Связь времен


Версия для печати

Одноименная выставка казачьего костюма открыла свои двери для посетителей в минувшую субботу в Доме-музее I съезда РСДРП (г. Минск). Ее подготовил белорусский коллекционер и исследователь казачьей культуры Игорь Михайлович Бабицкий. За несколько дней до вернисажа мы встретились с автором экспозиции, чтобы побеседовать о тенденциях развития костюмов и архитектуры казацкого жилища, а затем приняли участие в открытии выставки.

Заместитель директора Национального исторического музея Республики Беларусь Н. В. Колымаго поздравила всех с открытием такой важной экспозиции. "Почему столь большое значение мы придаем воссозданию прошлого? — начала она. — Дело в том, что в годы Великой Отечественной войны фонды белорусских музеев, в том числе исторического, были вывезены. После окончания военных действий на родину вернулась лишь небольшая их часть. И, несмотря на то, что сегодня наши экспозиции являются самыми крупными в Беларуси, ряд предметов быта и одежды по-прежнему не восстановлены. Большая работа по их реконструкции продолжается, поэтому данная выставка очень интересна как исследователям, работникам музеев, так и неравнодушным к истории белорусам".

В нашем обществе возрождается интерес к истории и обычаям различных этнических групп. На протяжении веков именно одежда, как важная часть культуры, сохраняла коллективную память и опыт народа. Наиболее визуально ярко и насыщенно продемонстрировать особенности уклада казачьей жизни призван традиционный казачий костюм. Он и сегодня не перестает впечатлять своей выразительностью декора, в том числе деятелей моды. Недаром именно показ традиционного казачьего костюма открывал в этом году Фестиваль современной и авангардной моды "Мамонт", тем самым "объединяя времена", даря вдохновение молодым дизайнерам. Это подтвердили и почетные гости выставки: организатор показа Юрий Будько, известный белорусский модельер Иван Айплатов и шоумэн Дмитрий Врангель.

На выставке была представлена форма казачьих формирований, начиная с XIX века до настоящего времени: казачья форма времен I Мировой войны, кавказских казачьих войск, Амурско-Уссурийской казачьей флотилии, периода гражданской и Великой Отечественной войн (форма партизанская, кубанского казачьего полка), мн. др. Можно смело сказать, что представленная экспозиция разрушила распространенный миф о том, что единственным головным убором казаков была папаха, а верхней одеждой — бурка. В годы последней войны казаки мало чем отличались от советских солдат. Подтверждением тому служат шинели, шапки-ушанки, каски с отметками казачьих формирований.

Основная часть экспонатов, представленных на суд посетителей музея, является оригинальной. К сожалению, некоторые из элементов национальных костюмов доступны только после реконструкции. Глядя на эволюцию казачьего костюма, понимаешь тесную связь эпох и событий, взаимозависимость "модных тенденций" различных этнических групп. То же можно сказать и про предметы быта казаков, которые Игорь Михайлович коллекционирует последние полтора десятка лет. Собранного за эти годы хватит, чтобы полностью обустроить дом. "Почему только 15 лет? Безусловно, интерес к своим корням присутствовал всю жизнь, но раньше тема казачества была, фактически, "вне закона", — рассказал И. М. Бабицкий. — Лишь с приходом действующего Главы государства нам вновь разрешили носить папаху, создавать казачьи формирования".

Вместе с тем, что во многом быт казаков был схож с другими народностями, были и продолжают существовать отличительные черты. В частности, в архитектуре и строительстве. Характерной особенностью казачьего куреня является 4-скатная крыша. Казалось бы, куда проще установить 2-скатную. Однако именно 4-скатные крыши распространены на юге Руси в казацких землях. По наблюдениям местных жителей, такая кровля является более теплой и надежной. Если говорить о преимуществах этого решения с точки зрения религии, то пирамида, по словам нашего собеседника, символизирует собой дорогу к Богу, по которой человек имеет возможность подниматься все выше и выше. В России этот прием планируют взять на вооружение в настоящем. Фонд казачества северо-запада России, который возглавляют Станислав Пирнач и Илья Тюриков, действует не так давно. Но уже разработана программа, согласно которой до 2015 года будут возрождены традиции казацкого хутора — по всем правилам строительства гармоничного жилища.

В силу географических особенностей, климата и характера растительности отличались и строительные материалы в различных регионах, где селились казаки. К примеру, в Беларуси — "лесной державе" — не приходилось думать над альтернативными древесине решениями. В то же время казацкие поселения чаще всего располагались в степи, регионах с развитым скотоводством. Поэтому основного стройматериала не хватало, и его использовали ровно столько, чтобы возвести основу. Затем дома утеплялись с помощью самана — смеси глины, соломы и конского навоза. Кроме того, что такая "штукатурка" обладала прекрасными теплоизоляционными свойствами, она не трескалась из-за перепада температур и иного внешнего воздействия.

К сожалению, фотоматериалов на тему строительства на данной выставке не было — гостей ждало другое шоу. Демонстрация искусного владения шашкой и традиционные казачьи песни не оставили равнодушными ни посетителей экспозиции, ни случайных прохожих.

Всего просмотров: 5 496
Опубликованно: 14.11.2011