"Строммашина": инициатива, инновации, инвестиции в действии


Версия для печати

Практически на протяжении века стройкомплекс Беларуси использует в своей деятельности технологическое оборудование, машины и механизмы, выпускаемые под известной в республике и за рубежом отечественной маркой — ОАО "Могилевский завод "Строммашина". В недавнем времени впервые над белорусскими стройками стали возвышаться башенные краны отечественного производства, изготовленные на этом предприятии. Однако на этом завод не останавливается и активно расширяет номенклатуру продукции, участвующую в госпрограмме импортозамещения и экспорта строительных товаров и услуг. Более подробно о прошлом, настоящем и будущем предприятия рассказал генеральный директор могилевского завода "Строммашина" Геннадий Викторович Ануфреенко.

— Геннадий Викторович, ОАО "Могилевский завод "Строммашина" стоит на пороге своего 100-летия. Отметьте, пожалуйста, наиболее важные события, произошедшие в жизни предприятия за последнее время.

— Столетие — много это или мало? Для человека это весьма почтенный возраст, а для предприятия — лишь период становления и развития, осмысления пройденного пути и определения дальнейших перспектив. Сделано за эти десятилетия многое. Начав свой путь с обычной кузнечной мастерской на окраине города в 1913 году, завод вырос в крупнейшее индустриальное предприятие страны, которое обеспечивает строительный комплекс Беларуси, ближнее и дальнее зарубежье строительным оборудованием и машинами.

Ни одно предприятие Могилевщины сегодня не может похвалиться столь широким номенклатурным перечнем продукции, которую освоили строммашевцы. Здесь был произведен первый в Беларуси лифт и дана жизнь двум градообразующим предприятиям — ОАО "Могилевлифтмаш" и ОАО "Могилевский завод "Электродвигатель". Арматура и металлоконструкции, которые изготавливал завод, использовались при строительстве железнодорожных и автомобильных мостов, нестандартное оборудование — для строительства первенца белорусской химии — завода искусственного волокна. В годы Великой Отечественной войны для нужд обороны "Строммашина" производила авиационные двигатели.

С 1946 года завод начал выпуск оборудования для строительной индустрии и промышленности стройматериалов. Именно тогда был собран первый пресс для производства кирпича. С него и началось изготовление автоматизированных высокопроизводительных технологических линий, которыми вот уже более полувека славятся строммашевцы. В последние годы завод освоил изготовление линий, каждая из которых способна производить от 10 до 75 млн штук кирпича в год.

В рамках реализации соответствующего Указа Президента Республики Беларусь заводом в полном объеме изготовлен и поставлен комплекс оборудования для Лоевского комбината строительных материалов. Кроме того, коллективом предприятия проделана большая работа по модернизации действующих кирпичных производств республики — Минского, Радошковичского, Горынского и Обольского комбинатов строительных материалов. Оборудование для производства керамического кирпича поставлялось в Боливарианскую Республику Венесуэла.

В номенклатурном перечне выпускаемого оборудования свыше 600 наименований агрегатов, машин и оборудования. Это целые технологические линии и отдельное оборудование для производства кирпича, асбестоцементных труб и шифера, рубероида, тротуарной плитки, стеновых и бортовых камней и т. д.

— Останавливаться на достигнутом и работать по накатанной — не в духе завода "Строммашина". Какие современные технологические процессы внедряются на предприятии, как расширяется номенклатура продукции?

— Завод стремится шагать в ногу со временем, производить конкурентоспособную, востребованную на рынке продукцию. Нами освоен выпуск целого ряда сложнейших машин и оборудования. Это линии для производства железобетонных шпал, тюбинговая крепь для горнодобывающей отрасли и метрополитенов, башенные краны, шагающие отвалообразователи для горнодобывающей промышленности, нефтедобывающая техника, оборудование для производства гипсовых пазогребневых плит, техника для военно-промышленного комплекса и т. д.

Приоритетным направлением деятельности завода является изготовление оборудования для производства предварительно напряженных железобетонных шпал с различными видами скреплений и брусьев стрелочных переводов. Для модернизации действующих и создания новых производств поставлено оборудование более чем для 20 технологических линий, которые эксплуатируются в различных регионах России, Украины, Казахстана, Туркменистана, Монголии и др., что дает возможность стабильно работать на экспорт. В полном объеме поставлена линия для "Осиповичского завода ЖБК" по заказу Белорусской железной дороги.

