ТЕАТР-ФЕНИКС готовится к возрождению


Версия для печати

Небольшая по масштабам, но не по значимости стройплощадка на пересечении центральных столичных улиц Маркса и Энгельса находится сегодня в центре внимания не только культурной общественности, но, в первую очередь, Правительства и специалистов республики. Велика роль в организации процесса реконструкции с частичной реставрацией здания Национального академического театра им. Янки Купалы непосредственно Премьер-министра Республики Беларусь М. В. Мясниковича. В заседаниях штаба стройки под председательством заместителя Премьер-министра А. Н. Калинина принимают участие Министр архитектуры и строительства А. И. Ничкасов, Министр культуры П. П. Латушко, председатель Мингорисполкома Н. А. Ладутько, руководители службы заказчика, генпроектировщика, генподрядчика и др. Регулярные рабочие совещания на объекте проводят заместитель Министра архитектуры и строительства Д. И. Семенкевич и заместитель Министра культуры В. И. Кураш.

В Беларуси сохранилось считанное число театральных зданий, подобных носящему сегодня имя Янки Купалы. Его история берет начало в далеком 1887 году, когда Минская городская дума единогласно приняла решение о строительстве городского театра. 26 июня 1888 г. была произведена торжественная закладка первого камня будущего здания, запроектированного варшавским архитектором Карлом Козловским. Работы завершились весной 1890 г., и 5 мая состоялось торжественное открытие театра.

Надо сказать, что уже в процессе строительства проект претерпел некоторые изменения. Да и потом здание нередко подвергалось ремонту, порой значительному. К нему был пристроен тамбур, переделаны ложи, расширены лестницы, откорректирован декор…

После революции с главного фасада, а точнее — с аттика была снята лира, место которой занял герб БССР, а из полукруглых ниш убрали бюсты. Позже балясины заменили металлической решеткой. Над тамбуром надстроили фигурный аттик.

Можно сказать, что в довоенный период здание больше изменилось, чем во время Великой Отечественной войны, в ходе которой театр практически не пострадал, хоть и пришел в удручающее запустение.

Некоторые изменения интерьеров театра, запроектированные Г. Заборским, произошли в 1949 г. А в 1950-е гг. практически полностью утратили первоначальный облик фасады в результате реконструкции, выполненной по проекту А. Духана. Исторический объем сооружения оказался почти весь внутри пристроенного здания. Со стороны главного фасада над одноэтажными центральной и боковыми частями было надстроено по два этажа, а со стороны сквера здание дополнили 4–5-этажные новоделы.

Сегодня исторической части здания Национального академического театра им. Янки Купалы решено, по возможности, вернуть первоначальный облик. Как рассказала научный руководитель проекта Людмила Владимировна Иванова, перед специалистами стоит цель максимально сохранить и реставрировать исторические фасады и интерьеры.

Несмотря на пристройки, планировочная структура здания конца XIX века сохранилась достаточно хорошо, что позволяет реставрировать его историческую часть.

Главный и боковой фасады со стороны ул. К. Маркса будут практически такими же, какими их знали жители уездного Минска. Их облик сохранили для нас проект К. Козловского и старинные фотографии, что позволяет максимально воссоздать авторский замысел.

Сложнее обстоит дело с интерьерами. С одной стороны, есть архивные чертежи, выполненные варшавским архитектором. С другой — неизвестно, насколько их решения были воплощены в жизнь: историческое декоративное убранство интерьеров практически полностью утрачено, а его изображения не дошли до наших дней.

В то же время отрывочные сведения можно почерпнуть из смет и описаний современников. Кроме того, похожее театральное здание по проекту К. Козловского было построено в 1888 г. в Люблине, и польские коллеги любезно предоставили белорусским проектировщикам фотографии его интерьеров. "Зрительный зал там потрясающе похож на наш. Сразу видно, что проекты в Люблине и в Минске делала одна рука! — отметила Л. В. Иванова. — Материалы, высланные из Польши, помогли нам убедиться в том, что мы на правильном пути".

Так, в польском зрительном зале есть такие же, как в Минске, ложи, колонны на балконе и пол-пандус. Отличие заключается в том, что если там колонны установлены и в ложах, то у нас, как утверждают архивные документы, в процессе строительства от них отказались. Дело в том, что они достаточно сильно снижали видимость, ограничивая места одним рядом. Теперь же в ложах их два…

В целом в зрительном зале проектом реконструкции первоначально предусматривалось 400 зрительских мест. Однако затем там было решено установить комфортабельные кресла индивидуального изготовления с подлокотниками, что несколько сократит их количество. "Правда, — прокомментировала Людмила Владимировна, — театр и не стремится к тому, чтобы "раздуть" число мест — главное, чтобы зрителям было удобно, и хорошо просматривалась сцена".

Согласно проекту реконструкции, будет полностью переоснащена сцена. В театре появятся современные режиссерские пульты управления, новое осветительное и звуковое оборудование.

Предусмотрено восстановление перегородок для организации лож, а также демонтаж барьеров бенуара и балконов, появившихся в 1950–1960-х гг. На месте последних будут воссозданы ограждения, соответствующие историческим и украшенные архитектурным лепным декором: гирляндами, маскаронами, филенками. К слову, все декоративные элементы зрительного зала воспроизводятся по архивным чертежам Карла Козловского. Из аутентичных деталей до наших дней сохранились лишь потолок, венчающий карниз и плафон.

Пол зрительного зала запроектирован со специальным ковровым покрытием. Сиденья и спинки кресел, перегородки лож, ограждения бельэтажа и балкона будут отделаны бархатной тканью.

Мебель, светильники, ограждения лестниц, дверные блоки в реставрационных помещениях зрительской части театра решены на основании аналогов в стилистике середины — конца XIX века.

Входя в здание театра, зрители будут попадать в вестибюль и фойе первого этажа. Гардероб предусмотрен в подвальном этаже. С самого начала пришедших будет окружать неповторимая театральная атмосфера: гранитная отделка полов, литое ограждение лестниц и зеркала в рамах из бука. В фойе второго этажа предусмотрено воссоздание каминов с зеркальными фронтальными плоскостями и фарфоровые вазы, соответствующие стилистике интерьеров.

Цветовая гамма театральных интерьеров также будет исторической — сине-бирюзовой. Правда, в зрительном зале цвет будет более насыщенным и глубоким. Дело в том, что в сравнительно небольшом помещении при современной системе освещения поверхности стен могут бликовать. Что касается мебели, то ей планируется придать теплый белый оттенок.

"Пожалуй, одним из самых сложных вопросов реконструкции стал поиск решения по увеличению площадей для нужд театра, — поделилась Л. В. Иванова. — Здание имеет маленькую территорию, за пределы которой нельзя выходить, поскольку окружающий его Центральный сквер, как и сам театр, является историко-культурной ценностью".

В настоящее время работы по реконструкции и реставрации театрального здания находятся в самом разгаре. "РСГ" планирует освещать ход строительства, завершение которого намечено на декабрь 2012 года.

Всего просмотров: 6 253
Опубликованно: 06.02.2012