Современная национальная архитектура Беларуси


газета: №38 (491) 2012 г.
Дата: 15.10.2012, 16:37
Просмотров: 8,712
Версия для печати

Важным событием Белорусской архитектурной недели, впервые состоявшейся в этом году в нашей стране по инициативе Министерства архитектуры и строительства, стало заседание Архитектурно-градостроительного совета Минстройархитектуры. В основу диалога профессионалов была положена тема, значение которой трудно переоценить — Концепция развития современной национальной архитектуры Беларуси. Ее обсуждение в конференц-зале УП "БЕЛНИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА" стало достойной лептой отечественных зодчих в празднование мировым культурным сообществом Всемирного дня архитектуры…

Как подчеркнул заместитель Министра архитектуры и строительства — председатель Архитектурно-градостроительного совета Министройархитектуры Д. И. Семенкевич, Всемирный день архитектуры и Белорусская архитектурная неделя должны стать праздниками не только профессионального цеха, но и всего населения республики. "В эти дни нам предстоит максимально полно знакомить наше общество с достижениями белорусской и в целом мировой архитектуры, а также информировать о существующих проблемах. Необходимо сделать так, чтобы граждане страны активнее участвовали в решении вопросов по формированию среды обитания", — отметил он.

Д. И. Семенкевич напомнил, что 30 августа 2011 г. Указом Главы государства № 385 были утверждены "Основные направления государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2011–2015 гг.", где одно из направлений сформулировано следующим образом: "Создание современного архитектурного облика страны на основе использования международных, национальных и региональных достижений в области градостроительства".

Разработка концепции развития современной национальной архитектуры Беларуси в настоящее время ведется специалистами БНТУ с привлечением известных ученых и архитекторов республики. Летом т. г. в Республиканском доме архитекторов состоялся круглый стол, посвященный этой проблеме, выводы которого, как выразил уверенность заместитель Министра, также учтены в разработке.

Эра кардинальной трансформации среды жизнедеятельности

Заведующий кафедрой "Градостроительство" БНТУ, доктор архитектуры, профессор Г. А. Потаев ознакомил участников заседания с главными позициями, связанными, на его взгляд, с проблемами развития современной белорусской архитектуры.

"Рассматривая проблемы и пути развития современной белорусской архитектуры, важно осознать, что мир, в котором мы живем, стремительно меняется, — отметил выступающий. — Наступила постиндустриальная эра; идет информационно-коммуникационная революция; продолжается развитие процессов урбанизации; развиваются инновационная экономика и креативная индустрия. Мы вступили в эру кардинальной трансформации среды жизнедеятельности людей. Архитектура формирует облик этого мира, и в ней не могут не появиться происходящие изменения".

Попытаемся выделить наиболее важные тенденции, оказывающие влияние на развитие архитектуры.

Первая — это гуманизация среды жизнедеятельности, повышение требований к комфорту и безопасности проживания людей. "Населенные пункты должны быть местами, где хочется жить, — пояснил Г. А. Потаев. — То есть быть безопасными физически, экологически, психологически; включать разнообразные типы жилищ и мест приложения труда, обеспечивающих профессиональную, творческую и общественную востребованность личностей; др.".

Следом идет развитие общественных пространств. "Именно они создают высокое качество жизни, поэтому так велико разнообразие современных типов общественных комплексов, создаваемых в городах. Это культурно-развлекательные, торгово-обслуживающие, лечебно-оздоровительные центры, тематические парки и пр., — продолжил выступающий. — В постиндустриальных городах формируется креативная индустрия — т. е. объекты, где человек может проверить свои творческие способности, реализовать замыслы и быть поддержанным. Очень важно обеспечение поддержки образованных творческих людей, что является необходимым условием развития инновационной экономики".

Безусловно, в том же ряду стоит повышение значимости историко-культурного наследия. Здесь можно отметить три позиции: переход от охраны отдельных объектов к охране городских ландшафтов, включающих не только памятники наследия и зоны охраны, но и рядовую застройку, исторически сложившиеся транспортные пути, природные ландшафты и т. д.; интеграцию объектов историко-культурного наследия в социально-экономическую жизнь города; "продажу ауры" историко-культурного наследия (стоимость объектов недвижимости повышается, если они размещаются в исторических районах городов).

