Строительному комплексу — современное кадровое обеспечение


Версия для печати

Полноценная работа строительной отрасли невозможна без постоянной "подпитки" высококвалифицированными рабочими кадрами. О том, как организована в нашей стране система подготовки профессиональных строителей, корреспонденту "РСГ" рассказал проректор по научно-методической работе УО "РИПО" М. В. Ильин.

Он отметил, что если в 2006 г. в строительной отрасли трудилось 236,4 тыс. рабочих, то в 2010 г. эта цифра уже составила 280 тыс. человек. В настоящее время рабочие кадры для строительства готовятся в 76 из 217 учреждений профтехобразования Беларуси. Разбивка по регионам выглядит следующим образом: Брестская область — 11, Витебская — 11, Гомельская — 9, Гродненская — 14, Могилевская — 11, Минская область — 12 и г. Минск — 8 учебных заведений. От общего числа студентов, получающих профтехобразование, строительные специальности осваивают 26,4 % учащихся.

Следует отметить, что в соответствии с Общегосударственным классификатором "Специальности и квалификации" в учреждениях профтехобразования нашей страны организовано обучение по 9 специальностям, среди которых:

— производство кровельных работ;

— отделочные строительные работы;

— монтаж технологического оборудования, трубопроводов и металлоконструкций;

— столярные, паркетные и стекольные работы;

— реставрационно-восстановительные работы;

— мосты, транспортные тоннели и метрополитены;

— производство строительно-монтажных и ремонтных работ;

— санитарно-техническое оборудование зданий и сооружений;

— производство железобетонных изделий.

Как показывает практика, в настоящее время в Беларуси наиболее востребованы следующие профессии: маляр, штукатур, столяр, плотник, бетонщик, каменщик, облицовщик-плиточник и др. В топ самых популярных профессий среди выпускников общеобразовательных школ в свою очередь входят: облицовщик-плиточник, маляр, изолировщик на термоизоляции.

В связи с потребностями строительной отрасли в профильных учебных заведениях с каждым годом появляются новые специальности, например: мостовщик, газорезчик, дорожный рабочий, плотник-бетонщик, формовщик изделий и конструкций, проходчик на поверхностных работах, укладчик напольных покрытий и др. Набор на них с каждым годом расширяется.

В 2009–2010 учебном году в учебных заведениях профтехобразования было подготовлено 10075 рабочих-строителей, из них 96 % получили направление на работу в строительные организации. В свою очередь профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации рабочих (служащих) занимались 140 учреждений профессионально-технического образования, из них по строительным профессиям — 109.

В 2011 году в целом по рабочим профессиям было обучено (профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации) 300918 человек, из них 43093 чел. — по строительным профессиям (в том числе на базе учреждений профессионально-технического образования — 5670 чел.).

"Сегодня важнейшей задачей для системы образования является повышение качества подготовки рабочих строителей, — отметил М. В. Ильин. — Поэтому поставлена цель отводить непосредственно на производственное обучение не менее 40 % учебного времени. Важно также осуществлять образовательный процесс на современном оборудовании, обеспечивать освоение новейших технологий, формировать знания о новых материалах, умения пользоваться новейшим инструментом".

Вместе с тем, далеко не каждое учебное заведение сегодня имеет современное, высокотехнологичное оборудование, вот почему в системе профессионально-технического образования начали создаваться так называемые ресурсные центры. Так, в филиале Индустриально-педагогического колледжа УО РИПО при активном участии Министерства архитектуры и строительства создан ресурсный центр, в котором осуществляются профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации с использованием самого современного оборудования по таким рабочим профессиям, как "Электрогазосварщик", "Печник", "Монтажник санитарно-технических систем и оборудования", "Плотник-бетонщик", "Кровельщик по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов" и др.

По словам М. В. Ильина, только в 2011 году в этом центре обучено 623 чел. Примечательно, что среди слушателей курсов были и те, кто имеет высшее, среднее специальное, профессионально-техническое, общее среднее и общее базовое образование. Это свидетельствует о заинтересованности обучающихся в освоении современных строительных технологий, что в конечном итоге обусловливает качество труда строителя.

Среднее специальное образование, связанное с архитектурой и строительством, в нашей стране можно получить в 30 учебных заведениях по девяти специальностям: "Архитектура", "Производство строительных изделий и конструкций", "Промышленное и гражданское строительство (по направлениям)", "Промышленное и гражданское строительство (производственная деятельность)", "Промышленное и гражданское строительство (производственная и педагогическая деятельность)", "Строительство дорог и транспортных объектов", "Теплогазоснабжение, вентиляция и охрана воздушного бассейна", "Водоснабжение, водоотведение и охрана водных ресурсов", "Санитарно-техническое оборудование зданий и сооружений (по направлениям)", "Санитарно-техническое оборудование зданий и сооружений (производственная деятельность)", "Санитарно-техническое оборудование зданий и сооружений (производственная и педагогическая деятельность)" и 11 специализациям.

"Наиболее массовой и востребованной на уровне среднего специального образования является специальность "Промышленное и гражданское строительство", конкурсы на которую, как и на специальность "Архитектура", всегда значительно выше, чем на другие, — отметил М. В. Ильин. — Ежегодно объемы приема на эту специальность увеличиваются. Так, если в 2005–2006 гг. прием составлял 2114 человек, то в 2011–2012 гг. — 3325 чел. Количество выпускников в 2011 г. составило 2064 чел., в том числе обучавшихся за счет средств бюджета по дневной форме обучения — 1088 чел. Из этого количества выпускников 923 человека направлены в организации государственной формы собственности, остальные — в организации частной формы собственности".

Большое внимание в нашей стране уделяется и подготовке специалистов для строительства объектов АЭС. Основным документом, регулирующим данное направление, является Государственная программа подготовки кадров для ядерной энергетики Республики Беларусь на 2008–2020 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1329 от 10.09.2008. Ее цель — организация системы комплексной подготовки кадров, обеспечивающей получение знаний и навыков, необходимых для строительства и безопасной эксплуатации атомной электростанции, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, безопасности персонала АЭС, населения и окружающей среды.

Планируется, что в подготовке специалистов для объектов АЭС будут задействованы Бобруйский государственный механико-технологическй колледж, Могилевский государственный политехнический колледж, Минский государственный энергетический колледж, Белорусский, Могилевский, Гродненский, Пинский, Оршанский государственные медицинские колледжи.

В этих учреждениях можно будет получить следующие специальности: "Промышленная теплоэнергетика", "Автоматизированные приводы", "Электрические станции", "Тепловые электрические станции", "Лечебное дело", "Медико-диагностическое дело" и др.

Кроме этого, в учреждениях профтехобразования всех областей планируется подготовка квалифицированных рабочих для объектов АЭС по таким профессиям, как: "Плотник-бетонщик", "Каменщик", "Штукатур", "Маляр", "Облицовщик-плиточник", "Тракторист-машинист", "Слесарь по ремонту электрооборудования" и др. Например, в 2013 году запланировано набрать 4829 таких специалистов.

Одной из особенностей современного образования является выпуск многопрофильных специалистов, которые владеют сразу несколькими профессиями, например: "Штукатур, маляр", "Каменщик, штукатур, бетонщик", "Столяр, плотник" и др. Это помогает обеспечить более высокую степень мобильности выпускников на рынке труда, дает работодателям возможность использовать специалистов на различных рабочих местах с учетом реальной потребности производства.

Всего просмотров: 5 757
Опубликованно: 14.05.2012