Расширяя рынки сбыта, осваивая новые конкурентоспособные изделия, заводом поставлено оборудование и полный комплект форм в Казахстан для распространенного в Европе крепления "ФОСЛО".

По заказу "Белшпала" (г. Белгород) освоен выпуск форм для производства челноковых и мостовых шпал, которые применяются при реконструкции железной дороги в г. Сочи в рамках проведения мероприятий по подготовке к проведению зимней Олимпиады, согласован вопрос с ОАО "БЭТ" (филиал ОАО "РЖД", г. Москва) по поставке форм для производства брусьев стрелочных переводов высокоскоростных путей, разрабатывается соответствующая документация.

Совместно с итальянской фирмой OLMI заводом изготовлена и поставлена технологическая линия для производства шпал, в том числе 450 форм, по новой западноевропейской технологии в г. Челябинск (Россия). Прорабатывается вопрос по совместной работе на поставку 4-х местных форм и оборудования для новых линий в Российской Федерации.

В 2012 году заключены договоры на поставку 600 форм для производства железобетонных шпал и отдельного оборудования на Лискинский, Вяземский, Челябинский, Горновский, Чудовский, Иркутский, Хабаровский шпальные заводы России.

— Перед предприятиями республики, помимо повышения экспортного потенциала, стоит задача снизить импортную составляющую в производственной деятельности. Как решаются данные вопросы на заводе?

— Одним из важнейших приоритетов в работе завода в последние годы стала реализация программы импортозамещения. В условиях отсутствия в Беларуси энергоресурсов и сырья для машиностроения на заводе делалось все возможное, чтобы наладить выпуск недостающего оборудования, оснастить им предприятия республики, снизив соответствующие расходы на его приобретение по импорту.

Осуществление намеченного плана началось с производства запасных частей для РУП "ПО "Белоруснефть". В 2003 году был изготовлен первый образец привода штангового глубинного насоса. Нефтяники высоко оценили качество этого оборудования. Теперь заказы на изготовление нефтекачалок и комплектующих к ним предприятие получает постоянно. На 2012 год заключен договор по изготовлению приводов штанговых глубинных насосов для РУП ПО "Белоруснефть" в количестве 52 штук на сумму свыше 30 млрд рублей. И здесь для завода открываются новые перспективы, поскольку нефтедобыча в Беларуси из года в год будет расти за счет ввода в строй новых нефтяных скважин.

В рамках программы импортозамещения могилевский завод активно сотрудничает и с ОАО "Беларуськалий". В 2005 году для шахты строящегося Краснослободского рудника была изготовлена тюбинговая крепь весом около 10 000 тонн. В ходе реализации данного проекта специалисты-строммашевцы тесно сотрудничали с коллегами "Беларуськалия". Проводились совместные приемки продукции, рабочие совещания, испытания и учитывались все предложения и пожелания заказчика. Благодаря такому взаимодействию был достигнут требуемый высокий уровень качества продукции. И как результат — заслужено доверие со стороны промышленного гиганта страны, поступают новые крупные заказы на изготовление тюбингов для строящихся рудников. В 2008–2009 гг. производилась поставка тюбинговых колец для Березовского рудника ОАО "Беларуськалий". Общая масса тюбингов для комплектования двух стволов составила 10 740 тонн. В 2011–2012 гг. тюбинговые кольца экспортировались на Ковдорский ГОК, Пермский край. Общая масса поставленных изделий составила 3 000 тонн.

В настоящее время в стадии заключения договор на поставку тюбингов для Гарлыкского месторождения в Туркменистане.

С 2006 года на заводе освоено производство чугунных тюбинговых колец для строительства новых линий Московского метрополитена диаметром 5,5; 9,5; 9,8 м.

Масштабной работой всего коллектива ОАО "Могилевский завод "Строммашина" стало изготовление для ОАО "Беларуськалий" шагающего отвалообразователя ОШ 1600, предназначенного для приема и транспортирования отработанных пород. Это уникальное оборудование массой 600 тонн было выпущено в Республике Беларусь впервые. Конструкция отвалообразователя со временем была усовершенствована, и на сегодняшний день предприятие изготовило для белорусских калийщиков 5 таких машин. Кроме этого, совместно с Солигорским институтом проблем ресурсосбережения освоены и изготавливаются запасные части и производится ремонт горнопроходческих комбайнов ПК-8.