Не менее важны осознание значимости туризма как важной отрасли городской экономики; повышение функциональной насыщенности городских пространств; качественное изменение жилищных потребностей населения.

"Города — это сложные саморазвивающиеся системы, развитие которые зависит от множества факторов. Важно, чтобы в этом процессе участвовали сами жители. Практика показывает, что без этого ни один, пусть даже самый лучший, генплан не реализуется в полной мере", — подытожил перечень тенденций специалист.

Он не стал подробно останавливаться на достижениях белорусской архитектуры — они хорошо известны, а сосредоточил внимание на существующих в этой области проблемах.

По его мнению, это однообразие застройки районов массового жилищного строительства: "КПД остается доминирующим видом многоэтажной застройки. Однотипные многократно повторяющиеся здания продолжают нивелировать облик наших городов. Образуются унылые однообразные пространства. Да, здания, выпускаемые нашим заводами, видоизменяются, улучшаются внутренне и внешне, но сам принцип КПД (массовое повторение одних и тех же архитектурно-градостроительных форм) вынужденно порождает однообразие".

Еще одним проблемным вопросом является хаос застройки пригородов домами разных размеров и форм. "Это не только сами дома, но и заборы, из-за которых торчат башни "замков" и фронтоны "дворцов", — прокомментировал докладчик.

Тревожит также вторжение небоскребов в исторические центры городов, нарушая их сложившийся облик, причем на далекие расстояния. К примеру с главного проспекта страны — "нашего достояния!" — уже видны новые объекты, которые не всегда украшают Минск. Здесь же следует отметить появление жилых небоскребов. "Казалось бы, все просто: чем выше плотность жилой застройки, тем больше квартир можно разместить на каждом гектаре ценной городской территории, — обратил внимание Г. А. Потаев. — Однако при этом возникают серьезные проблемы: ухудшение условий проживания людей на верхних этажах, нехватка мест для парковки автомобилей, уменьшение земельных участков во дворах и на междворовых территориях и пр. Плотность жилой застройки не должна быть чрезмерной, она должна давать горожанам возможность жить в комфортной и экологически благоприятной среде". Примером немасштабной жилой застройки может служить дом у Троицкого предместья (который выступающий предложил назвать "домом над Троицким"), нарушивший масштаб не только предместья, но и оперного театра.

Он также назвал массовую автомобилизацию и нарушения озелененных пространств в городах.

"Какой же должна быть современная белорусская архитектура?" — задался вопросом градостроитель и выделил ряд позиций: сохранение и рациональное использование местных традиций, материалов, представлений о красоте; переход от штучной застройки к ансамблевой, формированию индивидуального облика городских и сельских поселений; создание во всех городских и сельских поселениях комфортной, экологически-благоприятной среды жизнедеятельности людей; формирование комплексной жилой среды; исключение "гигантомании" при застройке городов; перестройка строительной индустрии; ограничение высоты жилых домов массового строительства в крупных городах; создание безбарьерной среды; формирование и развитие туристических комплексов и зон со всей необходимой инфраструктурой; создание условий, способствующих вовлечению общественности в обсуждение архитектурных и градостроительных проектов; популяризация лучших архитектурных решений; создание архитектурными средствами положительного имиджа Беларуси в мире.

"Выбор пути развития современной белорусской архитектуры — сложная и неоднозначная задача, — подчеркнул Г. А. Потаев. — В современном мире прослеживаются две разновекторные тенденции общественного развития: глобализация и регионолизация. Обе нашли отражение в архитектуре. Первая — это архитектурные сооружения, построенные с использованием новейших технологий, но не привязанные к месту. Они часто имеют выразительные объемные решения, которые позволяют их разместить с одинаковым успехом в любой стране, в любой градостроительной ситуации. Именно так и поступают брендовые архитектурные фирмы, которые имеют "домашние заготовки", продают их инвесторам и размещают затем в тех или иных местах. При этом им все равно — Дубаи это или Минск.

Второе направление — архитектурные сооружения, в которых прослеживаются местные традиции и которые хорошо вписываются в окружающую их среду".

В идеале хотелось бы, чтобы современная белорусская архитектура сумела объединить лучшее из того, что есть в этих направлениях: новейшие технологии и местные художественные традиции.

