Транспортные инновации


Версия для печати

Согласно государственной программе развития автомобильного транспорта на 2011–2015 гг., в Беларуси продолжается внедрение в отрасли инновационных технологий. В этом уже успели убедиться жители столицы: в Минске на остановочных пунктах начали устанавливать электронные табло, извещающие о точном времени прибытия транспорта. А пассажиры г. Барановичи в скором времени испытают на себе систему "Единого проездного документа". Транспортные инновации оценил и корреспондент "РСГ".

Электронные табло: осталось пять минут…

Следует отметить, что новшество сразу же пришлось по вкусу горожанам, ведь теперь, ожидая на остановке транспорт, больше не приходится вглядываться вдаль и гадать, когда же приедет долгожданный автобус или троллейбус. Данная новинка, по отзывам минчан, помогает правильно организовать свое время, поскольку нужную информацию можно увидеть на светодиодном табло: номер маршрута, его конечную точку, время, оставшееся до прибытия ближайшей и следующей за ней машин.

Как рассказал начальник отдела системного администрирования ГП "Минсктранс" Станислав Станиславович Трофимов, установка электронных табло на остановочных пунктах столицы — важная составляющая создания новой автоматизированной системы диспетчерского управления пассажирским транспортом, построенной на спутниковой системе навигации. В рамках этого масштабного проекта кабины водителей оснащают навигационными терминалами МТВ-128. Система строится на основе GPS и позволяет в режиме он-лайн отследить, где находится и по какому маршруту движется автобус или троллейбус. Модуль GSM-связи передает данные в центр управления движением, откуда по такому же GSM-каналу информация отправляется на табло.

Глобальная спутниковая система позиционирования значительно упростила работу водителей. На небольших экранах приемников отображается важная информация. Например, водители ориентируются на текущее, синхронизированное с сервером, а значит, единое для всех время. Также есть возможность следить за графиком движения — насколько автобус или троллейбус опережает или, напротив, отстает от него. Проект столичных транспортников относится к категории инновационных. Источником его финансирования выступает городской бюджет.

С. С. Трофимов подчеркнул, что первое электронное табло начало работать в тестовом режиме на остановке "Червенский рынок" по улице Аранской в Минске в конце мая нынешнего года. Тогда разработчиками и изготовителями ноу-хау выступило ОАО "Промсвязь". На сегодняшний день система успешно прошла тестовый режим, и началось ее внедрение. В начале августа аналогичные светодиодные табло, изготовленные промышленной компаний ООО "Алвитэкс", порадовали пассажиров еще на пяти остановочных пунктах. Два из них установлены на ул. Московской (возле станции метро "Институт культуры"), по одному — на пр. Пушкина (возле станции метро "Пушкинская"), на ул. Сурганова (остановка "Дом печати") и на пр. Независимости (возле станции метро "Московская").

"В первой модели электронного табло, установленного на "Червенском рынке", светодиоды, благодаря свечению которых выводится необходимая информация, спрятаны за защитным стеклом, а на новых экранах они выведены наружу, что не дает конденсату собираться внутри конструкции, — объяснил С. С. Трофимов. — Кроме того, вторая модель конструкции удобна для обслуживания".

Планируется, что в нынешнем году количество табло еще увеличится.

Единый проездной документ: Ну, заяц, погоди…

Жизнь современного города трудно представить без автобусов, троллейбусов, метро… И так же, как многообразен общественный транспорт, различны инструменты оплаты за проезд. В будущем все это "изобилие" может заменить единый проездной документ (ЕПД).

В скором времени безналичная оплата проезда на городском пассажирском транспорте на основе единого проездного документа будет внедрена на базе ОАО "Автобусный парк г. Барановичи". Пилотный проект планируется реализовать поэтапно до конца 2013 года, на сегодняшний день ведется разработка оборудования и программного обеспечения. Базовой организацией по внедрению ЕПД, подведомственной Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, является РУП "Информационно-вычислительный центр авиации".