Снижение импортной составляющей в производимой продукции и используемых материалах — одна из основных задач, что особенно важно при серийном производстве продукции. Поэтому с начала освоения крана башенного КБМ-401П была активизирована работа в этом направлении. В результате работы по импортозамещению и снижению доли импорта при производстве кранов на заводе освоены все 5 типов применяемых редукторов. Налажены тесные связи с другими предприятиями республики: Белорусским металлургическим заводом — по поставке труб, Солигорским заводом "Универсал-Лит" и КЗТШ г. Жодино — по отливкам; ООО "ЭСКО" г. Могилев — по электродвигателям со встроенным тормозом . В общем это позволило снизить процент удельного веса импортосоставляющей на один кран, который в 2007 г. составлял 45,1 %, а в 2012 г. — 17,4 %.

— Любой производитель, работающий на зарубежном рынке, знает, что призыв "Купляйце беларускае" там не работает. Назовите, пожалуйста, главный аргумент конкурентоспособности продукции предприятия.

— Постоянный спрос на продукцию ОАО "Могилевский завод "Строммашина" — высшая гарантия стабильности производства, а значит, и благосостояния заводчан. Поэтому одной из основных стратегических целей предприятия является закрепление устойчивых позиций на освоенных рынках и расширение географии поставок выпускаемой продукции. Специалистами постоянно совершенствуется деятельность в области изучения и прогноза рынков сбыта как традиционных, так и перспективных, проводится анализ маркетинговой информации.

На основе таких исследований определяются задачи, которые необходимо решать в ближайшей перспективе. В первую очередь разрабатывается плановая стратегия взаимодействия "Строммашины" с крупнейшими отечественными и зарубежными производителями строительного оборудования, изучаются их перспективы развития, анализируются потребности. Если какое-либо оборудование на Могилевском предприятии не освоено, перед техническими службами ставится задача по его разработке и внедрению в серийное производство.

Рынки отдельных стран имеют свои особенности. Они отличаются друг от друга степенью конкуренции и уровнем государственной поддержки производителя. Все это изучается заводскими специалистами в области маркетинга. Для сохранения рынков сбыта завод использует дифференцированный подход к каждому из них, повышая при этом качество и надежность выпускаемого оборудования. Эти мероприятия, а также своевременная перестановка акцентов с одних рынков сбыта на другие, позволяют оперативно реагировать на все изменения рыночной конъюнктуры и не допускать падения темпов экспорта продукции в страны ближнего и дальнего зарубежья.

Один из рыночных постулатов гласит: "Если у вас нет конкурентоспособного товара, у вас нет ничего". Поэтому при разработке и модернизации продукции строммашевцы придают большое значение сотрудничеству с научно-исследовательскими институтами и проектными организациями Беларуси и России, что позволяет производить конкурентоспособную продукцию. Среди них ОАО "Белгорхимпром"; ЗАО "Солигорский институт проблем ресурсосбережения"; ОАО "Белгипс" (г. Минск); Московский институт инженеров транспорта (МИИТ) и Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) Министерства путей сообщения Российской Федерации; НИИЦ "Бетонпрессинтер" (г. Москва); ОАО "ВНИИСтром им. П. П. Будникова" (г. Москва); проектно-конструкторский институт "Индустстройпроект" Госстроя России; ОАО "Сибтяжмаш" (г. Красноярск); "НИИстроммаш" (г. Гатчина, Ленинградская обл.); Ассоциация "Асстром" (г. Ростов-на-Дону), РОО "ЦССД", (г. Москва) и др. Подтверждением высокого качества и надежности выпускаемого оборудования является созданная и сертифицированная система менеджмента качества на соответствие требованиям международного стандарта ИСО 9001-2008, СТБ ISO 9001-2009, ГОСТ Р ИСО 9001-2008.

Полученные сертификаты соответствия — весомый аргумент предприятия в конкурентной борьбе, т. к. они воспринимаются потребителями как гарантия стабильности качества и надежности выпускаемой нами продукции. Для "Строммашины" это пропуск на любые рынки.

За высокое качество выпускаемой продукции заводу присужден Диплом лауреата Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества.

