Туризм в Беларуси: тенденции и перспективы


Версия для печати

Развитие туризма является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Беларуси. Туристский потенциал нашей республики базируется на многообразии, красоте и первозданности природы, уникальности историко-культурного наследия.
Но каковы современные тенденции развития туризма в Беларуси? Ответ на этот вопрос попытались найти участники круглого стола, который прошел в Доме прессы. На мероприятии обсуждались также перспективы развития экскурсионных туров по Беларуси.

Директор ГУ "Национальное агентство по туризму" В. А. Чернов сообщил, что в Беларуси последовательно реализуется государственная программа развития туризма на 2011–2015 годы. Он подчеркнул, что цель госпрограммы — создание благоприятных условий для формирования эффективного конкурентоспособного туристического рынка, который может обеспечить широкие возможности удовлетворения потребности белорусских и иностранных граждан в туристических услугах.

Следует отметить, что реализация программы позволит стимулировать развитие сферы услуг, гостиничного хозяйства, транспорта, связи, торговли и общественного питания, строительства и реконструкции автомобильных дорог, благоустройства населенных пунктов, производства сувенирной продукции и создать условия рационального использования объектов историко-культурного и природного наследия страны.

Заместитель начальника управления физической культуры, спорта и туризма Минского городского исполнительного комитета С. М. Демешко рассказала, что на территории г. Минска свою туристическую деятельность осуществляет 414 субъектов хозяйствования. Из них 154 организации работают на въездной и выездной туризм, 20 — только на въездной. По данным Мингорисполкома, в 2011 году столицу посетило более 70 тысяч человек.

С. М. Демешко подчеркнула, что развитие туристической инфраструктуры в столице рассматривается сегодня через призму делового и спортивного туризма. "Крупные спортивные мероприятия привлекают наибольшее количество туристов. Немалую роль в этом играют и наши спортивные объекты, которые способны обеспечить с технической точки зрения, да и не только, качественное проведение мероприятия, — сообщила она. — Одно из главных ожидаемых событий в Беларуси — чемпионат мира по хоккею–2014. По нашим предположениям, он привлечет большой поток туристов. Перед этим пройдут еще крупные спортивные соревнования, которые покажут нам готовность столицы к этому событию. Испытать инфраструктуру города "помогут" чемпионат мира по велосипедному спорту на треке и чемпионат Европы по боксу".

С. М. Демешко рассказала, что в Минске уже готово к приему гостей 37 объектов, среди которых есть гостиницы и гостиничные комплексы 4- и 5-звездочного уровня.

"Мы также ориентируемся на прием гостей эконом-класса, поэтому в столице получили свое развитие хостелы (мини-гостиницы), — добавила С. М. Демешко. — Предлагается 40 разнообразных экскурсионных маршрутов с использованием историко-культурного потенциала города. Работу в этом направлении активизировали "Минсктранс", "Белорусская железная дорога", автовокзал "Центральный".

С. М. Демешко сообщила, что осенью планируется запустить экскурсионный автобус по городскому маршруту № 1 "Вокзал — Веснянка". По столице будет курсировать несколько таких машин, красочно оформленных. Их пассажирами смогут стать жители и гости столицы. Особых условий оплаты не будет: потребуется лишь прокомпостировать талон или показать проездной билет. В салоне будут изображения достопримечательностей, расположенных вдоль маршрута. Для пассажиров включат аудиозапись, из которой можно будет узнать сведения об известных минских объектах.

Специалист отметила, что Управление физической культуры, спорта и туризма Мингорисполкома занимается вопросами реализации концепции пространственного ориентирования пешеходов в столице. В рамках этого устанавливаются информационные конструкции и указатели на белорусском, русском и английском языках. В Минске организовано издание более 90 видов рекламно-информационных материалов, сувенирной продукции, мультимедийных презентаций о туристическом потенциале города. Кроме того, впервые вышел в свет карманный путеводитель по Минску.

Начальник отдела организационной работы, оздоровления населения и туризма управления физической культуры, спорта и туризма Миноблисполкома И. С. Малашкевич рассказала, что все большую популярность набирает агроэкотуризм. Были созданы общественные советы по развитию сельского туризма, куда вошли представители СПК, хозяева агроэкоусадеб, лидеры общественных организаций и т. д.

Разработка и принятие Указа Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 372 "О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь", Указа Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 185 "О некоторых вопросах осуществления деятельности в сфере агроэкотуризма" и разработка программы льготного кредитования агроусадеб ОАО "Белагропромбанк" способствуют стремительному развитию агроэкотуризма в стране, позволяют регулировать и контролировать деятельность в этой сфере.

Директор туристической компании "Виаполь" Г. Р. Потаева сообщила, что студентами Белорусского государственного университета разработаны туристические паспорта малых городов: информация об их достопримечательностях, оценка инфраструктуры. Интерес у студентов вызывали населенные пункты, представляющие собой историко-культурное наследие. Это примерно 12 городов в каждой области. Например, в Минской это Воложин, Несвиж, Червень, Ивенец, Раков. Туристические паспорта малых городов планируется передать Национальному агентству по туризму, а также в райисполкомы.

Участники круглого стола сошлись на мысли, что турист требует современных стандартов в обеспечении комфорта своего отдыха, поэтому создание новых туристических маршрутов невозможно без развитой инфраструктуры.

Просмотров: 22 390