Дубой — место особое в историко-культурном комплексе белорусского Полесья. Прошлое старейшей деревни Пинского района, как и полагается, наполнено легендами о подземных ходах, об упавших здесь метеоритах, о сражениях Первой мировой войны, оставившей след на здешней земле в виде воинских кладбищ, о некогда могущественных владельцах — православном монастыре, а затем униатах и иезуитах, о представителях известных дворянских родов, владевших когда-то здесь имением: Полозы, Сапеги, Радзивиллы, Куженецкие. Поселение связано с жизнью белорусских святых, чью деятельность в ХVI в. люди помнят и сегодня. Это Афанасий Филиппович, игумен Брестский, священномученик и католический святой Андрей Боболей.
Сохранился парк, создававшийся продолжительное время, — с середины ХVIII века и всю первую половину ХIХ столетия; сейчас это памятник природы республиканского значения. Из строений, которые производят впечатление, уцелело, на первый взгляд, не очень много — часовня Воздвижения Креста Господня середины ХVIII в. с фресками в интерьере и с выразительным пластическим завершением в виде купола. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена позднее — в 1811 г. Это уже классицизм. Но церковь имеет, как и католическая каплица, в своей основе восьмигранную форму плана зала, что вообще-то встречается достаточно редко. Великолепен парк, соединяющий в единое целое все остатки былой роскоши: памятники архитектуры, водные системы с каналами, прудами и островами. От въездной брамы уцелело немного — только пилоны по сторонам проезда, но они до сих пор достойно и исторически достоверно отмечают главный вход на территорию усадебно-паркового ансамбля.
Все это привлекает внимание знатоков старины, любителей путешествовать, да и просто желающих отдохнуть, узнать что-то новое об истории края, о его природных достопримечательностях. Ведь поселение разместилось рядом с уникальной территорией — одним из природных заказников Полесской низины "Средняя Припять". За последние годы заметно улучшилось состояние парка. Большая часть его уже расчищена от случайно выросших насаждений, что выявило систему аллей и особенности растительного состава, среди которого немало экзотов и старожилов, вплоть до 300-летних дубов.
Для посетителей и отдыхающих, желающих познавательно провести здесь время, начала работать агроусадьба "Дубой над Пиной", основа которой — небольшой деревянный жилой дом. Он хотя и недавних лет строительства (1960-х гг.), но в нем прочитываются традиции местной строительной школы. А также появились дополнения, придавшие ему ярко выраженный игровой, рекреационный характер. Собрана хорошая этнографическая коллекция. Проложены две экологические тропы: по парку и на соседнее озеро. Но характерно, что приезжих неизменно привлекает и река Пина — водная артерия, достаточно значительная по меркам Беларуси. И если паромная переправа для многих превращается в материальное воплощение информации, полученной еще в детстве из сказок и легенд, то гидроузел — в полной мере объект новейшего времени — практически у всех вызывает еще больший и неподдельный интерес.
Дело в том, что в Дубое расположен гидроузел № 1 "Дубой" РУЭСП "Днепро-Бугский водный путь". Его реконструкция, завершившаяся в сентябре 2006 г., превратила это сооружение в современный элемент транспортных коммуникаций. Хотя без истории и тут не обошлось. Суть в том, что река Пина в этом месте стала частью Днепровско-Бугского водного пути, в который входил и известный "Королевский канал", построенный в период с 1775 по 1783 годы. Начало строительства связано с именами гетмана Великого княжества Литовского князя Михаила Огинского и пинского судьи Матеуша Бутримовича. Строительство не раз прерывалось, затем возобновлялось, а основные работы были осуществлены с 1846 по 1848 годы. Самый первый судоходный шлюз — он и получил название "№ 1" — разместился как раз в Дубое.
Реконструкция изменила гидроузел полностью: деревянные конструкции заменены железобетонными, что позволяет лучше поддерживать водный путь в состоянии, обеспечивающем судоходство. Старый шлюз имел параметры, которые определялись плавсредствами прошлого. Поэтому он был короче и шире. Современному буксиру (как его называют местные жители — "толкачу") приходилось вначале вводить в шлюз баржу, отцепляться, перестраиваться, чтобы потом отдельным маневром войти в шлюз, так как оба судна одновременно в шлюзе не помещались. Все это требовало времени. Кроме того, после прохождения шлюза эти маневры, но в обратном порядке, вновь требовали дополнительного времени и усилий. Теперь же новые параметры шлюза позволяют вместе, в одной сцепке "толкачу" и барже пройти шлюз, не разъединяясь. Это — значительная экономия времени, усилий, да и топлива на дополнительные маневры.
Перепад воды в районе гидроузла может достигать 3,5 метров, что создало благоприятные водно-энергетические условия для размещения здесь малой гидроэлектростанции, расчетная мощность которой составила 330 кВт/ч. Малая ГЭС разместилась на месте старого шлюза, берега соединила плотина со зданием, в котором под динамичной скатной крышей установлены три низконапорные гидроэнергетические установки. А большие оконные проемы позволяют зрителю понять процесс получения электроэнергии.
Среди других сооружений гидроузла обращают внимание пульты управления шлюзом в виде небольших объемов под шатровыми крышами, напоминающих башенки, и административное здание с представительным портиком, разместившееся в центре комплекса. Элементы благоустройства, в частности, металлические части ограждений и фонари освещения придают комплексу гидроузла парадный вид, что также привлекает посетителей. Здесь оказывается интересным буквально все. Например, зритель вдруг обнаруживает, что ворота шлюза раскрываются по-разному: со стороны Пинска они распашные, со стороны Бреста — наклонные. Это определено исходя из технологической необходимости. Но именно благодаря этой разности зрители с интересом наблюдают процесс прохождения судов.
Гидроузел № 1 работал давно. Он известен еще с довоенного времени как важный и активно действовавший объект водного пути. Но его удачная реконструкция, выполненная с ориентацией на высокий уровень архитектурно-художественных решений, превратила сооружение с преобладанием технических функций в привлекательный и познавательный элемент ландшафта. Поэтому включение его в систему туристских маршрутов, формирующихся по этой части Полесья, стало закономерным признанием успешности многого, что определяет современную Беларусь.