"Представленные мысли и факты — скорее, повод для размышления и дискуссии о путях развития архитектуры Беларуси в XXI веке. Важно, что руководство Минстройархитектуры осознает важность архитектуры как необходимой составляющей инвестиционно-градостроительной деятельности и вместе со специалистами сможет повлиять на совершенствование архитектурно-художественного облика городов и сельских населенных пунктов", — подытожил Г. А. Потаев.

Архитектура должна быть интернациональной

В этом уверен заслуженный архитектор Беларуси, руководитель персональной творческой мастерской О. А. Воробьев.

"Пытаясь спрогнозировать будущее архитектуры, в т. ч. Беларуси, я как практикующий архитектор неизменно стремлюсь соотнести мировые тенденции с собственным методом проектирования. Основные человеческие потребности, особенности восприятия пространства, формы и цвета не так уж сильно отличаются у разных народов мира. Глобализация с огромной скоростью стирает эти границы. Исчезают они и в архитектуре, — обратил внимание он. — Сегодня архитектура становится еще более в значительной степени интернациональной, чем это было в ХХ веке.

Скорость передачи информации, в т. ч. о тенденциях в архитектуре, молниеносна. Любая идея, попавшая в глобальное информационное пространство, способна одновременно переосмысливаться зодчими в разных уголках планеты. Благодаря возникновению принципиально нового пути коммуникации — сети Интернет — человечество в настоящее время находится на пути формирования коллективного сознания.

Этот процесс находит отражение в методах архитектурного проектирования в современной Беларуси. Так, сегодня нашими зодчими активно осваиваются компьютерные технологии, предоставляющие практически безграничные возможности в работе над созданием образов будущих зданий. В то же время архитектура будущего сохраняет преемственность и верность традициям.

Во всем мире зодчие сегодня работают практически с одними и теми же профессиональными компьютерными программами, черпают свое вдохновение из одних и тех же источников. Сложно сказать, хорошо это или плохо, но это — неоспоримый факт. Одновременно во многих развитых странах происходит развитие передовых строительных технологий, позволяющих воплощать в жизнь уникальные проектные решения. Сегодня можно говорить о реальной возможности возведения практически любого сооружения…"

По мнению выступающего, отход от традиционных, региональных методов проектирования с каждым днем невероятно ускоряется. Архитектура стремится окончательно вырваться из привычных представлений о тектонике и законах гравитации. Предпочтение начинает отдаваться таким характеристикам архитектурного пространства, экстерьера и интерьера, которые позволяют формировать у человека — зрителя архитектуры — определенное настроение и психологическое состояние. Но для этого, как оказывается, необязательно создавать однозначный художественный образ. Борьба со сложившимися стереотипами мышления и принципами проектирования сопровождается созданием принципиально новой нелинейной архитектуры, зародившейся в 1990-х гг. ХХ ст. Архитектурное творчество получило мощный импульс к эволюции формы.

Обращаясь к существующим в архитектуре проблемам, О. А. Воробьев отметил: "Сегодня в связи с участившейся критикой, в т. ч. в СМИ, ряда проблемных новостроек необходимо шире информировать население о будущей застройке столицы, областных центров и др., не накапливая недопонимание. К примеру, надо организовывать общественные слушания на тему, как будет развиваться Минск". В свою очередь, по его словам, специалистов-архитекторов волнует застройка исторического центра города и его микрорайонов, которая ведется подчас за счет не всегда оправданного сноса зданий и зеленых насаждений. "К примеру, любое строительство не только по пр. Независимости, но и в окружающей его среде требует тщательного анализа, — подчеркнул он. — Нужно очень внимательно подойти к выделению участков инвесторам, которым порой не объясняются "правила игры", из-за чего они считают себя абсолютно свободными в действиях.