— Завод "Строммашина" первым в республике освоил производство башенных кранов и является базовым предприятием по их выпуску. Какими моделями представлен данный вид изделий, и как часто он совершенствуется?

— Одним из важнейших и перспективных направлений в работе по импортозамещению строительного оборудования для "Строммашины" стало освоение серийного производства мобильных самомонтирующихся башенных кранов КБМ 401П. Проект был реализован совместно с ОАО "Ржевский краностроительный завод" (г. Ржев, Россия). От могилевских машиностроителей потребовалось повышение квалификации, перепрофилирование цехов, поиск новых поставщиков сырья, производство сложной технологической оснастки, оборудования и многое другое, чтобы в 2006 году на предприятии был изготовлен первый опытный образец башенного крана.

Мобильный самомонтирующийся башенный кран КБМ-401П предназначен для механизации подъемно-транспортных работ при возведении жилых, гражданских и промышленных зданий и сооружений различной этажности с элементами строительных конструкций массой до 10 тонн.

В кране применены оригинальные системы управления механизмами с широким использованием современных покупных изделий, в том числе импортных. Система управления крана комплексная, выполняет функции требований безопасности, регистратора параметров и устройства координатной защиты зон работы кранов.

Передвижной полноповоротный башенный кран оснащен унифицированными механизмами, монтируется и демонтируется при помощи собственных механизмов и автокрана грузоподъемностью 8 тонн, перевозится в собранном виде на подкатных тележках.

На сегодняшний день заводом выпущено более 400 башенных кранов. С каждым годом завод наращивает объемы их выпуска, ведется освоение новых моделей с учетом потребностей строительной отрасли.

— "Строммашина" — современное, оснащенное уникальным оборудованием, многопрофильное машиностроительное предприятие, специализирующееся на выпуске технологических линий и отдельного оборудования для производства строительных материалов, железобетонных шпал, а также горно-шахтного и нефтедобывающего оборудования. Какие изделия пользуются наибольшим спросом в Беларуси и за рубежом? В целом, какие тенденции в этом вопросе характерны строительному сезону-2012?

— Новым и перспективным для завода направлением стало освоение оборудования для производства в Беларуси пазогребневых гипсовых плит. Первые комплексы установлены в ОАО "Белгипс" (г. Минск).

Активная работа по продвижению оборудования на российский рынок позволила в этом году заключить договоры на поставку комплектных линий с ООО "Домострой" (г. Хабаровск), "Сандинским гипсоперерабатывающим комбинатом" (г. Кумиртау, Башкирия). На начало 2013 года планируется заключение договоров на поставку оборудования для производства пустотных пазогребневых плит шириной 80 и 100 мм ООО "Скиф-Импекс" (г. Москва); на Стерлитамакский завод нефтестройматериалов (Башкирия); ООО "Известа" (г. Воронеж).

Заводом освоено производство установок для выпуска железобетонных полурам, что обеспечит выполнение программы по строительству молочно-товарных ферм и овощехранилищ в Беларуси.

Учитывая востребованность опалубочных систем в республике и других странах СНГ, на заводе ведутся работы по изготовлению элементов опалубки перекрытий и несущих лесов по зарубежным аналогам.

— Сколько бы ни говорилось о достижениях предприятия, статистика — зеркало, в котором лучше всего отражаются его реальные успехи…

— В 2012 году предприятие продолжает наращивать объемы выпуска продукции. Темп роста объема промышленной продукции за январь–август 2012 г. составил 169,7 %. В стоимостном выражении — 228,4 млрд руб.

В связи со снижением в 2012 г. объема производства башенных кранов (за январь–август этого года — 9 шт. на сумму 15,9 млрд руб., январь–август 2011 г. — 62 шт. на сумму 51,2 млрд руб.) на заводе принимались меры по восполнению объемов производства, обновлению и расширению ассортимента продукции, поставляемой как на внутренний рынок, так и на экспорт. Широкая номенклатура выпускаемой продукции — отличная возможность для диверсификации производства как в условиях кризиса, так и в случае падения спроса на какой-либо вид продукции на рынке. В текущем году завод ориентирует свою деятельность на выпуск оборудования для производства железобетонных шпал (35,2 % в объеме производства), тюбинги чугунные для метрополитена (14,1 %) — для российских заказчиков, привод штанговых глубинных насосов для добывающей промышленности Беларуси (9,2 %). Рост производства по этим позициям компенсирует падение спроса на краны башенные и создает предпосылки для роста экспорта.

