Треть мирового рынка большегрузной карьерной техники


Версия для печати

"Беларусь по статистике входит в десятку ведущих стран мира по производству грузовых автомобилей на душу населения, но особенно сильны на мировом рынке у нас позиции в карьерной технике", — сообщил заместитель директора по научной работе Объединенного института машиностроения НАН Беларуси Владимир Борисович Альгин на пресс-конференции, посвященной 55-летию создания института. Большая заслуга в этом принадлежит предприятию "Белорусский автомобильный завод" (г. Жодино). Известно, что каждый третий самосвал, работающий на карьерах по всему миру, изготовлен именно на этом заводе. В Беларуси эксплуатируется менее 1 % произведенной техники. Как такое возможно? На этот и некоторые другие вопросы ответил директор НТЦ карьерной техники Объединенного института машиностроения НАН Беларуси, Герой Беларуси Павел Лукьянович Мариев.

— Белорусские карьерные самосвалы предназначены для работы в местах добычи полезных ископаемых открытым способом, при которой разработка месторождения производится в карьерах различной глубины, расположенных на поверхности, — поясняет собеседник. — У нас в Беларуси практически нет таких полезных ископаемых, при разработке которых понадобилась бы столь крупногабаритная техника. Поэтому из 20 тысяч ныне эксплуатируемых в мире БелАЗов в белорусских карьерах всего около 100 единиц.

В дополнение стоит сказать, что сотня жодинских самосвалов используется на трех месторождениях страны: в Микашевичах Брестской области при добыче гранитов, вблизи поселка Руба Витебской области на разработке доломитового камня, на гравийных карьерах в районе Жлобина Гомельской области.

— В какие страны ведется поставка белорусской крупногабаритной карьерной техники? Есть ли государство-лидер в этом списке?

— Сегодня с уверенностью могу сказать, что наша карьерная техника востребована во всех странах, где ведется разработка и добыча полезных ископаемых открытым способом. Поставки идут по всему миру: в Австралию, юго-восточную Азию, включая Индию, южную Африку, латиноамериканские страны. В большинстве стран Европы остановлена добыча полезных ископаемых открытым способом, все резервы законсервированы, и разработка месторождений ведется только закрытым способом. Для этого не нужны самосвалы грузоподъемностью в 30 тонн и выше. Поэтому в эти страны мы не поставляем такую технику. Но здесь есть и свои плюсы. Государства преимущественно Западной Европы покупают много сырья у России. Добыча ископаемых ведется здесь не только для удовлетворения потребностей внутреннего рынка, но и на экспорт в страны СНГ и Европы. И это самая главная причина того, что наша восточная соседка занимает первое место в списках поставок БелАЗа, а тесные научные контакты с Россией оказывают позитивное воздействие на развитие белорусских исследований в области тяжелой карьерной техники.

Посудите сами, карьерный самосвал — это специальная техника. Чем правильнее мы приспособим ее для работы в условиях меняющихся ландшафтов карьера, тем лучше удовлетворим покупателей. Как я уже говорил, у нас в стране не много участков, где можно проводить какие-то специальные испытания. Тем не менее, мы можем наблюдать за всеми изменениями, происходящими при разработке месторождений полезных ископаемых открытым методом. Это возможно благодаря сотрудничеству с Уральским отделением Российской Академии наук, конкретнее, с Институтом горного дела.

Кроме того, в структуре Белорусского автомобильного завода и Объединенного института машиностроения Национальной академии наук Беларуси есть подразделения, сотрудники которых изучают геологические изменения в местах эксплуатации техники, технологии их развития. Это дает возможность соблюдать все необходимые технические требования, которые впоследствии позволяют обеспечить соответствующий мировым потребностям уровень карьерных самоходных машин.

— Какие виды карьерной и строительной техники, помимо самосвалов, выпускает белорусская машиностроительная промышленность?

— Если рассматривать белорусскую промышленность в целом, то можно отметить продукцию предприятия "Амкодор" — это дорожно-строительные машины. Белорусский автомобильный завод, помимо самосвалов, выпускает погрузчики, в том числе крупные, с объемом ковша до 6 м3, а также фронтальные. На базе предприятия производятся бульдозеры. В Могилеве на заводе, входящем в состав БелАЗа, выпускают технику для подземной добычи полезных ископаемых.

К сожалению, такой номенклатуры строительной техники недостаточно для удовлетворения потребностей белорусской промышленности и занятия более выгодного места на мировом рынке. До недавнего времени существовала необходимость открытия в стране производства экскаваторной техники. И вот буквально недавно в Гомельской области наладили серийное производство первого белорусского экскаватора на гусеничном ходу. Такая линия открылась на Жлобинском ремонтно-механическом заводе. Экскаваторы "Днепр" собирают из комплектующих частей белорусского (65 %), немецкого, китайского, итальянского и корейского (всего 35 %) производства.

Развитие белорусского большегрузного карьерного машиностроения не стоит на месте. Проводятся испытания как на полигонах, так и на виртуальных площадках. Совершенствуются технологии, внедряются инновации. Делается все возможное, чтобы и в дальнейшем можно было рассчитывать на достойную прибыль и представление нашей страны за рубежом.

Всего просмотров: 5 926
Опубликованно: 04.09.2012