Со стороны виднее…


Версия для печати

19 апреля т. г. в Могилеве состоялось заседание правления Белорусского союза архитекторов. Традиция проведения выездных мероприятий сложилась уже достаточно давно, доказав свою несомненную состоятельность. В этом году выбор пал на Могилев неслучайно. Как пояснил первый заместитель председателя БСА М. Л. Гаухфельд, во-первых, было интересно узнать, чем "дышит" Могилевская область, каковы достижения и проблемы местных архитекторов. Кроме того, назрела необходимость решения ряда рабочих вопросов по деятельности областной организации Союза.

Делегация из Минска встретилась с главным архитектором Могилевской области С. Л. Воронцом, специалистами Могилевгражданпроекта, представителями областной организации Союза, осмотрела застройку центра города и ряд спортивных объектов.

По признанию М. Л. Гаухфельда, он не был в Могилеве буквально с советских времен. За прошедшие годы город очень изменился: похорошел, стал аккуратней и благоустроенней, "прирос" интересными объектами.

В первую очередь, это пешеходная улица Ленинская (бывшая Садовая). И пусть там, на взгляд нашего собеседника, пока не хватает яркой образной архитектуры и интересных малых форм, уже одно ее существование привлекает горожан и туристов. Кроме того, в благоустройстве улицы воплощены задумки, которые стоит позаимствовать коллегам из других регионов.

В частности, на табличках с названиями улиц в исторической части города есть и современное, и историческое наименования. На специальных мемориальных досках очень тактично и уместно расписаны основные события истории Могилева.

Порадовали воссозданная Ратуша и отреставрированные фасады исторических зданий. Неплохо было бы в Минске, да и других городах республики перенять создание забавных тематических двориков с малыми формами и благоустройством, соответствующим названию: Тульский дворик с громадным самоваром, Московский с детским городком, напоминающим Кремль, и т. п. И пусть это направление пока только зарождается, но как идея разнообразия типовой застройки привлекательно.

На высоком уровне сделаны, по оценке минских архитекторов, спортивные объекты. Это и перекрытия трибун стадиона, и легкоатлетический комплекс.

В диалоге архитекторов выкристаллизовался ряд проблем, причем как общих, так и характерных для конкретных регионов.

В чем же отличие минских и могилевских проблем? На сегодняшний день столица настолько переросла остальные города, включая областные центры, что нуждается в собственной нормативной градостроительной базе. В частности, по плотности застройки, количеству жителей на гектар, парковкам и пр. К примеру, в Могилеве в связи с наличием свободных территорий не стоит проблема сноса частного сектора. По тем же причинам нет острой нужды и в многоярусных и подземных парковках. Минск же в связи со своей высокой плотностью эти вопросы рассматривает в числе первоочередных. По мнению М. Л. Гаухфельда, в современной столице нельзя нормировать плотность "в общем": все зависит от конкретного участка. Так, если рядовые граждане хотят иметь просторные дворы, то частные инвесторы озабочены рентабельностью своих проектов и считают, что прибыльно строить лишь там, где снос не превышает 15 % от объемов нового строительства. Отсюда плотность отдельных площадок может быть достаточно высокой, достигая 20 тыс. м2 жилой площади на гектар.

Сегодня застройка основных новых микрорайонов Минска ведется, ориентируясь на дома из изделий МАПИДа, обеспечивающих плотность 6–7 тыс. м2 на га. И даже с таким показателем приходится прикладывать большие усилия для создания полноценной среды обитания. Более же высокие плотности требуют особого подхода и совершенно иных вложений средств, связанных с применением новых технологий. Это должны быть здания повышенной этажности, но при этом — и повышенной комфортности, чтобы компенсировать жителям отсутствие нормативной зелени, детских и спортивных площадок и т. п. Конечно, на этих территориях все парковки должны быть, в основном, подземными. Крупнопанельная "мапидовская" застройка этого не предполагает, поэтому ее стоит применять на периферии — за кольцевой магистралью, где еще есть свободные территории, а не на застроенных участках. Таким образом, в силу разности масштабов и исторически сложившихся реалий существенно разнится подход в застройке двух городов.

Вторая проблема, знакомая, по-видимому, многим областным и районным центрам, — острая нехватка архитектурных кадров. Лица, управляющие административными процессами в архитектуре, зачастую не обладают специальным образованием — это, как прозвучало в Могилеве, "в лучшем случае" строители. В "худшем" — те, кто вообще согласился на невысокую зарплату. Положение дел усугубляет отсутствие в области собственной архитектурной школы. Это, к сожалению, чувствуется в классе и качестве застройки, начиная от малых архитектурных форм. К примеру, красивая скамеечка на пешеходной улице по своим размерам подходит разве что ребенку. Неприятно удивил минчан расположившийся возле драмтеатра скульптурный "клон", изображающей девушку с собачкой и уже установленный возле столичного Комаровского рынка. "Если типовое проектирование в жилье можно оправдать желанием снизить его стоимость, то в скульптуре (если это искусство), как и в создании уникальных зданий это недопустимо. Тиражирование знаковых произведений необходимо запретить", — выразил уверенность М. Л. Гаухфельд, добавив, что в отличие от Могилева, в Минске ощущается даже некоторый — пусть условный — избыток архитекторов.

"Рутинная часть" заседания была связана с тем, что в прошлом году было принято решение областные организации БСА не регистрировать в качестве юридических лиц, а считать их филиалами Белорусского союза архитекторов. С одной стороны, это упростило многие организационные вопросы и в некоторой степени снизило финансовую нагрузку на Союз. С другой — озадачило, где, скажем, проводить заседания или хранить архив.

Могилевскими коллегами было отмечено, что отсутствие в области Дома архитекторов не благоприятствует консолидации творческих сил. Ранее такие помещения у Могилевской областной организации БСА имелись, и в них проводились творческие встречи и досуг проектировщиков, выставки и обсуждения проектов, имелась библиотека с тематической литературой.

Как прокомментировал член правления БСА И. С. Журавлев, во время встречи членов правления с архитектурным активом областной организации Союза были преодолены первоначально возникшие официальные мотивы в разговоре, и состоялся открытый обмен мнениями о ситуации в проектном деле и об архитектурном творчестве; о проблемах профессионализма и о ценообразовании; о национальном нормировании и гармонизации отечественных нормативных правовых актов с европейскими стандартами и нормами Таможенного союза.

Были обсуждены вопросы подготовки к Национальному фестивалю архитектуры и очередному съезду БСА, затронуты отдельные положения Устава творческого союза и практика использования информационного поля.

Особое внимание было уделено роли и месту Союза в государственной и общественной жизни, в создании благоприятного творческого климата.

Будем надеяться, что все поднятые вопросы окажутся решаемыми.

Всего просмотров: 7 261
Опубликованно: 10.06.2011