Что касается непосредственно темы заседания, считаю: архитектура должна быть интернациональной. Технологическое, функциональное, пропорциональное здание будет хорошим и в Минске, и в Нью-Йорке. В то же время можно искать приемы, показывающие, что то или иное здание — именно белорусское". К примеру, при проектировании Минского международного образовательного центра им. Йоханнеса Рау автором в основу образа была положена идея знаменитой витебской школы, супрематизма, таких всемирно известных мастеров, как Шагал, Малевич, Кандинский…

Архитектура как услуга

В свою очередь А. Н. Петров, главный архитектор г. Минска, председатель комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома предложил обсудить и отразить в концепции следующую важную проблему: "Сколько бы мы не рассуждали о высокой миссии архитектуры, это все же услуга, которая не может жить без реального заказчика. Только он может дать жизнь той или иной постройке. Как известно, каждый заказчик стремится экономить свои деньги и одновременно сделать доходным объект, в который он их вкладывает. Роль архитектора — сделать его произведением искусства. В этой ситуации всегда имеет место момент воспитания (или не воспитания) заказчика архитектором. В случае, если того удается заинтересовать, появляется выдающееся произведение архитектуры и ансамблевая застройка. В противном случае имеют место такие известные негативные проявления, как вырубка зелени и пр. И здесь, на мой взгляд, очень важны нравственные взаимоотношения в нашем цехе. Только коллективно мы можем воспитать (или не воспитать) заказчика. Если же один архитектор проявляет принципиальность, а второй, более сговорчивый, берется выполнить любые пожелания, причем быстрее и дешевле, этого не произойдет. Именно из-за этого могут появляться безнравственные произведения архитектуры…"

По мнению Я. Л. Линевича, заслуженного архитектора Беларуси, главного архитектора УП "Минскградо", тема заседания вписывается в цепочку: "идея — технология — творчество", от неправильной расстановки приоритетов в которой и возникают недоразумения. Так, на его взгляд, сегодня во многих случаях все подавляет технология…

Он также обратил внимание на необходимость поднять престиж профессии: порой в органах архитектуры сложно заполнить пустующую вакансию. Также, на его взгляд, надо вернуть в чем-то утраченную важную роль главного архитектора города (области, района), возродить такие должности, как главный ландшафтный архитектор и дизайнер.

Начинать эту работу нужно с архитектурной школы. "Я уже много лет вхожу в состав комиссий ГЭК и в МГАСК, и в БНТУ, — поделился выступающий. — Если раньше там преподавали практики, благодаря чему наше поколение выпускников быстро входило в профессиональную среду, то сегодня молодые специалисты в основном не работают самостоятельно, а по большей части демонстрируют "мировую архитектуру" — подсмотренную в журналах и других странах".

Предстоит также усилить роль отраслевой науки, к примеру, на базе УП "БЕЛНИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА" или Национальной академии наук, где, возможно, следует создать новый институт, который занимался бы "взглядом в будущее". "Проектировщику необходимо, чтобы наука проанализировала имеющийся опыт и подсказала, чем ему предстоит заниматься", — прокомментировал специалист.

Сегодня много говорится о поиске бренда наших городов. Для Минска, по убеждению Я. Л. Линевича, им мог бы стать рукотворный водно-зеленый диаметр, созданный зодчими: "К сожалению, в настоящее время мы его в определенной степени утрачиваем…

Что касается вопроса о национальном, то я бы здесь все же поддержал интернациональность в архитектуре. Но при этом она должна быть индивидуальной!"

Заслуженный архитектор Беларуси, руководитель творческой мастерской Л. В. Москалевич поддержал коллегу: "Все, что касается кадров, действительно является острой проблемой, начиная с подготовки. Выпускники вуза, приходя на работу в проектную организацию, прекрасно владеют компьютером, а вот карандашом — нет. Видимо, настало время выделить Институт архитектуры и строительства в самостоятельную структуру при БНТУ либо создать в НАН Беларуси Институт архитектуры и строительных наук, основной деятельностью которого будет научно-творческое обеспечение дальнейшего развития отечественной архитектуры, градостроительства и строительства, разработка новых подходов к преобразованию среды жизнедеятельности человека".

"Я считаю, что особенно остро стоит проблема повышения художественного качества архитектуры, — продолжил он. — Надо строить не только быстро, экологично, надежно, но и красиво, создавая произведения, достойные времени".

Что касается ансамблевости застройки, то, к примеру, новый район у Национальной библиотеки, по мнению выступающего, во многом уступает Востоку-1, созданному группой архитекторов и художников в 1970-е гг., на который и сегодня любо посмотреть (к слову, это пример крупнопанельного домостроения). "Здесь наблюдается вторжение в сложившийся ландшафт застройки и недостаточная композиционно-художественная связь с существующим архитектурным окружением", — прокомментировал Л. В. Москалевич. В "черный список" зодчего попали также новостройки близ здания Белгоспроекта, объекты, вторгающиеся в водно-зеленый диаметр по пр. пр. Победителей и Машерова.

