенный срок. «Разработка проектно-сметной документации задерживается из-за Театра-студии киноактера. Изначально планировалось, что он переедет в новое здание на территории киностудии «Беларусьфильм», но этот вопрос снят с повестки дня, — отметил Василий Коктыш. — Театр останется в «Москве». Соответственно, после реконструкции ему нужно создать комфортные условия для работы: учитывая современные требования к театрам, там необходимы гардероб, костюмерные, реквизиторные, репетиционный зал. Сделать это проблематично из-за острой нехватки площадей. Пока решается этот вопрос, возникает другой: как сегодня формировать репертуар кинотеатра? Фильмов на кинопленке, которые еще можно показывать в «Москве», с каждым месяцем выходит в прокат все меньше. Не исключено, что в следующем году их вообще не станет, и огромный кинотеатр в центре города, рассчитанный на 800 с лишним мест, будет простаивать. Мы не можем этого допустить. Поэтому принято решение закупить цифровое оборудование. Надеемся установить его уже в ноябре. Но менять, к примеру, старые кресла на новые или делать в кинозале хороший ремонт не имеет смысла. Мы не можем тратить на это большие деньги, зная, что здание в ближайшие годы все равно закроют на реконструкцию».
Экранного времени не хватает — нужны новые кинотеатры
Для того чтобы жители столицы могли смотреть практически все новинки, выпускаемые ведущими кинокомпаниями мира, УП «Киновидеопрокат», по словам его генерального директора, работает в жесткой конвейерной системе продвижения фильмов, что предполагает очень короткие сроки проката. Именно поэтому даже самые популярные кинокартины так быстро «уходят» с экранов. «Мы ощущаем сильный дефицит экранного времени, — отметил Василий Коктыш. — Фильмы, которые могли бы еще пару недель идти при полных залах, мы вынуждены снимать, чтобы уступить место новым. Договоры с правообладателями готовятся за два месяца вперед, в них четко указано и число залов, и количество сеансов. Повторно получить электронный ключ практически невозможно, потому что тогда мы допустим нарушения договоров по другим фильмам».
Строго отслеживается и число зрителей на сеансах. Залы 12-ти столичных кинотеатров оснащены веб-камерами, в том числе работающими в инфракрасном диапазоне. Имея круглосуточный доступ к картинке, правообладатели наблюдают за наполняемостью залов в режиме реального времени, пересчитывают зрителей. Поэтому ситуации с безбилетниками исключены. «Видеокамеры — одно из требований рынка, — уточнил гендиректор. — Кинотеатры получают фильмы бесплатно. Расчет производится по факту: 50 % кассовых сборов идет правообладателям. И если они увидят, что неоплаченные места в зале заняты, то могут предъявить претензию и отозвать копию фильма, а в цифровых залах и вовсе приостановить сеанс автономно. Поэтому мы четко следуем правилам, продиктованным системой мирового проката».
Василий Коктыш убежден, что Минску нужны новые кинотеатры. Уже в ближайшей перспективе один из них появится на месте бывшего кинотеатра «Авангард» (в районе станции метро «Грушевка»). Его строительство планируется начать в конце 2014 года. «Мы проектировали инженерные сети, но потом, в связи с продлением жилищной застройки в данном месте, вынуждены были все переделывать, — посетовал он. — Разработка нового варианта строительного проекта близится к завершению, после чего будет дан старт строительным работам».
По мнению гендиректора УП «Киновидеопрокат», экономически целесообразным будет и строительство 4-зального кинотеатра в одном из самых быстрорастущих и перспективных микрорайонов — Каменной Горке. Эту идею поддержала администрация Фрунзенского района. «Сейчас мы изучаем территорию в районе слияния микрорайонов Каменная Горка и Масюковщина, подыскивая площадку для строительства, — сообщил Василий Коктыш. — От метро далековато, но если решим вопрос с организацией автостоянки, то кинотеатр будет востребован».
Кинопрокатчики Минска готовы к новым форматам
«Инновационные технологии в кинопроизводстве развиваются стремительно, и нам нужно соответствовать этим тенденциям, — констатировал Василий Коктыш. — Скоро изменится схема получения фильмов в прокат. Сейчас мы получаем по почте фильмы, записанные на жестких дисках, а, переписав данные в память кинопроектора, точно так же отправляем обратно. Такая схема будет действовать только до февраля 2014 года. Весь прогрессивный киномир переходит на современную, менее затратную систему, используя высокоскоростной интернет. Мы не можем остаться в стороне, поэтому будем проводить ко всем кинотеатрам оптоволоконные линии, чтобы можно было напрямую связываться с серверами правообладателей».
Продолжая тему развития инновационных технологий, руководитель УП «Киновидеопрокат» рассказал о том, что для залов в кинотеатрах «Беларусь», «Мир», «Берестье», «Аврора» приобретена система поддержки, которая позволяет смотреть фильмы с частотой 48 кадров в секунду. «В эту версию верят ведущие кинорежиссеры, например, Джеймс Кэмерон. Его следующий «Аватар» будет выпущен в таком формате, и мы готовы к этому, — подчеркнул он. — Мировое кинопроизводство непрерывно совершенствуется. Возможно, скоро и кино в 3D-формате мы будем смотреть без очков. На смену цифровому проектору идет лазерная проекция и голография. Со своей стороны мы, кинопрокатчики, также должны постоянно развиваться, чтобы идти в ногу со всем кинематографическим миром и оставаться в системе мировых релизов, радуя наших зрителей».