Объем внешней торговли за январь–

август 2012 г.— 26,2 млн долл. (270,1 % к соответствующему периоду 2011 г.), в т. ч. экспорт — 19,6 млн долл. или 337,7 %, импорт — 6,6 млн долл. (171,1 %). Сложилось положительное сальдо внешней торговли в размере 13 млн долл.

Наибольшую долю в объеме экспорта предприятия занимает Россия — 85,2 %.

Соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства — 124,8 %, что вполне удовлетворяет потребностям производственно-хозяйственной деятельности предприятия и обусловлено длительностью цикла производства продукции и сроками ее поставки.

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата по заводу за январь–август 2012 г. — 3320 тыс. руб. (рост на 103,5 % к соответствующему периоду прошлого года), в т. ч. в августе — 4160 тыс. руб. (выросла в два раза).

Темп роста производительности труда за 8 месяцев составил 187,1 %. Инвестиции в основной капитал — 5827 млн руб. (2011 г. — 2644 млн руб.) Показатель энергосбережения (-)4,0 %.

— Вы относительно недавно возглавили одно из крупнейших и старейших машиностроительных предприятий республики. На каких принципах строится работа завода? Что Вы считаете главным достижением сегодня, и каким Вам видится будущее ОАО "Могилевский завод "Строммашина"? Каково руководить таким предприятием?

— Конкурентоспособность выпускаемой продукции напрямую зависит от обновления производственных мощностей. Только переоснащение предприятия новым оборудованием создаст условия для увеличения объемов производства, повышения рентабельности продаж. Модернизация производственной базы — это единственная возможность успешно работать в условиях жесточайшей конкуренции.

Проблема технического перевооружения и модернизации нашего производства еще далеко не решена. По-прежнему острыми и болезненными вопросами остаются высокий процент износа основных фондов, ежегодное увеличение среднего возраста станочного парка, кузнечно-прессового и подъемно-транспортного оборудования, оборудования литейного производства.

Обновление производственной базы требует значительных финансовых затрат, поэтому мы заинтересованы в привлечении инвестиций. Направив данные средства на закупку современного оборудования, мы создадим условия для наращивания объемов производства продукции, повышения ее конкурентоспособности, а значит, обеспечим гарант экономической безопасности нашего предприятия.

Главными факторами поддержания экономической стабильности предприятия являются и должны стать сокращение издержек, нормирование всех статей затрат и жесткий контроль исполнения установленных нормативов, оптимизация технологических процессов, ужесточение производственной дисциплины, стимулирование продаж, активное продвижение продукции завода на зарубежные рынки.

Быть директором такого предприятия — это высокая ответственность перед прошлыми и нынешними поколениями заводчан.

— В чем, по Вашему мнению, заключается успех предприятия, и каковы основные приоритеты развития завода на ближайшее время?

— Главный капитал предприятия — это трудовой коллектив. Создание надлежащих условий труда, быта, отдыха и оздоровления сотрудников, развитие спорта, поддержка пенсионеров и ветеранов являются важными факторами укрепления и развития трудового коллектива и значимыми составляющими успешной деятельности завода в будущем.

Могилевские машиностроители удостоены высоких государственных наград. Они получили ордена и медали за боевые подвиги на полях сражений, за высокие производственные достижения и пользуются заслуженным почетом и уважением, служат примером для молодого поколения. Они поднимали завод из руин после Великой Отечественной войны, закладывали добрые традиции, которые живы и получают дальнейшее развитие. Это золотой фонд предприятия.

Мы хотим не только сохранить наш кадровый потенциал, но и создать благоприятные условия для профессионального роста, повышения квалификации, условия, при которых мастерство и талант каждого работающего будут применяться с максимальной отдачей как для него самого, так и для всего завода в целом.

Тот руководитель или специалист, который работает, не заботясь о перспективе своего предприятия, в конечном итоге обрекает его на медленную гибель. В современных экономических условиях коллектив завода не останавливается на достигнутом, а постоянно заботится о его совершенствовании. И приоритеты такого развития общеизвестны: инициатива, инновации, инвестиции.

Просмотров: 6 431