Он также призвал усилить роль цвета в архитектуре "как мощного средства организации простраства".

Год деревянного строительства?..

Продолжая разговор о бренде страны, руководитель творческой мастерской А. А. Андреюк как представитель Полесского региона предложил рассмотреть такую интересную для Беларуси тему, как "архитектура и вода": "У нас есть удивительные природные ландшафты. Взглянув на Беларусь с высоты птичьего полета, вы увидите удивительную и незнакомую страну".

А главный архитектор УП "Институт Белгоспроект" А. А. Шабалин в своем выступлении развил тему национального и интернационального. "Сегодня у нас есть возможность наблюдать тенденции в развитии мировой архитектуры собственными глазами, — обратил внимание он. — В Западной Европе архитектура сегодняшнего дня практически нивелирована. Примером в наше время может служить, скорее, современная азиатская архитектура — Китая, Сингапура, Куала-Лумпура. При этом многие объекты-символы этих стран запроектированы иностранными архитекторами...

Считаю до сих пор современными дома архитектора Г. В. Заборского на ул. Ленина в Минске. Красный камень и керамика делают их архитектуру именно национальной. При проектировании более мелких объектов Белгоспроект решил также применить керамические изделия, однако оказалось, что они уже не выпускаются. Возможно, их производство следует возродить…"

"Интересна тема использования дерева как строительного материала, — обратил внимание заместитель Министра Д. И. Семенкевич. — Это местный стройматериал, с которым, к сожалению, мы уже разучились работать и потеряли соответствующих специалистов. В то же время в России малоэтажное строительство из дерева — один из приоритетов национального проекта "Доступное и комфортное жилье для граждан России".

Россияне строят на основе развития промышленности деревянных стройматериалов и глубокой переработки древесины и ссылаются при этом на финский опыт.

Еще в 1970-е гг. подавляющее количество (до 90 %) домов в Финляндии строилось из железобетона. В основном это было многоквартирное многоэтажное жилье. Но уже в следующем десятилетии ряд предприятий по производству лесоматериалов выступил с инициативой развить систему строительства из древесины, основанной на унифицированных каркасных элементах. В 1990 г. к ним подключился Финский центр развития технологий, и было положено начало научно-исследовательскому проекту "Деревянное строительство–2000". Внимание его участников было сосредоточено на расширение в обществе знаний о возможностях дерева как строительного материала. Большую поддержку в этом им оказали СМИ. Господдержка состояла не в налоговых и пр. материальных преференциях для тех, кто строит из дерева, а на превращении дерева в удобный, выгодный и популярный стройматериал. Были созданы программы поощрения деревянного строительства, в вузах и ссузах введены специализированные учебные курсы, увеличены в разы тематические учебные часы, проводились конкурсы и выставки-ярмарки, инициировались научно-исследовательские и технические разработки в области деревянного строительства. При содействии государства был создан Центр по обмену опытом в области применения дерева в строительстве, налажено частно-государственное партнерство, создана оптимальная нормативная техническая база. В частности, были разработаны подробные руководства по строительству и реконструкции на основе дерева, которые позволяют специалистам создавать жизнеспособные, функциональные и разнообразные по архитектуре и планировочным решениям проекты. Возможно, по этому пути стоит пойти Беларуси, богатой своими лесами? Как прозвучало в выступлении Д. И. Семенкевича, следующий год для белорусских строителей мог бы стать "Годом деревянного строительства"…

БНТУ рекомендовано завершить актуальную работу по созданию Концепции развития современной национальной архитектуры Беларуси. Подводя итог заседания, председатель Архитектурно-градостроительного совета Минстройархитектуры Д. И. Семенкевич поблагодарил всех за активное участие и одновременно отмел прозвучавшие упреки в ограниченности возможностей современных предприятий индустриального домостроения. Палитру архитектора в данном случае сдерживает не ассортимент продукции наших заводов, большинство из которых модернизировано в соответствии с современными требованиями, а элементарный недостаток информированности. Поэтому очередное заседание АГС планируется сделать выездным — на базе завода КПД № 2 АП "Гомельский ДСК".