"Основой автоматизированной системы "Единый проездной документ" служит установленная в автотранспортных организациях автоматизированная система диспетчерского управления перевозками в регулярном сообщении (АСДУ), — объяснил начальник отдела эксплуатации информационных систем и оптимизации перевозок на транспорте РУП "ИВЦ авиации" Виталий Валерьевич Шкуратов. — Таким образом, будут автоматизированы процессы сбора оплаты за проезд и учет пассажиропотоков в городском транспорте. В связи с этим планируется выпустить в обращение многоразовые пополняемые электронные проездные билеты (единый проездной документ)".

В. В. Шкуратов отметил, что новый билет представляет собой бесконтактную пластиковую карточку, выполненную на основе микросхемы и содержащую необходимую для оплаты проезда информацию. Карточка прикладывается к специальному электронному компостеру, а ресурс с нее списывается в зависимости от расстояния или времени поездки. При этом будут учитываться вид транспорта, маршрут, расстояние (время) поездки. Следует отметить, что "проездной" прикладывается к компостеру дважды: на входе в транспортное средство и при выходе из него. Если же пассажир забыл "обозначить" свой выход, то у него спишут оплату за весь маршрут.

"Для тарификации стоимости проезда используется универсальная единица тарификации стоимости проезда, имеющая определенный денежный эквивалент, т. е. с карточки будут списываться не деньги, а специальные единицы. Благодаря этому можно дифференцировать стоимость проезда: например, по времени, расстоянию и даже по конкретным маршрутам. Информация об оплате проезда записывается в память проездного документа для обеспечения возможности контроля оплаты, — объяснил начальник отдела эксплуатации информационных систем и оптимизации перевозок на транспорте. — Преимущества нововведения налицо: это устойчивость к взлому и подделке, хранение предоплаченной стоимости проезда в памяти микросхемы, оплата проезда в автономном режиме, длительный срок использования (до 10 лет) и др.".

Пополнить баланс проездного можно будет с применением современных банковских технологий (SMS-банкинг, интернет-банкинг, банковские пластиковые карточки). По истечении срока действия карточки ее можно будет сменить на новую. Если же сумма на карте будет недостаточной для оплаты проезда, пассажир сможет оплатить проезд, купив билет (в этом случае за фиксированную стоимость) у водителя, в кабине которого установят специальный терминал.

"Во избежание пассажирских "пробок" планируется установить по два электронных компостера на входе/выходе из транспортного средства, а также в салоне", — объяснил В. В. Шкуратов.

Основная цель проекта заключается в снижении расходов на производство (закупку) и распространение бумажной билетной продукции и, как следствие, улучшение финансово-экономических показателей предприятий-перевозчиков. Не потребуется и целой "армии" кондукторов (они будут переведены в состав контрольно-ревизионной службы). Ожидается также снижение расходов на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств за счет оптимизации маршрутной сети на основании собираемых в автоматическом режиме статистических данных о пассажиропотоках. Гражданам такая система даст не только возможность оплачивать фактически совершенные поездки, но и вероятность получения скидок и бонусов за активное пользование транспортными услугами. Таким образом, единый проездной документ выгоден как предприятиям-перевозчикам, так и пассажирам.

В конечном итоге планируется создание единой республиканской системы дифференцированной оплаты проезда в городском и пригородном автомобильном пассажирском транспорте. В перспективе возможности этой системы могут быть использованы на всех видах транспортных средств, осуществляющих внутриреспубликанские перевозки.

В заключение В. В. Шкуратов отметил, что все мероприятия по внедрению системы (создание программно-технической инфраструктуры, разработка тарифной политики, внесение необходимых изменений в законодательство и др.) будут сопряжены с широкой информационной кампанией, направленной на формирование у населения позитивного отношения к единому проездному документу.

Сегодня относительно новшеств в сфере транспортной отрасли существуют различные мнения. Есть как сторонники новинок, так и те, кто "против". Время покажет, кто прав. А нам, пассажирам, остается надеяться, что все транспортные инновации окажутся "счастливым билетом".

Всего просмотров: 12 279
Опубликованно: 17.09.2012