Словами признательности за проделанную Госстандартом работу — на первый взгляд, возможно, не слишком заметную, но охватывающую большой пласт задач: от разработки стандартов до надзорных функций — начал свое выступление Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь В. И. Семашко на заседании коллегии Государственного комитета по стандартизации, посвященном итогам–2011 и задачам на 2012 г. Он подчеркнул важность сложной и объемной деятельности по разработке и реализации технических регламентов, которая приобретает особую актуальность в рамках ТС и ЕЭП и от которой во многом будут зависеть конкурентная устойчивость отечественных предприятий и защита рынка от недоброкачественной продукции. Кроме того, В. И. Семашко отметил роль Госстандарта в области энергосбережения и энергоэффективности, обратив внимание, что "энергоемкость ВВП — это свидетельство интеллектуального уровня страны", а нашей республике со времен распада Союза удалось сократить этот показатель в 2,7 раза. Первый заместитель Премьер-министра также подчеркнул важность проделанной работы по экспертизе проектной документации и совершенствованию контроля и надзора за строительством.
Работа по всем направлениям
Итогам работы Госстандарта за 2011 г. и задачам на 2012 г. посвятил свой доклад Первый заместитель Председателя Госстандарта В. В. Назаренко (Указом Главы государства от 21 февраля т. г. № 91 он назначен Председателем Госстандарта).
Деятельность комитета была сконцентрирована на выполнении основных направлений и задач, определенных на 2011– 2015 годы. Прежде всего, это содействие инновационному развитию экономики страны и повышению конкурентоспособности организаций, продукции, работ и услуг. Основная задача в данном блоке — создание современной нормативной базы, основанной на международных требованиях; формирование информационных ресурсов и механизма их предоставления; оказание всесторонней помощи предприятиям в разработке документации и освоении новых видов продукции. Второе направление — это формирование условий для свободного движения товаров, снятия технических барьеров в торговле, в т. ч. в свете образования ЕЭП. Третье — повышение энергоэффективности экономики и энергосбережение. Следующее направление — содействие развитию предпринимательства и деловой активности бизнеса. И, наконец, защита рынка от опасной и недоброкачественной продукции.
Техническое нормирование и стандартизация
В прошлом году было принято 24 технических регламента Таможенного союза, 6 из которых разработаны Республикой Беларусь. Кроме того, наша страна приостановила до 1 января 2013 г. вступление в силу 9 национальных техрегламентов, касающихся целого ряда продукции.
Решением Правительства определены органы госуправления, которые ответственны за разработку или формирование позиции нашей страны по проектам техрегламентов Таможенного союза. В настоящее время 14 регламентов, касающихся различных видов экспортоориентированной продукции, в том числе зданий и сооружений, строительных материалов и изделий, лакокрасочных материалов, проходят стадию внутригосударственного согласования.
Важнейшая составляющая комплекса работ по внедрению техрегламентов и в целом продвижению отечественной продукции — это работы по стандартизации. Причем их объем в контексте ЕЭП существенно возрастает — предстоит разработать тысячи документов.
Все единые стандарты должны основываться на международных. Вместе с тем, белорусская сторона считает, что базирование должно осуществляться на последних версиях международных документов, многие из которых уже внедрены в нашей стране.
В 2011 году с учетом приоритетов и потребности экономики республики, развития международной и европейской стандартизации были разработаны стандарты в области энергосбережения, безопасности оборудования, электротехники, телекоммуникаций, информационных технологий, строительных материалов, пищевой продукции и др. Всего принято около 500 государственных стандартов. Уровень их гармонизации с международными и европейскими составляет 79 %. Наиболее высокий этот показатель в строительной, лесной и деревообрабатывающей промышленности, машиностроении и металлургии, продукции легкой промышленности.
Сегодня перед стандартизацией республики стоят очень серьезные задачи, связанные с разработкой документов в рамках программ инновационного развития экономики. Создаваемые новые предприятия должны быть изначально настроены на то, чтобы производить продукцию, соответствующую современным требованиям.
Оценка соответствия
Серьезные изменения в прошлом году были проведены в Республике Беларусь в области оценки соответствия. Внесены изменения в соответствующий закон. Они заключаются, в первую очередь, в переходе на подтверждение соответствия в форме декларирования по многим видам продукции. При этом необходимо обеспечить соразмерную ответственность изготовителей, импортеров за соответствие продукции требованиям безопасности.
В 2011 г. был серьезно сокращен перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия: из него исключено более 130 позиций. Для 17 групп продукции обязательная сертификация перешла в декларирование. Полностью исключены 16 видов продукции, в первую очередь те, на которые есть дублирующие процедуры.
Разработаны и утверждены Правила подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия, которые включают некоторые элементы упрощения и гармонизированы с принятыми в ТС. В ближайшем будущем предстоит пересмотр практически всех основополагающих документов Национальной системы подтверждения соответствия.
Работа, которая проводится в сфере оценки соответствия, актуальна не только в нашей стране, но и за ее пределами. Сегодня есть подтверждение, что к сертификатам, выданным в Республике Беларусь, существует большое доверие. Много сделано по получению СЕ-маркировки отечественной продукции. Созданы условия для признания сертификатов и результатов испытаний, выданных органами по сертификации и лабораториями, находящимися в едином реестре в рамках Таможенного союза. Таким образом, для экспортеров существует немало вариантов по упрощению деятельности по проведению испытаний и сертификации.
Наряду с тем, что большая работа проведена внутри страны, основные усилия были направлены на создание договорно-правовой базы Таможенного союза в области технического регулирования, которая на сегодняшний день разработана практически на 80 %.
В подготовительный период — до вступления в силу техрегламентов Таможенного союза — обеспечена возможность получения промышленностью и бизнесом единых сертификатов и деклараций соответствия по определенному перечню товаров. Это позволяет поставлять продукцию в три страны без дополнительных процедур и испытаний.
В условиях либерализации серьезное внимание должно быть уделено повышению эффективности государственного надзора, как это принято в международной практике.
Системный менеджмент и другие направления работы
За последнее 10-летие в республике проделана большая работа по внедрению системного подхода. Сегодня системы менеджмента качества по ISO 9001 имеют 2515 организаций. Основная задача в данной сфере в настоящее время — это непрерывное улучшение и повышение эффективности уже внедренных систем. Они должны быть не "документами на бумаге", а давать реальную отдачу: расширение экспорта, развитие персонала, сокращение неэффективных затрат. Среди перспективных задач — активное внедрение систем менеджмента качества в области автомобилестроения и систем энергетического менеджмента.
Что касается сферы строительства, то приняты принципиальные изменения в технический регламент "Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность" — фактически, создан новый техрегламент, который предусматривает, учитывая отмену лицензирования, сертификацию всех важнейших работ в строительстве.
Перспективные направления — развитие органов по сертификации услуг, персонала, что в ближайшем будущем затронет все важнейшие специальности, а также сотрудничества с нотифицированными органами по сертификации других стран.
Говоря о развитии испытательных лабораторий, следует сделать акцент на формирование базы методов испытаний, которая должна появиться в Таможенном союзе.
Усиленное внимание должно быть уделено метрологическим службам, деятельность которых сегодня очень востребована.
Еще одно важнейшее направление — развитие и совершенствование эталонной базы и обеспечение признания национальных эталонов на международном уровне.
Большое внимание в ходе выступления было уделено также государственному надзору, в том числе в проектной и строительной деятельности.